Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сыграли в ящики


30 октября 2012 года Иван Сафронов, Елена Черненко , КоммерсантЪ


По данным "Ъ", Россия и Турция ведут переговоры о возврате груза, конфискованного турецкими властями на борту перехваченного самолета сирийских авиалиний, следовавшего из Москвы в Дамаск, однако шансы на его возвращение пока невелики. Кроме того, "Ъ" удалось выяснить, как груз оказался на борту гражданского самолета, кто отвечал за организацию поставки и каким образом могла произойти утечка информации.

О том, что Россия и Турция ведут переговоры о возврате 12 ящиков с элементами для радиолокационных станций (РЛС), конфискованных турецкими властями с борта сирийского Airbus А320, следовавшего из Внуково в Дамаск, "Ъ" рассказали несколько дипломатических источников. "Переговоры ведутся, однако не исключено, что груз возвращен не будет,— сообщил собеседник "Ъ".— Когда ящики изымали, сирийскому пилоту не дали расписку, несмотря на то что он на этом настаивал". А источник "Ъ", близкий к российской системе ВТС, подтвердил: возвращение груза предприятию-изготовителю — Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) — является основной задачей. И добавил: "Иначе как рейдерством случившееся не назовешь". В КБП "Ъ" комментарии дать не смогли.

Вечером 10 октября истребители ВВС Турции F-16 вынудили Airbus А320 компании Syrian Air (бортовая регистрация YK-AKE), следовавший из Внуково в Дамаск рейсом RB442, совершить посадку в аэропорту Анкары по подозрению, что он перевозит "груз, не отвечающий требованиям гражданской авиации". На борту находилось 35 пассажиров, из них 17 — граждане РФ. После девятичасовой проверки власти Турции дали экипажу разрешение на вылет, но наложили арест на обнаруженный на борту груз. Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган в тот же день объявил, что сирийский самолет перевозил боеприпасы.

Впоследствии власти Турции постарались сгладить громкие обвинения в адрес России. В середине октября представитель МИД РФ Александр Лукашевич сообщил, что Турция не ставит под сомнение легитимность груза на борту самолета, следовавшего из Москвы в Дамаск. "Это был абсолютно легальный груз — электрооборудование для РЛС,— пояснил дипломат.— Сомнения вызвала только схема поставки". О том, что на борту Airbus A320 находилось 12 ящиков с техническими элементами для РЛС системы ПВО, "Ъ" сообщил сразу, как стало известно о перехвате самолета (см. "Ъ" за 12 октября).

"А вот схема поставки действительно оказалась достаточно сложной,— признал источник "Ъ" в правительственных кругах РФ.— После задержания самолета в Анкаре нам потребовалось несколько дней, чтобы в ней разобраться". По его словам, сложность заключалась в том, что для доставки элементов РЛС систем ПВО "Панцирь-С1", изготовленных в КБП, привлекались субподрядчики.

Как выяснил "Ъ", разработать план доставки груза, согласовать его прохождение через таможню и обеспечить сопровождение было поручено компании "РТ-Логистика" (РТЛ) — дочерней структуре госкорпорации "Ростехнологии". "Надежные агенты в портах и на погранпереходах позволяют РТЛ реализовывать логистические проекты любой степени сложности",— уверяет компания на своем сайте.

"Поскольку груз не являлся негабаритным, было принято решение не заказывать отдельный грузовой самолет в Дамаск — это привлекло бы слишком много внимания,— говорит источник "Ъ", близкий к российской системе ВТС.— Груз было также нежелательно доставлять вместе с гуманитарной помощью: списки поставляемой продукции в этом случае могут быть доступны очень широкому кругу лиц. Поэтому РТЛ предложила доставить ящики с грузом рейсовым самолетом "Аэрофлота"".

Однако из-за того, что сообщение на линии Москва—Дамаск рейсовыми самолетами российской компании с начала августа было прекращено, этот вариант отпал. В итоге было решено использовать для перевозки запчастей борт Syrian Air. "Это предложение было принято Дамаском почти сразу,— говорит источник "Ъ".— После переговоров РТЛ начала оформление документации для перевозки и получения разрешений на вывоз". В РТЛ ситуацию официально не комментируют.

Решение использовать гражданский борт собеседник "Ъ" считает абсолютно обоснованным: во-первых, груз не представлял опасности ни экипажу, ни борту, а во-вторых, информация о грузе оставалась бы закрытой. Однако эти расчеты не оправдались: в турецком воздушном пространстве самолет был перехвачен. "Турецкие ВВС отправили на перехват два F-16, поскольку знали о транспортируемом грузе,— заявил собеседник "Ъ" в госструктурах РФ.— Они бы не стали так рисковать, не зная об этом наверняка".

По данным "Ъ", проводимая ФСБ проверка по факту утечки информации об отправке груза в Сирию практически завершена. "С большой долей уверенности можно сказать, что российские ведомства непричастны к разглашению информации,— говорит источник "Ъ" в госструктурах РФ.— Скорее всего, это вина сирийской стороны".

При этом интересно, что Syrian Air изменила географию маршрута Москва (Внуково)—Дамаск. Например, на международном интернет-ресурсе Flightradar24.com, отслеживающем глобальный трафик воздушных судов по авиакоридорам, на записи видно, что другой сирийский A320 (регистрация YK-AKD) тем же рейсом RB442 в минувшую субботу (27 октября) проследовал над Волгоградом, мимо Астрахани и далее над Каспийским морем, оставив на траверзе справа Махачкалу, в направлении Ирана.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer