На первом же комитете по стратегии рассматривался вопрос увязки планов развития аэропорта и авиакомпании «Аэрофлот», самого большого по пассажиропотоку и приносимой выручке клиента МАШ. Это была непростая, но в целом конструктивная дискуссия.
По моему искреннему убеждению, «Аэрофлот» как базовая, якорная авиакомпания является одним из важнейших клиентов аэропорта Шереметьево. Он должен сделать все от него зависящее, чтобы «Аэрофлоту», как и другим авиакомпаниям, базирующимся и совершающим рейсы в аэропорт Шереметьево, в конечном счете и всем пассажирам было комфортно.
Авиакомпания и аэропорт — это единые звенья одной транспортной системы. Как и в случае с технической неисправностью самолета, авиакомпания не имеет права перевозить пассажиров, несмотря на убытки. Точно так же в случае обнаружения неисправности полосы аэропорт обязан предпринять все зависящие от него меры, чтобы обеспечить соответствие покрытия требованиям контролирующих органов. И, безусловно, задача менеджмента — сделать это с наименьшим ущербом для операций авиакомпаний, клиентов аэропорта, обеспечить максимально возможный в этих условиях комфорт для пассажиров.
По моему мнению, если возникает проблема в связи с оперативной работой аэропорта, то, безусловно, приоритет должен быть отдан не коммерческим вопросам, а вопросам безопасности перевозок. Именно за это лично отвечает единоличный исполнительный орган — генеральный директор аэропорта, вне зависимости от того, кто занимает эту должность и каких взглядов он придерживается. Контролируют его надзорные службы, которые следят за соответствием технического состояния аэропорта условиям, определенным в выданном ими сертификате.
8 октября на совете директоров нынешнего генерального директора аэропорта Шереметьево Михаила Василенко информируют о происходящих событиях. Много говорилось о конфликте между ним и некоторыми его коллегами. По моему мнению, прежде всего должен рассматриваться не конфликт между личностями, а суть проблемы и возможные пути ее разрешения.
Если системные проблемы не удается решить на уровне единоличных исполнительных органов — генеральных директоров, они должны быть вынесены на уровень коллегиальных органов — советов директоров компаний. Здесь они будут рассмотрены без эмоций, профессионально, обстоятельно и по существу, в итоге будут предложены варианты решения проблем.
Для этого мы, члены стратегического комитета, и работаем на заседаниях вместе с приглашенными специалистами. Мы детально разбираемся в отдельных вопросах стратегического плана развития, в том числе в вопросах, возникающих в процессе согласования планов перспективного развития аэропорта и авиакомпаний — клиентов аэропорта. Предлагая здравые, на наш взгляд, решения, мы вносим их на рассмотрение совета директоров МАШ.
Такой регламент соответствует лучшей практике корпоративного управления. В новом составе совета директоров три независимых директора. Комитет по стратегии возглавляет один из них — опытный специалист Анна Белова. Ее профессиональные навыки, стремление достичь лучшего результата и авторитет хорошо известны в корпоративном мире.
В заключение хотел бы повторить еще раз, что любые действия менеджмента прежде всего должны оцениваться с точки зрения обеспечения безопасности операций, совершаемых в аэропорту, и только после этого мы должны приступать к оценке их экономической целесообразности. Такова специфика бизнеса пассажирских перевозок.