Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


80 лет назад в Новосибирске "встал на крыло" завод имени Чкалова


29 октября 2012 года Дмитрий Букевич, Комсомольская Правда - Новосибирск


Изначально там не собирались строить самолеты. Но все изменилось в 1936 году...

Здесь будет завод! Но какой?..
 
История знает немало удивительных и радикальных перемен, благодаря которым наш город стал тем, чем стал. Например, у нас существовал Новосибирский автомобильный завод, который затем превратился в НЗХК. Однако в летописи столицы Сибири можно найти и более интересную трансформацию. Новосибирск начинался с железной дороги, но со временем для молодого города не менее важной стала авиация. Но поначалу о ней никто не помышлял, ведь на территории нынешнего Дзержинского района в далеких 1930-х годах строился совершенно другой завод…
 
- В июле 1931 года был заложен первый камень в строительство завода горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, - так начинают рассказ о своей истории в НАПО имени В. П. Чкалова. - Но спустя пять лет, в 1936 году, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод № 153. А 23 октября 1937 года предприятие уже начало производить самолеты.
 
Авиазавод сразу же начал показывать отличные результаты - первый освоенный в Новосибирске самолет, легендарный истребитель И-16, был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. И с 1938 по 1940 год заводчане передали на вооружение Красной армии более 600 самолетов. Именно на И-16 Валерий Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. А когда Валерий Павлович погиб, по просьбе коллектива новосибирскому авиазаводу было присвоено его имя, а позже установлен и памятник летчику.
 
Крещение войной
 
И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. Войны, которая навеки прославила завод имени Чкалова. К 1941 году в Новосибирске уже выпускался истребитель ЛаГГ-3, а позже у нас начали делать боевые машины Як.
 
- В Новосибирске, куда мы с матерью переехали после начала войны, самолетов хватало. Громадный авиационный завод им. В. П. Чкалова выпускал истребители конструкции Яковлева, и в хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли фигуры пилотажа, - писал в своих воспоминаниях Борис Орлов, в те годы бывший еще мальчишкой, а затем ставший известным летчиком-испытателем. - Видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. А я и мои друзья, Алька и Васька, во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двухэтажного дома - все поближе к небу, - жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики…
 
А истребители собирали такие же мальчишки и девчонки, только чуть постарше. С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и производство легло на плечи женщин и 12 - 14-летних подростков, составивших более 70% коллектива завода. Они работали не покладая рук, и это не просто красивое выражение, а суровая правда…
 
- К концу 1941 года завод выпустил первую партию истребителей Як-7 (21 самолет), а за 1942 год было построено 2211 машин, - гласит летопись НАПО имени В. П. Чкалова. - Такие результаты были достигнуты благодаря колоссальному труду рабочих и служащих, сутками не выходивших из цехов и перевыполнявших задания в несколько десятков, а то и сотен раз. За день на заводе собирали по 28 - 30 истребителей.
 
Родина Ан-2, или От пропеллеров - к турбинам
 
В Великую Отечественную войну 153-й авиазавод вошел под лозунгом «Полк в день». 36 тысяч Яков было построено в СССР с 1941 по 1945 год, и практически каждый второй из них был произведен в Новосибирске. С окончанием войны появились и другие задачи. 31 мая 1946 года на авиазаводе имени Чкалова было создано опытно-конструкторское бюро № 153 под руководством Олега Антонова, а 31 августа 1947 года в воздух впервые поднялся легендарный Ан-2. Но гражданская история завода продлилась недолго - в 1952 году КБ Антонова перевели в Киев, и чкаловцы вновь стали заниматься сугубо военными самолетами.
 
Уже в 1947 году завод перешел на производство реактивных истребителей - сначала МиГ-15, затем МиГ-17. А потом началось сотрудничество новосибирского авиапредприятия с ОКБ Сухого, продолжающееся и по сей день. Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 - все эти грозные боевые машины имели новосибирское происхождение.
 
- В качестве памятных образцов у нас хранятся многие самолеты, которые собирались на предприятии, - рассказали «Комсомолке» в НАПО имени В. П. Чкалова. - В частности, это реактивные истребители Су-17, Су-24, МиГ-17, Як-28. Еще два - Су-9 и макет И-16 - мы отдали в детский лагерь «Чкаловец», там они находятся и по сей день.
 
В трудные 1990-е годы в Новосибирске начали собирать многофункциональный истребитель Су-34. Параллельно в рамках конверсии выпускались двухмоторные грузопассажирские самолеты региональных линий Ан-38 в разных модификациях. Машина получилось вполне удачной, но массовое производство наладить, увы, не удалось.
 
С Новосибирском связан и амбициозный проект холдинга «Сухой» - региональный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Чкаловцы принимают участие в его создании, а Сибирский научно-исследовательский институт авиации проводил испытания самолета, история которого складывается весьма непросто... Но, несмотря ни на что, новосибирское слово в авиационной промышленности страны все еще остается веским. И мы лишь можем пожелать, чтобы впредь НАПО им. В. П. Чкалова становилось только сильнее.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSJCf
Укладка натурального линолеума на http://remont.youdo.com/facing/floor/linoleum/natural/.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/nedorogo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer