Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ФАС против объединения столичных аэропортов


16 октября 2012 года Мария Киселева, Известия


Конкуренция между Шереметьево и Домодедово привела к качественному обновлению их инфраструктуры, считают в Федеральной антимонопольной службе.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила против проекта Минтранса по объединению аэропортов Московского авиаузла (МАУ). В письмах в правительство и Минтранс (есть в распоряжении «Известий») ФАС критикует проект техзадания по созданию единой госкомпании, консолидирующей госимущество аэропортов. В антимонопольном ведомстве полагают, что объединение лишит Московский авиаузел главного фактора развития — конкуренции.

Идея объединения аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово обсуждалась в Минтрансе еще в апреле. В госкомпанию предлагалось передать госимущество аэропортов (взлетно-посадочные полосы и прочую инфраструктуру), а также госпакеты акций операторов аэропортов.

Минтранс объяснял свою инициативу необходимостью более эффективного распределения бюджетных средств между аэропортами. Выделяемые им на реконструкцию деньги предложено направлять единой госкомпании, которая сама распределяла бы их между аэропортами. Такая структура могла бы перераспределять и пассажиропотоки — к примеру, в случае реконструкции ВПП одного из аэропортов. При этом Минтранс не акцентировал внимание, что единственный частный аэропорт в МАУ — «Домодедово» — при объединении должен утратить самостоятельность. Контрольный пакет в создаваемой компании будет у государства.

В августе проект объединения был представлен президенту Владимиру Путину, который одобрил его и направил в правительство — с поручением до середины ноября проработать его с представителями Домодедово. Рабочую группу возглавил вице-премьер Игорь Шувалов.

До сих пор против планов правительства по объединению аэропортов выступало только руководство Домодедово. Теперь на защиту частного аэропорта встала и ФАС.

ФАС указывает, что в мире есть примеры как централизованного управления аэропортами мегаполиса, так и конкурентной модели. В Москве исследований по этому поводу не проводилось. А из проекта Минтранса следует, что «развитие МАУ на базе создания единой компании, консолидирующей государственные активы аэропортов, уже является приоритетной моделью развития».

— В Московском авиационном узле конкуренция между аэропортами, прежде всего, Домодедово и Шереметьево стала в последнее десятилетие одним из значимых факторов высоких темпов роста пассажиропотока и качественного обновления инфраструктуры, — напоминают представители ФАС.

По мнению антимонопольного ведомства, готовить предложения по поводу объединения имеет смысл только после разработки оптимальной модели развития МАУ, если она покажет целесообразность создания единой компании.

Представители Домодедово не смогли оперативно прокомментировать, как повлияет письмо ФАС на развитие событий.

Главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров разделяет озабоченность службы.

— Это ничем не оправданное искусственное объединение, которое приведет к монополизации достаточно здоровой конкурентной среды, — полагает эксперт.

По его словам, за последние десять лет конкуренция «ракетой выпихнула московские аэропорты на совершенно другой качественный уровень». Гусаров поясняет, что возможность для авиакомпаний выбрать аэропорт с более комфортными условиями заставляет операторов снижать стоимость авиаобслуживания. Это, в свою очередь, сдерживает рост цен на билеты.

По его мнению, объединение аэропортов не решает декларируемые Минтрансом задачи, но может быть использовано для передела собственности. В частности, по-прежнему не ясно, на каких условиях объединенная госкомпания изымет у частного аэропорта Домодедово взлетно-посадочные полосы и другое госимущество, сданное ему в аренду. Напомним, что в 1998 году ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» заключило с ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ФГУП «ААД») договор аренды федерального имущества сроком на 75 лет с правом пересмотра платы раз в пять лет по обоюдному согласию. Пересмотр договора должен был состояться в октябре 2011 года, но переговоры о ставке затянулись. В сентябре, как сообщали «Известия»,  «Росимущество» согласовало с оператором аэропорта Домодедово новую ставку аренды федерального имущества на уровне 410,4 млн рублей в год. Ставка увеличилась в четыре раза по сравнению с предыдущим соглашением.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что нынешнее письмо ФАС если и не отменит решения об объединении, то по крайней мере затормозит его принятие.

— Скорее всего, проект попытаются как-то изменить, чтобы он подходил под требования ФАС. Например, исключат из объединения один из аэропортов, чтобы сохранить конкуренцию. Решение об объединении выгодно лицам, которые хотят перевести частный аэропорт в госсобственность, чтобы иметь над ним контроль. Они будут настаивать на объединении, несмотря на доводы ФАС. Все будет зависеть от того, чей административный ресурс окажется сильнее, — рассуждает Шенк.

— Письмо ФАС в некоторой степени сможет повлиять на принятие решения. Но, как правило, такого рода вопросы решаются в кабинетах власти, — говорит аналитик ИК «Финам» Алексей Захаров.

Эксперт уверен, что объединение московских аэропортов не имеет смысла, так как нет возможности организовать между ними приемлемое взаимодействие.

— На Западе есть такие объединения. В частности, в Париже существует компания, которая управляет несколькими аэропортами. Но там цель — снижение управленческих расходов, а у нас, как обычно, вся администрация останется на месте, появится лишь дополнительная «надстройка», — уверен Захаров.

У рабочей группы есть месяц, чтобы доработать проект с учетом позиции ФАС. Затем предложения по объединению будут рассмотрены премьером.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer