Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ближе к роботам


24 октября 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Япония в ближайшие пять лет приступит к разработке нового истребителя, который некоторые американские эксперты уже отнесли к боевым самолетам шестого поколения. Новый самолет получит мощные двигатели, интеллектуальные бортовые системы и по своим возможностям превзойдет уже существующие истребители пятого поколения. Правда, шансы на то, что самолет японской разработки будет производится серийно, малы. В будущем этот проект может слиться с американскими, и Япония, как обычно, закупит истребители, сделанные в США.

Новое поколение

Перспективный японский истребитель получит индекс F-3. Опытно-конструкторские работы в рамках этого проекта планируется начать в 2016-2017 годах, поднять первый прототип в воздух - в 2024-2025 годах, а начать серийное производство истребителя рассчитывают в 2027 году. Такие сроки оговорены в плане развития ВВС, подготовленном министерством обороны Японии. С этим документом ознакомилось издание Aviation Week. В общей сложности военные намерены купить не менее 200 новых самолетов.

Согласно планам японского военного ведомства, новые истребители национальной разработки должны будут заменить устаревшие Mitsubishi F-2 (созданы на базе американских F-16 Fighting Falcon) и F-15J/DJ Eagle/Kai. В настоящее время ВВС Японии выполняют полеты на 78 истребителях F-2A/B и 198 F-15J/DJ. Новые F-3 будут использоваться наравне с истребителями F-35 Lightning II; 42 таких самолета Япония намерена купить у США.

Предварительные научно-исследовательские работы по созданию нового японского истребителя начались в 2010 году. Их ведет Институт технических исследований и разработок (TRDI) при министерстве обороны Японии в рамках проекта i3. В перспективном самолете планируется использовать ряд технологий, которые будут созданы в рамках проекта по разработке истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. Последний, скорее всего, не получит серийного продолжения и будет существовать только в виде нескольких летных прототипов.

ATD-X расшифровывается как Advanced Technology Demonstrator - X (демонстратор новейших техологий; X - пока неизвестный и не присвоенный цифровой индекс). Shinshin в переводе с японского означает "разум". Первый полет машины запланирован на 2014 год. Японское военное ведомство всерьез никогда не задумывалось о серийном производстве этого самолета, и весь проект в целом был инициирован скорее для того, чтобы доказать властям, что Япония еще может разрабатывать высокотехнологичную военную продукцию.

Из прорывных технологий ATD-X, которые может унаследовать F-3, в первую очередь следует назвать систему самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Суть этой технологии заключается в том, что бортовой компьютер будет получать с датчиков информацию о повреждении различных аэродинамических элементов конструкции и корректировать работу оставшихся целыми элементов таким образом, чтобы полностью восстановить управляемость самолетом.

В F-3 "перекочуют" и различные технологии малозаметности (геометрическая форма, пассивные электронные системы, радиопоглощающие и композиционные материалы, особое металлическое напыление и некоторые другие), многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой (возможно, усовершенствованная версия уже созданной РЛС JAPG-1 AESA), оптико-волоконная система дистанционного управления с многократным дублированием каналов, система радиоэлектронной борьбы и обмена информацией.

В ближайшее время основной упор планируется сделать на разработку новых двигателей для самолета и технологии малозаметности. Проектированием двигателя занимается корпорация IHI, которая намерена создать силовую установку, способную развивать тягу в 15 тысяч килограммов-силы. Вероятно, имеется в виду форсажное значение. Для сравнения, двигатель F119-PW-100 для истребителя F-22 Raptor способен развивать тягу в 10,7 тысячи килограммов-силы и в 15,9 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа.

Прототип ATD-X

Длина: 14 метров;
Высота: 4 метра;
Размах крыла: 9 метров;
Двигатели: Ishikawajima XF5-1, 15 тысяч килограммов-силы.

Демонстратор технологий является уменьшенной версией проектируемого истребителя. По этой причине в конструкцию прототипа не заложены внутренние отсеки вооружения. Предположительно, по своим размерам F-3, который возьмет множество технологий у Shinshin, будет по своим размерам сопоставим с F-15J.

На создание двигателя министерство обороны Японии намерено потратить 17,2 миллиарда иен (215,6 миллиона долларов), из которых 4,5 миллиарда будут выделены на проект уже в 2013 году. Испытания двигателя планируется начать в 2015 году, а завершить работы над новой силовой установкой - в 2017 году. Помимо большой тяги разработчики намерены добиться и более высоких температурных показателей воздуха в камере воздухозаборника перед компрессором.

Расчетное значение температуры пока составляет 1600 градусов Цельсия, однако IHI планирует перешагнуть этот рубеж. Внимание, которое японцы уделяют этому показателю, может указывать на то, что они хотят создать реактивный двигатель, способный работать на скоростях более трех чисел Маха (около 3,4 тысячи километров в час). Для достижения этой цели ученым, вероятно, придется разработать новые, более устойчивые к высоким температурам, материалы для конструкции воздухозаборников и компрессоров.

Дело в том, что при полете самолета всегда происходит торможение воздушного потока в воздухозаборнике, в результате чего воздух значительно нагревается. При превышении расчетного порога это может приводить к разрушению воздухозаборника и компрессора. Кроме того, компрессору становится труднее сжимать разогретый воздух и подавать его в камеру сгорания, и общая эффективность двигателя снижается. Именно по этой причине использование турбореактивных двигателей на гиперзвуковых скоростях становится невозможным.

Ожидается, что японский F-3 получит двухдвигательную конструкцию, а это значит, что совокупная тяга двигателей самолета будет составлять 30 тысяч килограммов-силы. Для сравнения, двухдвигательная силовая установка истребителей F-15J, которые должен будет заменить новый F-3, способна развивать тягу в 15,9 тысячи килограммов-силы и 22,6 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа. Использование мощной силовой установки на F-3 указывает на то, что истребитель будет относиться к классу тяжелых. Максимальная взлетная масса тяжелого F-15J составляет 30,8 тонны.

Кроме того, TRDI намерен разработать для F-3 особое радиопоглощающее покрытие, в структуру которого будет интегрирована сетка из антенн, соединенных с системой радиоэлектронного противодействия. По данным TRDI, такая сетка позволит не только определять радиолокационное облучение самолета, но и снижать радиолокационную заметность истребителя. За счет таких антенн также планируется глушить радары противника. Технические подробности проекта пока неизвестны.

На разработку новой технологии японское военное ведомство в 2013-2016 годах намерено выделить 1,6 миллиарда иен. В рамках этого же проекта будет вестись создание новой системы радиоэлектронной борьбы и противодействия, которая позволит обеспечить "всеобъемлющее наблюдение и глушение". Наконец, военные хотят получить технологию снижения эффективной площади рассеяния, отличную от принципов геометрической и структурной малозаметности. Техническая оценка этого проекта состоится в 2019 году.

С 2010 года TRDI получил 2,5 миллиарда иен на исследования в области аэродинамики внутренних вооружений, включая сброс бомб и запуск ракет из внутренних отсеков вооружения, раскрытие створок на больших скоростях полета и расчет прочностных характеристик материалов таких отсеков. На завершение работ и создание прототипов внутренних отсеков потребуется еще 3,8 миллиарда иен.

Хотя японское министерство обороны явно не указало принадлежность перспективного самолета к конкретному поколению боевых самолетов, американские аналитики отнесли F-3 к шестому поколению истребителей. В 2011 году агентство Jane's также сообщало, что Япония начала предварительные работы по созданию собственного истребителя шестого поколения. Сборкой самолета будет заниматься японская корпорация Mitsubishi Heavy Industries.

По оценке японского военного ведомства, в 2020-х годах новыми высокотехнологичными истребителями и ракетами с увеличенной дальностью будут обладать Китай, Южная Корея и Россия - ближайшие соседи Японии, с которыми она имеет ряд территориальных споров. В качестве противовеса Япония и намерена создать собственный многоцелевой тяжелый истребитель, способный выполнять задачи как завоевания господства в воздухе, так и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

Вероятность слияния

Примерно в обозначенные Японией сроки создать собственные истребители шестого поколения для ВМС и ВВС намерены США. С января 2011 года американские ВВС и ВМС ведут совместную разработку требований к истребителю поколения "6", который планируется принять на вооружение в 2025-2030 годах. В ВМС США эта программа называется F/A-XX, а в ВВС - F-X. Некоторые американские аналитики предположили, что, как и проект ATD-X, новый F-3 может не получить своего серийного продолжения - Япония предпочтет закупить американские самолеты.

Предварительный список требований пока обнародовали только американские ВМС, но вряд ли он значительно отличается от требований ВВС. Военно-морские силы хотят получить самолет, базирующийся на авианосце, способный обеспечивать господство в воздухе и решать ряд других боевых задач в пространстве с ограничением и воспрещением доступа и маневра (A2/AD, anti-access/area denied operational environment), включая ведение воздушного боя, нанесение наземных ударов, противокорабельную борьбу и непосредственную поддержку с воздуха.

Собственные концепции истребителей шестого поколения уже представили американские компании Boeing и Lockheed Martin. Первая ведет проектирование боевого самолета F/A-XX с 2009 года; в мае 2010 года Boeing на конференции Военно-морской лиги США показал две концепции перспективного истребителя. В целом, по данным Boeing, самолет соответствует требованиям американских ВМС. Кроме того, он может быть как дистанционно управляемым, так и пилотируемым.

Lockheed Martin представила свое видение истребителя шестого поколения в начале января 2012 года. К отличительным чертам боевых самолетов этого поколения компания отнесла принципиально новые двигатели, материалы, системы обеспечения энергией и оружие. Истребители должны быть быстрее существующих самолетов пятого поколения, обладать большей дальностью полета и рядом новых технологий, как, например, "самовосстанавливающихся структур" и "многоспектральной малозаметности".

В качестве наиболее вероятной силовой установки в настоящее время рассматриваются усовершенствованные реактивные двигатели изменяемого цикла с адаптивной технологией (ADVENT). Их особенностью станет использование третьего воздушного контура, благодаря которому воздушный поток будет обходить компрессор и камеру сгорания. При взлете и полете на максимальной скорости третий контур будет закрываться, чтобы двигатель мог поддерживать максимальный уровень тяги. При полете на крейсерской скорости контур будет открыт, что позволит повысить тягу двигателя и одновременно снизить потребление топлива.

Некоторые аналитики предположили, что, когда США приступят к разработке новых боевых самолетов, Япония присоединится к проекту. При этом японские наработки могут быть предложены американцам. Присоединившись к американскому проекту, Япония может отказаться и от создания собственного реактивного двигателя, также передав все наработки американской стороне. Таким образом, если японское министерство обороны сменит курс и решит закупать F-X, самолеты на вооружении этой страны будут отличаться от американских версий только бортовым оборудованием, как отличаются F-15J от F-15C/D.

В целом ATD-X и F-3 скорее относятся к имиджевым проектам Японии, на протяжении десятков лет закупающей вооружение и военную технику у США. Пытаясь поддержать собственные оборонные предприятия, японское правительство приобретает у США лицензии на производство военной техники. Кроме того, нередко американская техника для Японии проходит через несколько этапов доработки на местных предприятиях, поэтому японские версии истребителей, разработанных в США, стоят существенно дороже оригиналов.

Ведя разработку перспективных истребителей, Япония скорее пытается поддержать технологическую и научную базу собственного оборонно-промышленного комплекса, за редкими исключениями не создававшего собственного оружия с момента окончания Второй мировой войны. С 1947 года в Японии действует девятая статья конституции, запрещающая государству не только участвовать в каких-либо военных конфликтах, но даже иметь собственную армию.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer