Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ми-8: история с продолжением


16 октября 2012 года Сергей Ткачук, Однако


Стратегия АО «Мотор Сич» на ремоторизацию модификаций прославленного милевского вертолета — большой шаг в новое поколение винтокрылых птиц.

«В воздухе средний многоцелевой транспортно-пассажирский вертолет Ми-8МСБ», — раздался отточенный дикторский голос над бухтой Геленджика, где традиционно в начале осени прошел очередной показ лучших образцов гидросамолетов и многофункциональных вертолетов. Среди последних в небо над живописной бухтой взмыл тот самый Ми-8МСБ, который предназначен для выполнения полетов в пассажирских и грузопассажирских версиях, учебно-тренировочных полетов, авиационных поисково-спасательных работ, решения задач по медицинской и противопожарной тематике. Винтокрылая птица указанной модификации является продуктом модернизации широко известного вертолета Ми-8Т (транспортно-десантная версия для Военно-воздушных сил), выполненная в кооперации с запорожским акционерным обществом (АО) «Мотор Сич».

Вертолет Ми-8Т является одним из самых массовых в мире.

Такая популярность вертолета оправдана целым рядом его отличительных качеств, и в первую очередь тем, что Ми-8 в данной модификации позволяет решать задачи, решение которых с применением вертолетов модификаций «МТВ» (с двигателем ТВ3-117ВМ серии 02 и ВК-2500 серии 03) оказывается неоправданно дорогим. Именно поэтому Ми-8Т остался основным видом транспорта для вахтовых перевозок и транспортировки легких объемных грузов для нефтегазовой отрасли, в частности в условиях Западной Сибири, при обслуживании прибрежных буровых.

В целях ремоторизации вертолета и, по сути, появления на его базе принципиально новой винтокрылой птицы, функционально удовлетворяющей условиям работы в новом веке, АО «Мотор Сич» создало новый двигатель, который вдохнет новую жизнь в легендарные милевские машины. Учитывая высокую эксплуатационную надежность вертолета Ми-8Т при значительно худшей надежности двигателя ТВ2-117, а также то, что ресурс парка вертолетов типа Ми-8Т имеет большой запас по наработке в летных часах, запорожцы успешно решили задачу по замене устаревшего мотора на двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии.

Эти двигатели унаследовали лучшие конструктивные решения, направленные на обеспечение более высоких параметров и ресурсов, которые были отработаны на базовом двигателе ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Новая модификация имеет взлетную мощность 1500 л.с. и частоту вращения свободной турбины 12 000 об/мин. Эти параметры соответствуют выходным параметрам двигателя ТВ2-117А (АГ), штатно использующегося на вертолетах типа Ми-8Т, что исключает замену редуктора и трансмиссии при модернизации и позволяет значительно удешевить эти работы.

Преимуществами вертолета Ми-8 (МСБ) с новыми двигателями по сравнению с вертолетом Ми-8Т являются: сохранение взлетной мощности 1500 л.с. до температуры +55°С и до высоты 4600 м; увеличенные ресурсные показатели: до первого ремонта — 5000 ч (вместо 1500 ч) и назначенный — 15 000 ч (вместо 12 000 ч); более низкий удельный расход топлива (экономия до 20%) и, как следствие, большая дальность полета; облегченный запуск в условиях высоких температур и высокогорья; простота обслуживания в эксплуатации, высокая ремонтопригодность и надежность; устойчивая работа в условиях большой запыленности и задымленности; более низкая стоимость жизненного цикла.

Для демонстрации возможностей «тяговой лошадки» милевских вертолетов в условиях температурных экстремумов в августе 2012 года были проведены специальные технические испытания в Республике Таджикистан. Результаты этих испытаний в условиях высоких температур и высокогорья показали, что по параметру максимального взлетного веса для взлета с учетом влияния явления воздушной подушки вертолет Ми-8МСБ на всех высотах опережает показатели вертолета Ми-8Т. Это означает, что полезная нагрузка вертолета Ми-8МСБ может быть увеличена на вес более одной тонны, что, несомненно, положительным образом скажется на эффективности использования вертолета в эксплуатации.

На прошедшем в Гостомеле под Киевом салоне «Авиасвит-2012» вертолет Ми-8Т установил рекорд и поднялся на высоту 8200 м. Не по спирали, а вертикально, при этом в два раза перекрыв нормативную скорость подъема. Ранее российские вертолеты едва могли преодолеть пятикилометровый рубеж, и то приходилось останавливаться на высоте 1200 м на десять минут, чтобы охладить турбину. «Эта рекордная высота была преодолена для того, чтобы показать возможность старых платформ с новыми двигателями с одновременным увеличением ресурса планера, увеличением жизненного цикла вертолета и удлинением его срока эксплуатации по требованиям эксплуатационных служб России», — сказал Председатель Совета директоров предприятия Вячеслав Богуслаев. Свои впечатления от принципиально нового качества полета проверенного временем Ми-8 описал и Президент компании «Двигатели «Владимир Климов — Мотор Сич», генерал-полковник Анатолий Ситнов. По его словам, вертолет с новейшим двигателем «Мотор Сич» поднялся буквально вертикально на высоту 8200 м, причем без каких-либо дополнительных виражей, зависания или еще каких-либо динамических траекторий. Еще 648 м — и вертолет достигнет высоты самой высокой горы в мире Джомолунгмы (8848 м). Во время показательного полета, когда вертолет достиг запланированной высоты, приборы зафиксировали, что машина с новым двигателем может подниматься еще выше. То есть слетать в Гималаи и подняться на вертолете с запорожскими двигателями выше Эвереста — отнюдь не несбыточная мечта, а дело минут пятнадцати.

Напомним, что предприятие значительно продвинулось в рамках стратегии по развитию направления, по ремонту и модернизации вертолетного парка СНГ. АО «Мотор Сич» уже приобрело контрольный пакет Оршанского авиаремонтного завода, а также установило тесное сотрудничество с Винницким авиаремонтным заводом и «Авиаконом», на которых ведутся работы по модернизации украинских, белорусских и монгольских вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-24.

Впрочем, как это часто бывает, заслуживающая самого пристального рассмотрения с целью серийного производства отечественная техника долго пробивает себе дорогу в жизнь, которая тщетными усилиями отраслевых «умельцев-менеджеров» практически всегда становится тернистой. Так было и с ТВ3-117ВМАСБМ1В, удовлетворяющим всем запросам как авиакомпаний, так и специальных ведомств. Его временная невостребованность — одно из звеньев цепи сопротивления успешным кооперационным проектам России и Украины и продавливания утопических западных проектов чиновниками. Благо, в отличие от функционеров, курирующих вертолетостроительную отрасль, в проблеме смогли разобраться в Министерстве обороны. В оборонном ведомстве приняли соответствующее решение и подписали с АО «Мотор Сич» техническое задание на этот новейший двигатель. Компания АО «Мотор Сич» передала безвозмездно российским военным этот двигатель, за счет чего в Гатчине на военном ремонтном заводе предприятие оборудовало испытательные стенды. Перспективный вопрос — создание совместного российско-украинского предприятия по сборке двигателя для вертолетов.

При производстве ТВ3117ВМА-СБМ1В, равно как и его продолжения 4Е серии, используются передовые достижения материаловедения, которыми могут похвастаться ведущие российские институты в этой области. Таким образом, можно уверенно сказать, что задействован весь имеющийся на вооружении научно-технический и технологический потенциал. А значит, какие бы преграды и административные заслоны ни ставились, вертолетчики получат-таки СВОЙ двигатель, умеющий поднимать винтокрылую машину любого назначения вверх на недосягаемые для других высоты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBeg8N
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer