Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


80 лет назад в Новосибирске "встал на крыло" завод имени Чкалова


29 октября 2012 года Дмитрий Букевич, Комсомольская Правда - Новосибирск


Изначально там не собирались строить самолеты. Но все изменилось в 1936 году...

Здесь будет завод! Но какой?..
 
История знает немало удивительных и радикальных перемен, благодаря которым наш город стал тем, чем стал. Например, у нас существовал Новосибирский автомобильный завод, который затем превратился в НЗХК. Однако в летописи столицы Сибири можно найти и более интересную трансформацию. Новосибирск начинался с железной дороги, но со временем для молодого города не менее важной стала авиация. Но поначалу о ней никто не помышлял, ведь на территории нынешнего Дзержинского района в далеких 1930-х годах строился совершенно другой завод…
 
- В июле 1931 года был заложен первый камень в строительство завода горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, - так начинают рассказ о своей истории в НАПО имени В. П. Чкалова. - Но спустя пять лет, в 1936 году, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод № 153. А 23 октября 1937 года предприятие уже начало производить самолеты.
 
Авиазавод сразу же начал показывать отличные результаты - первый освоенный в Новосибирске самолет, легендарный истребитель И-16, был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. И с 1938 по 1940 год заводчане передали на вооружение Красной армии более 600 самолетов. Именно на И-16 Валерий Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. А когда Валерий Павлович погиб, по просьбе коллектива новосибирскому авиазаводу было присвоено его имя, а позже установлен и памятник летчику.
 
Крещение войной
 
И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. Войны, которая навеки прославила завод имени Чкалова. К 1941 году в Новосибирске уже выпускался истребитель ЛаГГ-3, а позже у нас начали делать боевые машины Як.
 
- В Новосибирске, куда мы с матерью переехали после начала войны, самолетов хватало. Громадный авиационный завод им. В. П. Чкалова выпускал истребители конструкции Яковлева, и в хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли фигуры пилотажа, - писал в своих воспоминаниях Борис Орлов, в те годы бывший еще мальчишкой, а затем ставший известным летчиком-испытателем. - Видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. А я и мои друзья, Алька и Васька, во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двухэтажного дома - все поближе к небу, - жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики…
 
А истребители собирали такие же мальчишки и девчонки, только чуть постарше. С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и производство легло на плечи женщин и 12 - 14-летних подростков, составивших более 70% коллектива завода. Они работали не покладая рук, и это не просто красивое выражение, а суровая правда…
 
- К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 (21 самолет), а за 1942 год было построено 2211 машин, - гласит летопись НАПО имени В. П. Чкалова. - Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. За день на заводе собирали по 28 - 30 истребителей.
 
Родина Ан-2, или От пропеллеров - к турбинам
 
В Великую Отечественную войну 153-й авиазавод вошел под лозунгом «Полк в день». 36 тысяч Яков было построено в СССР с 1941 по 1945 год, и практически каждый второй из них был произведен в Новосибирске. С окончанием войны появились и другие задачи. 31 мая 1946 года на авиазаводе имени Чкалова было создано опытно-конструкторское бюро № 153 под руководством Олега Антонова, а 31 августа 1947 года в воздух впервые поднялся легендарный Ан-2. Но гражданская история завода продлилась недолго - в 1952 году КБ Антонова перевели в Киев, и чкаловцы вновь стали заниматься сугубо военными самолетами.
 
Уже в 1947 году завод перешел на производство реактивных истребителей - сначала МиГ-15, затем МиГ-17. А потом началось сотрудничество новосибирского авиапредприятия с ОКБ Сухого, продолжающееся и по сей день. Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 - все эти грозные боевые машины имели новосибирское происхождение.
 
- В качестве памятных образцов у нас хранятся многие самолеты, которые собирались на предприятии, - рассказали «Комсомолке» в НАПО имени В. П. Чкалова. - В частности, это реактивные истребители Су-17, Су-24, МиГ-17, Як-28. Еще два - Су-9 и макет И-16 - мы отдали в детский лагерь «Чкаловец», там они находятся и по сей день.
 
В трудные 1990-е годы в Новосибирске начали собирать многофункциональный истребитель Су-34. Параллельно в рамках конверсии выпускались двухмоторные грузопассажирские самолеты региональных линий Ан-38 в разных модификациях. Машина получилось вполне удачной, но массовое производство наладить, увы, не удалось.
 
С Новосибирском связан и амбициозный проект холдинга «Сухой» - региональный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Чкаловцы принимают участие в его создании, а Сибирский научно-исследовательский институт авиации проводил испытания самолета, история которого складывается весьма непросто... Но, несмотря ни на что, новосибирское слово в авиационной промышленности страны все еще остается веским. И мы лишь можем пожелать, чтобы впредь НАПО им. В. П. Чкалова становилось только сильнее.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSJCf
Укладка натурального линолеума на http://remont.youdo.com/facing/floor/linoleum/natural/.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/nedorogo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer