Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Размах крыла на $4,5 млрд


11 октября 2012 года Андрей Колесников, КоммерсантЪ


Вчера в Ново-Огарево встретились президент России Владимир Путин и премьер министр Ирака аль-Малики. Специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников выяснил, что контракт в четыре с половиной миллиарда долларов на поставку боевых самолетов в Ирак был подписан в августе 2012 года, что вчера была подтверждена готовность исполнить этот контракт и что новейший боевой стерх будет передан России Казахстаном бесплатно.

Премьер-министр Ирака с простой иракской фамилией Нури Кямель Мохаммед Хасан аль-Малики на хорошем английском языке спросил у Владимира Путина, только встретив его на втором этаже резиденции в Ново-Огарево, как у того дела, и, не дожидаясь ответа, поблагодарил президента России за этот ответ.

После этого у камина в креслах, над которыми запечатлены два льва, разевающих пасти друг на друга (символ оживленных переговоров), состоялась их короткая беседа (кажется, имя иракского премьера оказалось длиннее).

— Мы видим,— сказал Владимир Путин,— как становится на ноги новый Ирак, как он развивается, и рады вашим успехам.

Действительно, политика является искусством возможного: накануне вторжения войск НАТО в Ирак Владимир Путин говорил на эту тему иначе.

Российские компании, продолжил господин Путин, разворачивают свою деятельность в Ираке (хорошо, что компании, а не войска; собственно, благодаря тому, что Россия в итоге так и не вмешалась во вторжение в Ирак, так как все равно не смогла бы помешать этому, теперь там могут действовать мирные российские компании, а правительство Ирака с легкой руки американских коллег то ли готово купить, то ли уже купило российское оружие на четыре с лишним миллиарда долларов).

— Если бы мы могли снять взаимные ограничения в торговле,— продолжил господин Путин,— это было бы хорошо.

— С нашей стороны эти ограничения, я считаю, уже сняты! — не дал ему закончить премьер-министр.

— Поговорим...— попробовал успокоить его российский президент и на тон ниже продолжил: — Вы понимаете, речь идет о трубах...

На этот раз премьер-министр не стал так поспешно снимать ограничения.

За деревянной ширмой тем временем заканчивались последние приготовления к обеду. Чтобы нельзя было сказать, что российская сторона оказывает давление на коллег-переговорщиков всеми доступными способами, в том числе знаменитым русским радушием и известной русской кухней, шеф-повар в кулуарах орал на официантов, а кухня была в основном японской.

Среди участников обеда были замечены глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов (его компания разрабатывает месторождение Западная Курна-2), глава "Газпром нефти" Александр Дюков. В ответ на расспросы журналистов о проектах в Курдистане доброжелательно переспрашивал, о каких проектах идет речь и знают ли журналисты историю Ирака, в подробности которой господин Дюков, очевидно, готов был посвятить всех желающих. На самом деле речь идет о разработке месторождения Бадра, запасы которого оцениваются в 3 млрд баррелей нефти (подробнее см. стр. 9) . Впрочем, месторождение предварительно следует разминировать (по самым оптимистичным прогнозам, пока разминировано 60% территории, на которой предполагается пробурить 11 скважин).

Между тем пока переговорщики обедали (или, вернее, обедающие переговаривались), журналистам стали известны новые подробности из жизни знаменитых стерхов. Эту историю господину Путину накануне рассказал его коллега президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И следует признать, что она неумолимо превращается то ли в русскую былину, то ли в казахский эпос.

Итак, после того, как под торжественные звуки мотодельтаплана, к которым стерхи привыкли, еще лежа в яйцах, стая из шести стерхов взмахнула крылами и взяла курс на Белозерский заповедник в Челябинской области. Прошло много часов. Под крыльями стерхов проплыли 800 километров страны.

Стерхи, ведомые дельтапланом, в конце концов приземлились на остров, где уже сделали короткую передышку летящие в том же направлении серые журавли. Наедине с ними стерхов и оставили в надежде, что белые примкнут к серым и продолжат свой путь в Африку.

Но тут случилось непоправимое: за стаей серых журавлей увязался только один стерх. Остальным было хорошо и в Белозерском заповеднике (правда, орнитологи так не считали и забрали их на родину, под Рязань, где они, собственно, и вылупились из своих яиц).

А Нильс с дикими гусями продолжил свое путешествие и вместе со всеми присел отдохнуть только через 500 километров, уже в Казахстане.

Тут на них, по всем законам драматичнейшего из эпосов, напали дикие собаки. Дикие гуси знали, как вести себя в такой ситуации, и улетели, а Нильс остался и, без сомнения, принял бы неравный бой, и на этом его история закончилась бы, и ей осталось бы только прозвучать в веках, если бы не местные жители, очевидно, такие же дикие, как и собаки,— иначе как им удалось бы отбить Нильса от стаи голодных псов?

Впрочем, казахи оказались, напротив, добрыми и светлыми людьми, они приютили Нильса у себя, а когда про эту гусераздирающую историю узнал председатель лесного хозяйства Казахстана, отдали Нильса в его хорошие руки. И тот смекнул, что это может быть не просто стерх, а тот самый стерх, которого учил летать в преддверии своего шестидесятилетнего юбилея Владимир Владимирович Путин.

Российским орнитологам на Ямал был направлен запрос и фотография стерха, сделанная при помощи мобильного телефона. Российские орнитологи сразу признали в стерхе своего. Кто-то спросит: как? Они же все на одно лицо. Отвечу: а как монголы узнают друг друга?

На шесть часов вечера вчерашнего дня Нильс находился на квартире зампреда комитета по лесному хозяйству Казахстана (т. е. его статус был несколько понижен), а уже завтра Нильса должны вернуть под Рязань, на историческую родину.

С одной стороны, эксперимент по внедрению стерхов в живую природу, можно сказать, провалился. С другой — есть информация, что глава попечительского совета Российского географического общества Владимир Путин намерен добиться для стерхов своего, и возможно, что вскоре на границу Узбекистана и Афганистана отправится военно-транспортный самолет с боевыми (потому что оклемались) стерхами на борту.

Вопрос, кто поведет этот самолет, кажется, не стоит на повестке дня.

Между тем тема самолетов возникла и на обеденных переговорах между премьер-министром Ирака и президентом России.

Владимир Путин, сказав после этих переговоров несколько общих слов про необходимость наращивать товарооборот, катастрофически упавший с 2003 года, после начала войны в Ираке, заметил, что товарооборот может взлететь, в том числе и за счет военных контрактов. Он не уточнил, подписаны ли они уже (об этом разговоры начались накануне, но официально информация подтверждена не была) или будут подписаны в ближайшее время, но при этом заявил:

— Иракские специалисты хорошо знакомы с российскими системами вооружения, и взаимодействие в этой сфере позволит поднять не только уровень товарооборота, но и доверия между двумя государствами (а то и тремя, включая США.— А. К.).

Тут у кого-то из членов российской делегации зазвонил телефон. Мелодия была томной, как и весь этот вечер.

— Станцуем щас,— пробормотал господин Путин в сторону звонка, и он тут же прекратился.

Иракский премьер сказал, что договорились разработать дорожную карту по всем направлениям сотрудничества в ТЭКе, строительстве, обучении студентов,— и ни слова не сказал о военном сотрудничестве. Это могло означать, что на самом деле сделка действительно закрыта, так что и говорить о ней нечего.

Так в конце концов и оказалось. После заявления для прессы, когда оба лидера покинули помещение, я спросил у Сергея Чемезова, действительно ли подписан военный контракт на четыре с половиной миллиарда долларов.

— Действительно подписан,— ответил он.

— А когда?

— В августе этого года.

На вопрос о спецификации контракта Сергей Чемезов отвечать уже не стал, сочтя, видимо, что и так оказался неприлично многословен.

Впрочем, от других людей, участвовавших в переговорах, я выяснил, что речь идет прежде всего о самолетах и что за обедом иракский премьер подтвердил готовность исполнить этот контракт.

Таким образом, тема самолетов (стерхов) целый день вчера витала на территории от Ново-Огарево и Рязани до Астаны.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer