Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воплощение мечты человечества


13.11.12 14:07 Владимир Попов, Журнал "Авиапанорама", №5-2012


«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение мечты человечества...» С.П. Королев

Накануне, ранним дождливым утром с одного из подмосковных аэродромов, без суеты взлетел чартерный рейс, взяв курс с набором высоты на юго-восток.  В его салоне устроились более полусотни на первый взгляд обычных пассажиров. Только по определенным отрывкам фраз в их разговорах даже несведущему человеку стало бы понятно, что все, кто находится на борту самолета, совсем не случайные попутчики. Многие еще перед посадкой на воздушное судно при встрече горячо пожимали руки, широко улыбались или обнимали друг друга. Действительно, это были работники и ветераны различных военно-гражданских подразделений и организаций, связанных с космической отраслью нашего государства, которые так или иначе по велению судеб оказались причастны к тому далекому событию. Конечно же, некоторые из них в ту пору были совсем молодыми лейтенантами и инженерами, другие пришли в космическую отрасль гораздо позже. Но многие еще успели поработать с некоторыми из них и хорошо знали по долгу службы именно первых строителей полигона, а также испытателей, которые осуществляли первые пуски ракет-носителей (РН) «Р-7» (8К71), созданных под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королева.

В далекое послевоенное время Постановлением Совета министров от 12 февраля 1955 г. за №299-181 было принято решение о создании научно-исследовательского испытательного полигона НИИП-5 МО для отработки и летно-конструкторских испытаний изделий типа «Р-7».  И уже 15 мая 1957 г.  состоялся первый пуск РН на вновь построенном полигоне вблизи полустанка Тюра-Там со стационарного стартового комплекса. А через несколько месяцев, 2 октября 1957 г.,  на полигоне был подписан приказ о летных испытаниях, которые предстоит провести на «Объекте 135» (это площадка №1) новой технической системы РН со спутником «ПС-1» (или, как его еще называли, «объект Д-1»).  Ракета-носитель была вывезена 3 октября на старт для подготовки к запуску. Таким образом, 
4 октября 1957 г.  в 22 часа 28 мин 34 с московского времени был успешно произведен запуск РН «Спутник» (серийный № 1-10 (М1-1ПС). 
 
По сегодняшним меркам, это был действительно самый примитивный по конструкции космический аппарат – «простейший спутник» (ПС-1), но, главное для того времени, он был нашим, хотя и мог только передавать с орбиты «пикающие» радиосигналы, которые мы с восторгом принимали своими приемниками. Необходимо учесть, что еще 15 июля 1955 г. президент США Д.Эйзенхауэр сделал публичное заявление о том, что США предполагают запустить свой ИСЗ уже в 1957 году.  Это означало – в гонке национальных интересов, в военно-политической и экономической обстановке назревает большой конфликт со значительным перевесом американцев, так как они уже провели испытания ядерного оружия, продемонстрировали его устрашающее действие на весь мир на примере Японии. И готовы продемонстрировать, подтвердить свое безоговорочное превосходство еще раз. Отечественные научно-технические силы и экономический потенциал вступили в негласное противоборство с самой могучей страной и не проиграли.
 
По конструкторским расчетам, источник питания на  ПС-1 был предназначен для работы в течение  двух недель, обеспечивая орбитальный полет, поддерживая рабочий температурный режим в герметичном корпусе спутника и работу передатчика. Сам радиопередатчик (Д-200) мощностью 1Вт на волнах 7,5 и 15 м способен был поочередно передавать непрерывно  сигналы длительностью 0,3–0,4 с на указанных радиоволнах.  Мало кто знает, что за счет скромных размеров спутника  (это был шар диаметром 58 см  и весом 83.6 кг) мы не могли его наблюдать визуально невооруженным глазом в ночном небе даже маленькой звездочкой.  А все видели тогда полет находящейся вблизи со спутником ступени РН (блок «А»), которая, собственно, и вывела  его на орбиту, и вошла в историю как сопутствующий  искусственный объект, находящийся в космосе, учитывающийся в особом международном каталоге.

Все равно, с каким восторгом, задрав голову в небо, напряженно смотрели вечером в тот сектор звездного пространства, где, по сообщениям местного радио или заводской многотиражки, в определенное время можно было наблюдать за пролетом «рукотворного чуда». Сейчас это кажется слишком наивным, но тогда – было искренним и почти патриотическим поступком, посмотреть полет спутника, это вселяло  в каждого из нас чувство гордости за нашу великую Родину.  Так, двадцать одни сутки из космоса шли радиосигналы рукотворного объекта, а вообще спутник находился на орбите 92 дня, до 4.01 1958г.  Совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты, кстати, блок «А» летал 60 суток, до 2.12.1957 г. и затем, войдя в плотные слои атмосферы – сгорел, а в «каталоге» была сделана соответствующая запись о прекращении его существования на околоземной орбите.

Поэтому, оказавшись на Байконуре, все мои попутчики окунулись душою в романтизм той эпохи, которую они, как оказалось в нашей стране сами по крупицам и создавали.  А при встрече наперебой делились своими воспоминаниями о службе, о работе, о трудностях, которые им приходилось преодолевать, о курьезных случаях, о зарождении определенных традиций и еще о многом и многом другом. И как было приятно участвовать вместе с ними в мероприятиях, которые были организованы руководством Российского космического агентства и Администрацией города Байконур в честь празднования юбилея запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Кроме того, после мрачной московской погоды, гости были обласканы осенним солнечным теплом, вниманием встречающих их людей, а также старыми знакомыми и сослуживцами, а еще все были приятно удивлены торжественным убранством улиц и площадей, чистотой газонов, зеленью бульваров, которых по общей протяженности в городской черте насчитывается около 50 км.  При этом мы осознавали  и то,  сколько сил, умения, труда и настойчивости необходимо ежедневно проявлять всем коммунально-бытовым службам города, чтобы всю эту зеленую красоту сохранять и приумножать.

На торжественном собрании, посвященном запуску первого спутника, проходящем в городском дворце культуры, многим специалистам организаций, предприятий, работающих на Байконуре, руководитель Роскосмоса, от имени Президента Российской Федерации, вручил государственные награды, а также ведомственные награды и почетные грамоты. Затем вечер был продолжен большой концертной программой, подготовленной собственными творческими вокально-хореографическими коллективами под общим руководством одного из сподвижников главы города, горячо болеющем за порученное дело, начальником управления культуры администрации города Ю.Петровским.

Праздничное настроение царило повсюду и продолжалось до позднего вечера. Это можно было наблюдать, проходя по улицам и бульварам города, в зонах отдыха, в многочисленных кафе.  Мне довелось присутствовать на приеме, организованном для ветеранов-гостей, прибывших тем самым утренним рейсом. Каждый из присутствующих выступил и поделился своими воспоминаниями о том значимом событии, юбилей которого сейчас отмечали. Делились впечатлениями от увиденного сегодня в городе,  где многие из них жили и проходили службу, а сейчас приглашены на торжества, спустя много лет как ушли в отставку и переехали жить, как они говорят, «на большую землю». Но душой  они молоды и остаются  все теми же байконурцами, да если бы еще не «ценз пенсионного возраста», многие из них с готовностью продолжили бы свою службу великой Родине. И об этом многие из ветеранов говорили, «не рисуясь», как они выражались, перед телекамерой или при встречах с молодежью, а искренне, что не раз приходилось слышать и просто в их разговорах между собой.

Ветераны ракетно-космической отрасли и космических войск собрались на эту встречу действительно интересные, многих из них и сам знаю не первый десяток лет. Вот, к примеру,  один из первых начальников оперативного отдела штаба полигона,  полковник Л.А. Николаев, сегодня прибыл из Питера, там сейчас обосновались его дети и внуки. Его воспоминания слушали с интересом не только молодежь, но и убеленные сединой товарищи, что греха таить, всем известно, как было тогда все засекречено, а сегодня он мог себе позволить уточнить многие события, поясняя то, как было на самом деле и почему некоторые вопросы сейчас  трактуются по-разному. Если записать его воспоминания, может получиться книга.

На всех мероприятиях присутствовал и первый глава городской администрации, когда город еще носил имя «Ленинск», В.А. Брынкин.  Сегодня  он уже Действительный государственный советник Российской Федерации, зам. председателя международной общественной организации ветеранов космодрома «Байконур».

Интересно было слушать воспоминания и сравнения  по бытовым жизненным моментам, по условиям труда и отдыха одной из женщин-ветеранов города  Регины Тепловой. Она постоянно живет на Байконуре с 1959 года, ей просто хочется верить на слово, как все было тогда и как сейчас. И поблагодарить ее за труд и искренность суждений с легкой долей наивности, если взвешивать все по сегодняшним жизненным меркам.

С большим удовольствием встретился с одним давним приятелем – полковником Владимиром Ларичкиным, который сейчас уже живет и работает в Москве, имеет, как принято говорить, свой бизнес. Но многие годы жизни отдал байконурской земле, где занимался обеспечением функционирования железнодорожного транспорта на знаменитом полигоне.  А  это ни много ни мало – более 470 км железнодорожных путей, обслуживающих стартовые ракетные комплексы, технологические площадки подготовки ракетной техники, вспомогательные подразделения и организации, «завязанные» в единое целое живого организма полигона и города. Как он любит подчеркивать, работали в интересах обеспечения боеготовности воинских частей и подразделений, дислоцируемых на полигоне, а также по своевременному и надежному обслуживанию отраслевой промышленности.  Перевозили грузы и личный состав по объектам космодрома, кстати, и сейчас, ранним утром ежедневно можно слышать свисток отходящих от перрона тепловозов с составом пассажирских вагонов, которые по расписанию увозят из центра города работающих специалистов космического комплекса, доставляя их по заданным объектам, а затем, после рабочего дня, привозят всех обратно.  Поезда по разветвленным железнодорожным маршрутам  полигона курсируют регулярно, только сейчас они в ведении «Космотранса», а не военных железнодорожников, но, как и прежде, обслуживают инженерно-технические подразделения, испытателей и боевые расчеты филиалов промышленных предприятий и конструкторских бюро, работающих на самом космодроме и размещенных в городе.

Не могу не остановиться на  второй части юбилейных мероприятий, когда проходил торжественный митинг возле памятника С.П. Королеву. Утренний час, солнце, яркое синее с белесым переходом к горизонту небо, людской поток заполнял площадь, бульвар, близлежащую улицу. В десять часов  прозвучали слова приветствия диктора, исполнили гимны России и Казахстана,  начались выступления, посвященные юбилею, вначале – юных жителей города, объединенных в литературно-музыкальную композицию. Затем слова приветствия директора филиала РКК «Энергия» генерала Леонида Баранова, за ним выступил директор филиала ЦЭНКИ – космического центра «Южный» Евгений Анисимов, затем участник исторического запуска первого ИСЗ полковник Николай Семенов, который прочитал стихи, экспромтом написанные им во время полета из Москвы на Байконур. В завершение зазвучала музыкальная композиция и прогремели залпы запускаемых моделей ракет по количеству, равному юбилейной дате, которые преподнесли городу в подарок мальчишки и девчонки Международной космической школы-колледжа (см. «Авиапанорама» № 4, 2010 г.), которой руководит энтузиаст своего дела, заслуженный учитель России Дмитрий Шаталов, кстати, это высокое почетное звание ему было присвоено накануне. 

После возложения цветов к гранитному бюсту С.П. Королева колонны людей двинулись на центральную площадь города, где продолжились праздничные народные гуляния и проходил двадцатый карнавал «Золотая осень».

Позднее, переехав на «Гагаринский старт» космодрома, делегации ветеранов, школьников и представителей промышленных предприятий и организаций посетили еще одно знаменательное мероприятие – присвоение звания «Почетный гражданин города Байконур» заслуженным людям, ветеранам, отдавшим все свои лучшие годы службы и работы во благо развития космодрома и города космической славы. На церемонии вручения главой города А.Ф. Мезенцевым грамот и соответствующих удостоверений сегодняшним героям дня присутствовали и поздравляли награжденных руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин, его заместители, начальники ряда управлений и отделов. Счастливыми обладателями этого почетного звания стали:

– генерал-полковник Иванов Владимир Леонтьевич, начинал офицерскую службу на Байконуре, затем был командующим Военно-космическими силами;
– полковник Рудаков Анатолий Федорович, с 1963 по 1992 годы проходил военную службу, «львиная доля» которой, по его личному признанию, прошла именно на этом полигоне, сейчас он продолжает трудиться в должности замначальника центра по испытаниям и пускам РН «Союз»;
– Герой Социалистического труда Николаев Евгений Иванович, проходил службу в строительных частях, был прорабом, начальником участка, главным инженером УНР. За ударный труд и службу на Байконуре в 1966 г. был награжден Золотой звездой Героя.  

Потом были цветы, памятное фотографирование, посещение известного многим байконурцам знаменитого памятника – стелы  со спутником, в честь героев, осуществивших впервые запуск ИСЗ, который поставлен не так далеко от исторического места – стартовой площадки № 1. 

Организовано было и посещение музейного комплекса космодрома, куда входят бережно сохраняемые домик-мемориал С.П. Королева, в котором в те годы он жил, приезжая работать на полигон, а также домик, в котором останавливались первые космонавты в ночь перед стартом, а самым первым из них был Ю.А. Гагарин. Само здание  музея сегодня не узнать, это отмечают все, кто не первый год бывает на космодроме.  Здание отремонтировано, вокруг развернута экспозиция  техники, внутри много новых стендов, макетов, деталей и агрегатов настоящих космических объектов, фотографии, документы, личные вещи известных всему миру людей, работавших и служивших  в разные годы на космодроме.

Кроме этих событий, мне хотелось отметить и еще одно.  Несмотря на дефицит времени, руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин счел необходимым ответить на приглашение студентов и преподавателей, в этот юбилейный день посетить байконурский филиал МАИ «Восход». Там он выступил с коротким приветствием, прочитал лекцию, акцентируя внимание на значении науки в освоении космоса, о молодых кадрах, которых с нетерпением ждут сейчас в отрасли, о перспективах развития космической техники, о федеральных космических программах и международной кооперации на новом технологическом уровне между партнерами по освоению ближнего и дальнего космоса. Охотно отвечал на вопросы как молодых ребят, так и преподавателей филиала, эта встреча оказалась весьма интересной, логично вписалась в проводимые праздничные мероприятия, посвященные 55-летию запуска первого ИСЗ, которые проходили на Байконуре, и на тот момент еще не заканчивались.

Вечером на центральной площади города в рамках карнавала «Золотая осень» прошел  большой галаконцерт с хорошей песенной программой, танцевальными номерами современной и классической хореографии, конкурсными дефиле, музыкальными национальными номерами казахстанских и российских композиторов. В финале народного гуляния, по традиции, зазвучала почти маршевая задорная музыка композитора и музыканта Виктора Аникиенко и знакомые всем байконурцам слова песни о городе космической славы, слова песни-гимна, в которую вложили свои искренние  стихотворные ритмы Валерий Щелкин и Александр Мезенцев в соавторстве с композитором. «…Байконур – это гордость страны,  Байконур – и тебе мы верны. Первый спутник, «Союз» и «Протон»,  Байконур – принимай наш поклон…», и я видел, как  каждый на площади старался подпевать солистам на сцене, ведь это и о них самих, о их повседневной работе, о жизни, о служении Родине – вот такие минуты и рождают в наших душах тот самый неподдельный патриотизм, за который не надо и агитировать… 
 
Если вспомнить географическое положение города в голодной полупустыне среди солончаков и песков, то многое станет понятным. Парадоксально, но именно слово «байконур», в переводе с казахского, может трактоваться как «плодородная земля», хотя это по фактическим природным показателям далеко не совсем так, о чем было уже уточнено ранее.

Кстати, город сегодня по статусу приравнен к федеральному значению среди немногих городов Российской Федерации, хотя его площадь застройки 5498 га, а многоквартирных многоэтажных жилых домов – 350, в которых более 20 600 квартир. Магистральные благоустроенные автодороги города составляют 369 км.  По взаимной договоренности Высоких сторон государств-побратимов: Республики Казахстан и Российской Федерации, что закреплено и подтверждено несколькими основополагающими соглашениями и договорами, определен порядок аренды и функционирование космического полигона, а также вся жизнедеятельность города Байконур до 2050 года.

Высокий статус ко многому и обязывает.  Хотя с развалом Союза в 1990-х наступили для космической отрасли и города трудные времена.  Прекратились регулярные выплаты заработной платы инженерно-техническому составу и денежного содержания военнослужащим. На объекты космодрома стали совершаться набеги банд охотников за черными и цветными металлами. За 1992–1994 годы население города резко сократилось со 100  до 60 тысяч человек.  Это привело к тому, что осиротели и были заброшены десятки жилых домов, служебных зданий,  технических сооружений и иных объектов. Наблюдались серьезные перебои с энергоснабжением и с питьевой водой  для населения и воинских частей.
 
Затем ситуация была переломлена, и многое стало меняться в лучшую сторону, появилась надежда сохранить созданный инженерно-технический и инфраструктурный потенциал научно-исследовательского полигона и города в целом.  Была сформирована городская администрация, которую вскоре возглавил и по настоящее время, вот уже более  десяти лет, руководит городом Александр Федорович Мезенцев – хороший организатор, умелый администратор и большой патриот Байконура. Он сам четверть века прослужил на полигоне, занимал многие инженерные  должности, связанные с обеспечением жизнедеятельности отдельных объектов космодрома и его основных коммуникаций. Впоследствии стал начальником Управления по эксплуатации спецобъектов космодрома, генерал-майором.  В сложное для города время он не мог оставаться безучастным и сторонним наблюдателем. Когда ему предложили вернуться работать в город уже в новом качестве – не колебался ни минуты. Он был утвержден в должности совместным решением двух президентов – России и Казахстана.  На период аренды комплекса город Байконур наделен особыми полномочиями и  режимом для безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также для  проживания в нем граждан России.
 
«На сегодня специалистами отрасли, проживающими в городе, с девяти типов действующих стартовых комплексов, в составе которых функционируют 15 пусковых установок, произведено около 3 тыс. различных пусков ракет.  За все время существования полигона было испытано более 40 типов ракет космического назначения и более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Технический потенциал включает в себя 11 действующих монтажно-испытательных корпусов, где располагается 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов. Функционирование космодрома и жизнедеятельность города обслуживают два аэродрома – «Крайний» и «Юбилейный» – так в своем выступлении перед работниками отрасли и ветеранами охарактеризовал состояние, функциональность и готовность комплекса продолжать работать на наше государство, выполняя новые и более ответственные задания по осуществлению российских и международных космических программ, руководитель Роскосмоса  В.А. Поповкин.
 
Байконур–Москва



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6Vcz
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/loaders/, подробное описание тут.
Грузоперевозки металла на http://perevozki.youdo.com/city/materials/metal/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer