Зачем она? Для работы? Но неужто министерства, ведомства и госкорпорации по полной укомплектованы штатом секретарей, помощников и лиц по особым поручениям, которые, при наличии разумной деловой цели, освященной государственным интересом, эту несчастную визу оформят. А те, кто по ней полетит-поедет, этих трудов и не заметят, как и сейчас не замечают.
Получается, что «синий» паспорт остро необходим только тем чиновникам, кто хотел бы мотаться в Европу по частным делам — шопинг, хэппенинг, лыжи.
Или тем, кому визу не дадут. Например, из-за присутствия в «списке Магнитского» или аналогичном перечне лиц, которых в странах, уважающих права человека, видеть не захотят.
Учитывая скорость, с которой в России расширяется сфера политических репрессий, это очень даже важно.
Настолько, что наша страна в качестве ассиметричного аргумента в переговорах готова ввести визы для экипажей гражданских воздушных судов из Европы. Идея — дикая в своей абсурдности даже по нынешним временам. Это не угроза, это просто истерика.
У Евросоюза «не хватает политической воли», чтобы впустить без виз российских чиновников?
«В процессе либерализации визового режима между Россией и ЕС ощущается нехватка политической воли у европейских партнеров», — сказал «Новой» постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов.
Он признал, что продвижение по обоим трекам либерализации визового режима (первый — отмена виз для краткосрочных поездок всех граждан, второй — упрощение выдачи многократных виз отдельным категориям граждан) идет достаточно медленно.
Упрощение визового режима между Россией и ЕС, которое включало бы отмену виз для обладателей служебных паспортов, в минувшее воскресенье было одной из тем дискуссии в Люксембурге на рабочем ужине министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с главой дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и коллегами из стран — членов союза.
В начале октября на встрече Совета партнерства Россия–ЕС в Никосии сторонам не удалось завершить согласование документа о визовом упрощении. Единственным камнем преткновения был и сейчас остается вопрос об обладателях «синих» служебных загранпаспортов.
Судя по словам сопровождавших Лаврова в Люксембург дипломатов и самого министра, заметных сдвигов не произошло, и с 1 ноября Россия, возможно, отменит мораторий на требование виз для экипажей гражданских самолетов. «Мы уже продлевали мораторий два раза. Первое ноября — это крайний срок, и едва ли мы сможем продлевать мораторий дальше», — сказал Лавров журналистам после люксембургского ужина. Соответственно, и российским пилотам, и стюардессам для полетов в страны ЕС надо будет получать визы.
Посол Чижов, отвечая на мои вопросы, не стал прогнозировать, удастся ли подписать соглашение до декабрьского саммита Россия–ЕС, на который в Брюсселе ждут президента Владимира Путина, но выразил надежду на это.
Работа по первом треку, в направлении безвизового режима для краткосрочных поездок граждан между Россией и ЕС, идет своим чередом, заверил он.
«Совместные шаги (перечень согласованных между ЕС и Россией технических и юридических мер. — А.М.) постепенно реализуются, может быть, медленнее, чем мы бы с вами хотели. В конце сентября в Россию ездила первая оценочная группа экспертов Евросоюза по защищенности документов».
Иными словами, в ожидании безвизовых поездок в Европу простых смертных россиян (как и безвизовых поездок простых граждан ЕС в Россию) следует запастись терпением. Это процесс на неопределенное по срокам будущее.
Сейчас речь идет о безвизовых поездках обладателей служебных паспортов. В России это сотрудники министерств, госкорпораций и ряда других государственных ведомств.
«Если говорить о параллельном треке, подготовке соглашения об адаптации действующего документа 2006 года о визовых упрощениях (которое наряду с безвизовым режимом для чиновников дало бы возможность ученым, студентам, журналистам, бизнесменам и представителям гражданского общества легче получать трехлетние и пятилетние многократные визы. — А.М.), то оно практически готово к подписанию. За исключением одного вопроса, где упорство и, я бы даже рискнул сказать, упрямство наших коллег из Евросоюза не поддается логическому объяснению. Это вопрос о распространении безвизового режима на обладателей служебных паспортов», — отметил посол.
«Мы пошли на определенные компромиссные уступки, ограничив сферу действия соглашения биометрическими служебными паспортами. Речь идет примерно о 15 тысячах человек. По имеющимся оценкам, в странах Евросоюза таких паспортов в 10 раз больше», — сказал он.
Постпред сообщил, что и на этом направлении работа продолжается. Предстоят встречи старших должностных лиц и экспертных групп, которые попытаются найти развязки и компромиссные решения.
Удастся ли заключить соглашение перед декабрьским саммитом Россия–ЕС? «Будем надеяться, но работа идет непростая. Откровенно говоря, мы ощущаем нехватку политической воли со стороны наших партнеров», — подчеркнул дипломат.
Основные проблемы будут именно у российских авиакомпаний
«Предложение ввести визы для пилотов из стран ЕС более чем странное. Такую контрмеру могли предложить только люди неграмотные. Надеюсь, она никогда не будет реализована. Потому что ни к чему, кроме очередного витка политического противостояния России и Европы, не приведет», — полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Я летаю в «Аэрофлоте» 17 лет и не помню, чтобы когда-то для полетов в Европу в качестве членов экипажа воздушного судна нам требовались визы. Но, конечно, это не распространяется на частные и даже на часть рабочих поездок. Так, для того чтобы пройти обучение на авиатренажере в Германии, мы оформляли «шенген», — поясняет глава Шереметьевского профсоюза летного состава, командир Boeing767 Игорь Дельдюжев.
Как сегодня выглядят безвизовые полеты для пилотов в ЕС? Достаточно, чтобы данные членов экипажа были внесены в Генеральную декларацию рейса — документ, который оформляет авиакомпания и в котором зафиксирована информация о воздушном судне, маршруте, составе экипажа и пассажирах. На основании этого документа экипаж не только может находиться на территории аэропорта, но и при оформлении специального разрешения временно его покинуть.
Но такой упрощенный режим действует далеко не во всех странах. Так, членам летных экипажей требуется виза для полетов в США. «Специальная американская виза выдается сразу на несколько лет. Но чтобы у кого-то возникали при оформлении какие-то проблемы — об этом я не слышал», — говорит Дельдюжев.
«Создаст ли это проблемы для европейского бизнеса? Введение виз, безусловно, обернется дополнительными расходами, но основные проблемы будут именно у российских авиакомпаний, — рассуждает Роман Гусаров. — Потому что европейским пилотам понадобится всего одна виза, а нашим, поскольку не все страны ЕС входят в Шенгенскую зону, — сразу несколько».