Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лоб в лоб


12 ноября 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Крупный российский контракт на поставку военной техники Ираку оказался под угрозой срыва. Представитель правительства Ирака Али Мусави объявил, что власти нашли коррупционную составляющую в подписанных с Москвой соглашениях и расторгли их. И хотя иракский министр обороны позднее заявил, что исполнению контрактов ничто не угрожает, на этом тема поставок российского оружия Багдаду явно не закончится. Дело в том, что в Ираке столкнулись интересы сразу нескольких государств, пытающихся вклиниться в крупную программу перевооружения армии этой страны.

В начале октября 2012 года российское правительство объявило, что во втором полугодии 2012 года Ирак подписал с Россией несколько контрактов на поставку вооружений и военной техники. Общая стоимость соглашений составила 4,2 миллиарда долларов. Подробности военных контрактов не уточнялись, однако российские СМИ со ссылкой на собственные источники писали, что речь идет о 42 зенитных ракетно-пушечных комплексах "Панцирь-С1" и 30 ударных вертолетах Ми-28НЭ. Сообщалось также, что была достигнута договоренность провести переговоры о продаже Ираку истребителей МиГ-29М/М2 и бронемашин.

Соглашение о поставке Ираку достаточно крупной партии военной техники было воспринято как успех России на внешнем рынке - после завершения американской военной операции Ирак воспринимался как экономическая вотчина США. Так, вскоре после формирования нового иракского правительства многие контракты по добыче нефти получили американские компании; Багдад также приобрел у США 36 истребителей F-16IQ Fighting Falcon, вооружение к ним, 140 основных боевых танков M1A1 Abrams, а также более двухсот гусеничных и колесных бронированных машин различного назначения.

Впрочем, уже 10 ноября 2012 года представитель правительства Ирака Али Мусави объявил, что Багдад расторг контракт с Москвой, поскольку премьер-министр страны Нури аль-Малики усмотрел в нем коррупционную составляющую. При этом иракский премьер, по словам Мусави, распорядился пересмотреть условия сделки с Россией и инициировал расследование. Другие подробности относительно иракских подозрений раскрыты не были. В частности, неясно, кто именно подозревается в коррупции и кто принял решение разорвать контракт. Россия никаких официальных уведомлений по этому вопросу не получала.

Позднее министр обороны Ирака Саадун Дулейми выступил с опровержением. Он заявил, что выполнение соглашения идет своим чередом, а в самом контракте никакой коррупционной составляющей нет. По словам Дулейми, Ирак по российскому соглашению "не перевел ни единого динара". Глава иракского министерства обороны также предположил, что подозрения в коррупции могли возникнуть, потому что власти страны слишком поздно передали детали соглашения антикоррупционному комитету. Тем не менее после опровержения министра обороны в самом Ираке тема военных поставок не угасла.

Правительство России объявило о заключении контракта с Ираком 9 октября 2012 года. Сведения о сумме сделки содержались в документах, подготовленных к встрече премьер-министров России и Ирака Дмитрия Медведева и Нури аль-Малики. При этом некоторые СМИ сообщали, что на встрече премьеров могут быть подписаны соглашения на поставку Ираку вооружений и военной техники еще на пять миллиардов долларов, однако этого не произошло.

По словам Халида Альвани, члена парламентского антикоррупционного комитета Ирака, именно эта организация потребовала от премьер-министра приостановить сделку с Россией, поскольку заключавшие контракт иракцы могут быть "замешаны в коррупции", а значит, и сама сделка находится под подозрением. При этом член комитета обороны и безопасности Ирака Хассан Джихад отметил, что в ближайшее время в Россию будет направлена новая иракская делегация, которая займется пересмотром и перезаключением военных сделок с Москвой.

Как пишет газета "Коммерсантъ", Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России и "Рособоронэкспорт" уведомлений о расторжении сделки не получали. По дипломатическим каналам Москва также не получала информации об аннулировании контракта. При этом между Москвой и Багдадом уже начались переговоры, целью которых является прояснение сложившейся ситуации. В ходе переговоров Россия намерена потребовать от Ирака объяснений относительно заявлений о расторжении сделки. Подробности этих переговоров пока неизвестны.

Примечательно, что слухи о расторжении контракта с Россией появились на фоне коррупционного скандала вокруг российского Министерства обороны, на волне которого своих постов уже лишились министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба Вооруженных сил Николай Макаров. Не исключено, что заявления иракской стороны о необходимости проверки условий военной сделки с Москвой являются реакцией на события в самой России. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что ни Сердюков, ни Макаров к иракскому контракту отношения не имеют.

10 ноября 2012 года РИА Новости сообщили со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России, что пертурбации в отношении иракского контракта однозначно связаны с давлением США. Как полагает источник "Коммерсанта" в российских правительственных кругах, "американцы не для того столько лет проводили операцию в Ираке, чтобы потом отдавать рынок вооружений России". При этом другой источник газеты отметил, что в такого рода конкурентной борьбе может быть замешана и Украина.

В настоящее время США являются крупнейшим военным поставщиком Ирака. В общей сложности Багдад подписал с Вашингтоном соглашений на поставку вооружений и военной техники на сумму свыше 12 миллиардов долларов. При этом стороны уже начали новую серию переговоров - в том числе о поставке Багдаду новых зенитных ракетных комплексов и ударных вертолетов AH-64D Apache. Россия с контрактом на 4,2 миллиарда долларов стала вторым по величине военным поставщиком страны. Третье место заняла Украина, продавшая Ираку вооружений и военной техники на два миллиарда долларов.

Ирак купил американские истребители F-16IQ двумя партиями по 18 самолетов в каждой. Истребители будут поставлены Багдаду в урезанной версии. В частности, планер самолетов будет версии Block 50/52, однако F-16IQ получат более слабые импульсно-доплеровские радары APG-68(v)9 с механическим сканированием, а также устаревшие версии ракет - AIM-9L/M-8/9 Sidewinder, AIM-7M-F1/H Sparrow и AGM-65D/G/H/K Maverick. Выплачивать более 5,3 миллиарда долларов за 36 F-16IQ Ирак будет на протяжении нескольких лет. Сумма первоначального взноса составила 1,5 миллиарда долларов.

В настоящее время Ирак ожидает завершения поставки 420 украинских бронетранспортеров БТР-4Е и 150 основных боевых танков "Оплот". Багдаду уже поставлены десять военно-транспортных самолетов Ан-32Б и два многоцелевых вертолета Ми-8Т. При этом Киев рассчитывает на дальнейшее углубление военно-технического сотрудничества с Багдадом.

Россия на протяжении последних нескольких лет также пыталась завоевать расположение иракского правительства, используя для этого все доступные политические и экономические инструменты. В частности, Ирак, как и Россия, поддерживает Иран в вопросах снабжения вооруженных сил и властей Сирии. Против этого выступают США, Саудовская Аравия, Турция и большинство стран Европы. Ирак зависит от финансовой помощи США, однако по иранскому вопросу на уступки идти не готов, поскольку именно благодаря Тегерану может удерживать под контролем союзников-шиитов, представленных в коалиционном правительстве.

О заключении российско-иракского контракта стало известно вскоре после того, как Ирак пропустил через свою территорию иранский транспортник, следовавший в Сирию. Тогда США потребовали от Багдада ограничить воздушные перевозки через иракскую территорию в Дамаск, пригрозив сократить военную помощь Ираку и приостановить несколько военных контрактов, включая поставку истребителей F-16. Таким образом, подписание соглашений с Россией стало своего рода акцией неповиновения со стороны Багдада, старающегося диверсифицировать военные закупки.

Кроме того, в феврале 2008 года Россия простила Ираку долг в размере 12 миллиардов долларов. Предполагалось, что все эти действия позволят российским компаниям получить больше долей на иракском нефтяном и оружейном рынках. Однако реально поставить Ираку удалось пока только несколько многоцелевых вертолетов Ми-17 на общую сумму в 200 миллионов долларов. Соглашение на поставку ЗРПК "Панцирь-С1" и вертолетов Ми-28НЭ еще не реализуется; когда планируется поставить технику заказчику, пока неизвестно. Возможно, на время улаживания "недопонимания" с Ираком, соглашение будет приостановлено.

По данным "Коммерсанта", противники российско-иракской сделки, пытаясь убедить Багдад в ее нецелесообразности, утверждали, что 4,2 миллиарда долларов за перечисленные вооружения - цена слишком высокая. В качестве подтверждения приводился контракт, заключенный между Россией и Сирией, на поставку 50 ЗРПК "Панцирь-С1". Сумма сделки составила тогда около 900 миллионов долларов. При этом источник газеты, близкий к системе ВТС, рассказал, что, когда Москва и Багдад обсуждали положения контракта, "вопросов к нам не возникало и ни о какой коррупции речи не шло".

На завершившемся в 2011 году индийском тендере на поставку 22 ударных вертолетов Россия предлагала Индии Ми-28Н за 1,4 миллиарда долларов, то есть по 64 миллиона долларов за машину. Таким образом, продажа Ми-28НЭ Ираку может быть оценена почти в два миллиарда долларов, а стоимость 30 Ми-28НЭ и 42 "Панцирь-С1" - почти в три миллиарда долларов. Впрочем, подробности иракского контракта официально не раскрываются, и, что помимо техники включено в стоимость, неизвестно. Как правило, такие соглашения включают в себя также сопутствующее оборудование, вооружение, подготовку пилотов и техников.

В любом случае продажу Ираку 36 американских истребителей F-16 тоже нельзя назвать дешевой, особенно если учесть, что самолеты будут поставлены Багдаду в не самой "свежей" конфигурации. Сумма сделки на поставку боевых самолетов Ираку оценивается в шесть миллиардов долларов. На эти деньги Багдад получит истребители, вооружение к ним, включая устаревшие версии ракет, наземное оборудование и запчасти. Для сравнения, в 2008 году Марокко купила у США 24 истребителя F-16 в схожей с иракской комплектации, с запчастями и вооружением всего за 2,5 миллиарда долларов.

Таким образом, заявления Ирака о расторжении сделки с Россией, а затем опровержение этой информации может свидетельствовать о серьезной конкурентной борьбе за перспективный рынок вооружений - министерство обороны Ирака занимается реализацией масштабной программы перевооружения армии. В этой борьбе столкнулись несколько стран, причем можно предположить, что ее жертвой уже чуть не стала Украина. В 2011 году эта страна задержала поставку купленных Ираком БТР-4Е, поскольку иракские специалисты забраковали пушки, установленные на эти машины.

Уже после этого, когда поставка машин все же состоялась, в СМИ появились сообщения о недовольстве иракских военных установленными на БТР системами управления огнем. При этом появлялась и информация о том, что Ирак может оштрафовать Украину за позднюю поставку бронемашин и их низкое качество, и даже о возможном расторжении сделки. Позднее обе стороны эти сообщения опровергли. Теперь, вероятно, очередь докатилась до России, и внутренний коррупционный скандал противникам сделки играет на руку.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer