Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический мусор


12 ноября 2012 года Антон Ключкин, Андрей Коняев, Lenta.ru


Компания "Российские космические системы" (РКС), отвечающая в России за развитие системы ГЛОНАСС, в последние дни оказалась в центре громкого коррупционного скандала. Речь идет о расхищении 6,5 миллиарда рублей, выделенных на развитие системы. До сих пор скандалы такого уровня для Роскосмоса, который шефствует над РКС, были событием экстраординарным. Чиновники в Кремле уверяют, что терпеть хищения у них давно уже нет сил, но молчать приходилось, чтобы не мешать следствию.

Спутники государственного значения

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) была задумана еще в Советском Союзе как ответ американской GPS. Масштабы инженерных задач, которые предстояло решить создателям системы, были колоссальны. Теория для GPS появилась в 50-х годах прошлого века, первый спутник был запущен в 1973 году, и только в 1994 году система стала полностью функциональной (то есть была достигнута заявленная точность позиционирования).
 
На этом фоне первоначальные темпы создания отечественной сети впечатляли: первый спутник ГЛОНАСС был запущен в 1982 году, в 1993-м система была введена в эксплуатацию с 12 спутниками, а уже через год, в декабре 1995-го, система достигла своего штатного состава в 24 космических аппарата. Впрочем, в отличие от американских аналогов, российские спутники имели (да и до сих пор имеют) очень короткий срок службы. Из-за этого, а также из-за финансовой комы проект ГЛОНАСС постепенно начал погибать - к 2001 году количество работающих на орбите аппаратов сократилось до шести. Забегая вперед, скажем, что снова догнать систему до штатной численности удалось только в 2011 году.
 
Чтобы спасти ситуацию, ГЛОНАСС, которая первоначально была сугубо военным проектом, решили превратить в проект двойного назначения. Для этого в 2001 году была создана соответствующая Федеральная целевая программа, а датой ввода навигационной системы в эксплуатацию был заявлен 2010 год. После создания этой программы наступило некоторое затишье, которое было прервано в 2005 году. Тогдашний президент Владимир Путин дал поручение правительству не только в кратчайшие сроки закончить-таки создавать космическую группировку, но и начать коммерческое использование системы. В итоге в 2006 году система вместе со всеми своими проблемами оказалась в ведении Роскосмоса, а точнее - РКС.
 
С этого момента ГЛОНАСС стала предметом постоянного внимания первых лиц государства и проблемной статьей расходов госбюджета. Так, в 2008 году Владимир Путин дополнительно выделил на развитие системы 67 миллиардов рублей. Позже, обещая космической отрасли еще 200 миллиардов в 2009-2011 годах, он заявил, что государство не будет копировать прежнюю модель, при которой "она [отрасль] была вещью в себе". "Это - путь к омертвлению инвестиций и полученных технологий, к потере перспективного рынка, в том числе даже в собственной стране".
 
В декабре 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести разгонный блок ДМ на заданную орбиту, и он вместе с тремя спутниками ГЛОНАСС упал в океан. После этой аварии в Роскосмосе прошли первые крупные увольнения. Свои посты потеряли вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин и заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский. Чуть позже вслед за своим замом отправился в отставку и руководитель космического агентства Анатолий Перминов.
В апреле следующего года во главе Роскосмоса встал бывший командующий космическими войсками Владимир Поповкин, до того занимавший пост первого заместителя министра обороны. Новому руководителю не повезло - 2011 год для российской космической отрасли выдался, как говорится, "черный". Роскосмос потерял "Фобос-Грунт", спутник связи "Экспресс АМ-4", грузовик "Прогресс М-12М", а также спутник двойного назначения "Меридиан".
 
Поповкин начал реформу Федерального космического агентства, а еще через год разразился скандал с РСК.

Звездные войны

Ситуация с хищениями средств, выделенных на развитие ГЛОНАСС, стремительно обрастает подробностями. Летом 2012 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ сообщило о необоснованных расходах бюджетных денег в ходе создания спутниковой системы. На тот момент речь шла о растрате 565 миллионов рублей, а основными подозреваемыми назывались руководители РКС. Сам Роскосмос также провел проверку и подтвердил растрату. В кабинетах руководства РКС прошли обыски, но конкретные подозреваемые не назывались.
 
Хищения, как отмечали в полиции, строились по довольно банальной схеме. Некие представители РКС заключали договоры о научно-исследовательской работе с коммерческими организациями, которые в силу квалификации сотрудников подобные исследования выполнить не могли в принципе. В итоге всю работу за них выполнили штатные сотрудники РКС, но деньги при этом были переведены на счета законтрактованных компаний. Затем через фирмы-"однодневки" эти средства выводились и присваивались.
 
Расследование хищений в РКС, как уверяет ранее курировавший ГЛОНАСС глава администрации президента РФ Сергей Иванов, началось еще в 2010 году. Впервые, по словам Иванова, информация о хищениях бюджетных средств при разработке навигационной системы у него появилась еще два года тому назад, однако он "не подавал виду", чтобы не дать расхитителям замести следы.
 
"Когда я начинал работу, а программа начиналась в 2006-2007 годах, для этого были выделены большие, огромные бюджетные средства. И где-то в 2009-2010 годах у меня на уровне ощущений стали возникать подозрения, что что-то не так. А в начале 2010 года ко мне обратился тогдашний министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев, который мне доверительно сообщил, что у него не только ощущения, но и появляются первые факты или основания подозревать, что бюджетные средства ГЛОНАСС, говоря по-простому, воруются", - рассказал Иванов в интервью Первому каналу в воскресной программе "Время" (11 ноября).
 
Иванов провел встречу с сотрудниками МВД. "Они мне показали бумаги размером примерно с этот стол, то есть простыни, где, по их мнению, четкими стрелочками было показано, как ходят деньги и куда они уходят. Я попросил их продолжать работу и не снижать темпов, крайне противно было, - сообщил Иванов. - Я не подавал виду, потому что я понимал, что, если я начну подавать вид, это приведет к настороженности и попытке замести следы". Вместо Иванова вид подал глава Роскосмоса Поповкин.
 
В марте 2012 года в интервью "Известиям" глава Роскосмоса Владимир Поповкин рассказал о коррупции в РКС и причастности к выводу бюджетных средств гендиректора РКС Юрия Урличича. "В процессе реализации новой программы по развитию и поддержанию ГЛОНАСС на 2012-2020 годы мы не допустим увода таких потоков денег через аффилированные структуры непонятно куда", - заявил глава Роскосмоса. После этого на сайте РКС появилось письмо, подписанное Иваном Голубом (заместителем Урличича), в котором критиковалась деятельность Поповкина (главу Роскосмоса, среди прочего, обвинили в пьяной драке, а также в попытке перехватить финансовые потоки в космической отрасли), однако спустя несколько часов оно исчезло. Пресс-секретарь Роскомоса Анна Ведищева обвинила РКС в разжигании информационной войны.
 
Перепалка, больше похожая на приговор руководству РКС, на этом, однако, закончилась. Оргвыводов в отношении руководства РКС не последовало, но, по данным "Известий", Урличич получил запрет на выезд за границу до января 2017 года.

Молчание ягнят

В ноябре 2012 года скандал с хищением в РСК получил крайне абсурдное продолжение. После того как в офисе аффилированного с РКС ЗАО прошли обыски, начальник УВД на московском метрополитене Игорь Божков на брифинге в Москве 9 ноября заявил, что еще около 2,5 лет назад 4-е Управление МВД России приступило к разработке информации о хищениях бюджетных средств, выделенных РКС для реализации системы ГЛОНАСС. "В настоящее время подтверждается информация о хищениях в объеме 6,5 миллиардов рублей (по данным Счетной палаты, финансирование целевой программы развития ГЛОНАСС за 2002-2010 годы составило более 100 миллиардов рублей). По данному факту возбуждено уголовное дело", - сообщил Божков. Неожиданное заявление от человека, который, как казалось, к РКС имеет минимальное отношение, пришлось пояснять начальнику столичного управления МВД Анатолию Якунину: Божков, по его словам, начинал заниматься делом ГЛОНАСС, еще работая в 4-м Управлении МВД России.
 
Выступление Божкова буквально взорвало ленты информационных агентств, уделяющих после отставки министра обороны Анатолия Сердюкова повышенное внимание коррупционным делам в госструктурах. Интерес к Божкову подогревался вопиющим несоответствием его текущей должности и тех заявлений, которые он сделал. На несоблюдение правил игры обратили внимание и в РКС. Пресс-секретарь компании Александр Зубахин заявил, что информация о масштабных хищениях средств, предназначавшихся для системы ГЛОНАСС, не соответствует действительности. "Скоро комментарии по РКС и системе ГЛОНАСС будут делать постовые полицейские. И чем ниже должность комментатора, тем страшнее будет сумма", - заметил он. Вскоре после неосторожных слов Зубахина высокопоставленный источник в Кремле счел необходимым заявить "Интерфаксу", что "рекомендует должностным лицам РКС быть поаккуратнее с заявлениями и не ставить под сомнение профессионализм, компетентность и порядочность сотрудников правоохранительных органов, проводящих расследование". Зубахин ушел в отставку на следующий день.
 
Еще через день поста главного конструктора ГЛОНАСС лишился Урличич. Должность гендиректора РКС он сохранил, но, надо полагать, ненадолго. Лидия Михайлова, пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Рогозина, отвечающего в том числе и за космические технологии, пояснила данное решение бюрократической целесообразностью - по ее словам, руководство Роскосмоса в рамках реформы давно добивается разделения должностей гендиректоров и генконструкторов предприятий ракетно-космической отрасли. "Поскольку одна из них предполагает административные функции, а другая относится скорее к творческим профессиям", - поясняет Михайлова. Саму должность генконструктора вскоре, надо полагать, также ждет "деление" - на специалиста, ответственного за военное применение ГЛОНАСС, и на специалиста, ответственного за внедрение технологий в народное хозяйство.
 
Претензий в рамках расследования хищений в РКС конкретным лицам пока не предъявлено. Неясен также и объем хищений. Зато понятно, что Кремль и правительство "ведут" дело. "Правительство, безусловно, заинтересовано в проведении соответствующего расследования и выявлении коррупционных элементов в ходе реализации программы ГЛОНАСС", - уверяет журналистов вице-премьер РФ Владислав Сурков. Ему вторит и глава Счетной палаты Сергей Степашин.
 
На данный момент непонятно, является ли происходящее зачисткой поляны вокруг оборонной отрасли либо же отражает внутреннюю борьбу за чистоту рядов, которую ведет в Роскосмосе Поповкин. В конце концов зачистка в РКС может быть связана и с новой кампанией по борьбе с коррупцией, в рамках которой пострадали высокопоставленные чиновники сразу нескольких министерств. Дело ГЛОНАСС, как и отставка Сердюкова, затрагивает интересы слишком многих, чтобы говорить наверняка. Возможно, в деле РКС нет какой-то особой подоплеки, однако позиция Кремля и так некстати прерванное молчание Иванова намекают на обратное. И хотя пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отвергает обвинения в какой-либо кампанейщине в борьбе с коррупцией в последнее время, есть все основания полагать, что волна громких антикоррупционных дел только начинает собираться.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer