Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты "Ту" на мировом рынке


17.10.12 13:28 Виктор Нешков, Журнал "АвиаСоюз"


В 2011 году Внешнеторговому объединению «Авиаэкспорт» – ведущему экспортеру советской и российской гражданской авиатехники – исполнилось 50 лет. На протяжении многих лет одной из основных задач объединения являлось продвижение на мировой рынок самолетов «Ту».

Наше сотрудничество с прославленной туполевской фирмой началось с поставки в Чехословакию в 1962-63 г.г. самолетов Ту-104 – первых отечественных реактивных пассажирских воздушных судов. В последующие годы были реализованы экспортные контракты на продажу 13 самолетов Ту-124 в Чехословакию, ГДР, Ирак, Индию и Китай.

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что один из самых эффективных периодов деятельности В/О «Авиаэкспорт» связан с многолетней совместной работой с ОКБ А.Н. Туполева и заводами-изготовителями по продвижению на мировой рынок ближнемагистрального самолета Ту-134 и среднемагистрального самолета Ту-154. Объемы их поставок на экспорт составили более 15% от общего выпуска этих самолетов.

Начиная с 1968 г., объединение «Авиаэкспорт» активно продвигало самолет Ту-134 за рубеж. Всего было продано 134 самолета различных модификаций в Югославию, Мозамбик, Болгарию, ГДР, Чехословакию, Венгрию, Польшу, КНДР, Сирию, Кампучию, Анголу, Монголию, Вьетнам, Афганистан. Хотелось бы отметить, что многие улучшения и доработки на этих самолетах были внедрены с учетом требований зарубежных авиакомпаний и благодаря совместной работе туполевского ОКБ, Харьковского авиазавода и В/О «Авиаэкспорт». Например, радиолокационная станция «Гроза» появилась на Ту-134А в 1970 г. после настоятельных просьб югославских заказчиков, они же первыми начали летать с уменьшенным экипажем. Еще одна новинка – управляемые интерцепторы – устанавливались на Ту-134Б в результате сотрудничества со специалистами Болгарии, Сирии и КНДР.
 
 В ноябре 1968 г. польская транспортная инспекция выдала сертификат, удостоверяющий, что и самолет Ту-134, и его двигатели удовлетворяют английским нормам BCAR, которые в то время в Европе были основными. Позднее, польская инспекция выдала аналогичный сертификат на самолет Ту-134А.
 
Накопленный опыт работы по экспортным поставкам Ту-134 во многом был использован в деятельности нашего объединения по продвижению на зарубежные рынки среднемагистрального самолета Ту-154. Это, пожалуй, одно из самых этапных событий для отечественного авиастроения. Ту-154 в течение многих лет выполнял основной объем пассажирских перевозок на внутренних и международных магистральных авиалиниях не только СССР, но и стран Восточной Европы, а также ряда государств других регионов мира. Первые два самолета Ту-154 были переданы авиакомпании «Балкан» (Болгария) в 1972 г. Всего на экспорт было поставлено 155 самолетов Ту-154 в 16 стран мира: Болгарию (32 машины), Румынию (12), Чехословакию (13), Венгрию (14), Кубу (9), Египет (10), КНДР (4), НДРЙ (2), Гайану (1), КНР (34), Сирию (3), Польшу (15), Афганистан (2), Эфиопию (1), ГДР (2), Никарагуа (1).
 
Для успешной эксплуатации самолетов Ту-154 за рубежом объединением «Авиаэкспорт» совместно с ОКБ А.Н. Туполева, заводом-изготовителем самолета в Куйбышеве (ныне Самара), предприятиями-поставщиками двигателей и комплектующих изделий, авиаремонтными заводами была создана эффективная инфраструктура послепродажного обслуживания. Для зарубежных авиакомпаний успешно решались вопросы гарантийного обслуживания, подготовки и обучения летных и технических кадров, поставки запасных частей, технической эксплуатации и ремонта и др.

Авторитет отечественной авиационной техники, в том числе самолета Ту-154, был настолько высоким, что первыми эксплуатантами новой модификации – самолета Ту-154М – стали авиакомпании Болгарии и Сирии, а венгерская авиакомпания «Малев» и чехословацкая «ЧСА» первыми внедрили систему технического обслуживания самолета «по состоянию».  Поставки на экспорт Ту-154М более чем на год опередили начало эксплуатации этих самолетов в Аэрофлоте.

Уже в 90-е годы по контракту В/О «Авиаэкспорт» были поставлены самолеты Ту-154М в Казахстан и КНР. Для многих стран мира самолеты Ту-154 составляли основу национального парка воздушных судов гражданской авиации, а в ряде государств осуществляли перевозку первых лиц. В настоящее время за рубежом продолжается эксплуатация нескольких десятков самолетов Ту-134 и Ту-154. Вопросы обеспечения перевозок на этих самолетах будут находиться в поле внимания В/О «Авиаэкспорт» вплоть до полного завершения их эксплуатации. После распада СССР, с учетом работы в рыночных условиях, потребовалось выработать новые подходы к продвижению отечественной авиатехники на зарубежные рынки.
 
Важным фактором здесь стала консолидация усилий разработчиков, изготовителей и экспортера. Результатом такой совместной работы АНТК им. А.Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»), УАПК «Авиастар» (ныне ЗАО «Авиастар-СП») и В/О «Авиаэкспорт» стало заключение контрактов на поставку самолетов Ту-204-120 в Египет. В период 1997-2002 г.г. в эту страну продано 5 самолетов данной модификации в пассажирском и грузовом вариантах. Они успешно эксплуатировались как в Египте, так и на условиях лизинга в ряде европейских стран. Еще одна из модификаций самолета Ту-204 (Ту-204-120СЕ) в грузовом варианте поставлена в Китайскую народную республику. Хорошо понимая, что на мировом авиарынке конкурентоспособным может быть только пассажирский самолет, отвечающий современным международным требованиям, ОАО «Туполев» проделало большую работу по комплектации Ту-204-120 и Ту-204-120СЕ самым передовым оборудованием. Наряду с системами и агрегатами отечественного производства на экспортной модификации самолета Ту-204 установлены двигатели английской фирмы Rolls-Royce и оборудование известных мировых производителей. Ту-204-120СЕ может перевозить до 27 т грузов в контейнерах международного класса на расстояние до 3000 км. (при загрузке в 10,5 т – на 7400 км.).

Впервые в отечественном авиастроении на самолет Ту-204-120СЕ получен Сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Это подтверждение того, что самолет в полной мере соответствует современным международным нормам для грузовых самолетов. В/О «Авиаэкспорт» совместно с ОАО «Туполев» и другими предприятиями отечественного авиастроения отработал комплекс вопросов послепродажного обслуживания экспортных модификаций самолета Ту-204, при этом использован многолетний опыт по организации эксплуатации поставленных за рубеж самолетов «Ту», но с учетом современных требований. Наше объединение принимало активное участие в работе по проекту нового ближнемагистрального самолета туполевской фирмы – Ту-334. Был изучен потенциальный рынок инозаказчиков, учтены их предложения в процессе реализации проекта создания самолета Ту-334. К сожалению, самолет не был запущен в серийное производство.
 
Сотрудничество Внешнеторгового объединения «Авиаэкспорт» с прославленным туполевским ОКБ началось еще 50 лет назад, когда предприятие возглавлял выдающийся российский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Именно в тот период были осуществлены первые поставки за рубеж самолетов Ту-104 и Ту-124. Большое внимание продвижению самолетов «Ту» на мировой авиарынок уделяли и его преемники: генеральные конструкторы А. Туполев, В. Климов, И. Шевчук. Важная роль в решении вопросов экспортных поставок самолетов «Ту» принадлежит заместителю генерального конструктора А. Кандалову, главным конструкторам С. Егеру, Л. Селякову, А. Шенгардту, Л. Лановскому, О. Алашееву, И. Калыгину, руководителям экспортных подразделений А. Автоманову, Е. Ефимову и многим другим руководителям и специалистам ОАО «Туполев».
 
У В/О «Авиаэкспорт» сложились хорошее взаимодействие и общее понимание в вопросах создания и продвижения на мировой авиарынок новых конкурентоспособных самолетов «Ту» с президентом ОАО «Туполев» Александром Петровичем Бобрышевым. Хотелось бы надеяться, что многолетний успешный опыт совместной работы В/О «Авиаэкспорт» и знаменитой туполевской фирмы будет использован и в будущем.

Внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт» поздравляет коллектив ОАО «Туполев» с 90-летием конструкторского бюро! Желаем успехов в создании и продвижении новых самолетов «Ту» на отечественный и мировой авиарынки!
 
Виктор Нешков, генеральный директор В/О «Авиаэкспорт»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer