Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотный судья


14 ноября 2012 года Владимир Щербаков, Военно-промышленный курьер


В этом году исполнилось ровно десять лет с того момента, как Вашингтон приступил к активному применению разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в борьбе с террористами.

Сегодня Пентагон и ЦРУ широко практикуют их использование против боевиков. Однако «точечные удары воздушных роботов» вызывают все большую озабоченность в международном сообществе и среди американских политиков. Возникают и проблемы иного рода, в частности под вопросом остается защищенность системы управления БЛА и эффективность их применения.
Первые результаты

Стрельбы управляемыми ракетами (УР) AGM-114 «Хеллфайр» с БЛА MQ-1 «Предейтор» изначально были проведены на полигоне авиабазы «Неллис» ВВС США в феврале 2001-го, а в следующем году состоялось и первое официально подтвержденное боевое применение по реальной цели. 6 мая 2002 года в рамках так называемой глобальной войны с террором БЛА «Предейтор», принадлежавший ЦРУ, в районе Кабула нанес ракетный удар по месту предполагаемого нахождения полевого командира и бывшего премьер-министра Афганистана Гульбеддина Хекматияра. Однако операция прошла неудачно – последний остался жив, погибли лишь несколько его подчиненных.

Беспилотный судья

Счет успешным применениям вооруженного (ударного) БЛА открыла операция, состоявшаяся полгода спустя. 5 ноября 2002 года «Предейтор», принадлежащий ЦРУ, ракетой «Хеллфайр» уничтожил на северо-западе Йемена, в провинции Мариб автомобиль, в котором находились руководитель йеменской ячейки «Аль-Каиды» Каед Салим Синан аль-Харети, также известный как Абу Али, и еще пять членов этой организации. Все они погибли.

С тех пор принадлежащие ЦРУ и МО США беспилотники начали регулярно и со все возрастающей интенсивностью применяться для уничтожения как руководителей различных террористических организаций и группировок, так и отдельных боевиков и автомобилей. Причем с 2004 года рейды боевых «воздушных роботов» стали проводиться даже на территории Пакистана – в районах, где высока концентрация боевиков «Аль-Каиды» и «Талибана». В конечном итоге, по данным ряда источников (спецпроект газеты The Washington Post, проект The Long War Journal, проект The Year of the Drone исследовательской группы New America Foundation и ряд других), только в Пакистане с 2004 года осуществлено 337 ракетных ударов БЛА, в том числе за октябрь сего года – два удара, тогда как в Йемене и Сомали с 2002 года нанесено 44 удара, в том числе три удара за последний месяц. В общей сложности в Йемене, Пакистане и Сомали в результате десятилетней «беспилотной войны с террористами» число убитых боевиков, а также погибших в результате ошибочных ударов мирных жителей – около 3000 человек.

Если сюда добавить Афганистан и Ирак, где также применяются американские разведывательно-ударные БЛА, то цифры будут просто впечатляющие. Речь уже идет о настоящей «войне роботов», пока, впрочем, только антитеррористической, потери противника в которой вполне сравнимы с активными действиями крупных армейских соединений или массированными налетами обычной пилотируемой авиации. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что такие операции в последнее время стали предметом все более активного интереса представителей международного сообщества.

Специальное расследование

В конце октября 2012-го, выступая в юридической школе Гарвардского университета, специальный докладчик ООН по вопросам борьбы с терроризмом и по правам человека Бен Эммерсон заявил, что в начале следующего года он совместно с Кристофом Хейнсом, специальным докладчиком ООН по вопросу о внесудебных казнях, приступит к изучению всех обстоятельств применяемой США и другими государствами практики уничтожения террористов, боевиков и других лиц с применением БЛА, в ходе которых происходит внесудебное уничтожение подозреваемых и которые сопровождаются гибелью и ранениями гражданских лиц. По результатам работы в Женеве представят специальный доклад.

Свое решение заняться данной проблемой Эммерсон объяснил тем, что администрация президента Обамы не желает сотрудничать с международными организациями по вопросу так называемой антитеррористической беспилотной программы и не предоставляет никаких данных. «Администрация Обамы продолжает придерживаться официальной позиции, а именно – не подтверждает, но и не отрицает наличие беспилотной программы», – приводит слова Эммерсона газета The Washington Post 26 октября 2012 года, в распоряжении которой оказалась копия его выступления. По словам Бена Эммерсона, он будет проводить работу в рамках специальных процедур Совета ООН по правам человека для изучения каждого случая применения дронов и других способов тактики «точечных убийств», осуществляемых в рамках контртеррористических операций и сопровождающихся жертвами среди мирного населения.

Особо примечательно, что, по мнению Эммерсона, и действующий президент США Барак Обама, и претендент на кресло в Белом доме Митт Ромни (по результатам выборов 6 ноября 2012 года Обама сохранил свой пост) имеют сходную позицию по проблеме антитеррористической беспилотной программы, в результате чего во время предвыборных дебатов совершенно не поднимались вопросы, связанные с данной программой, а также с пытками и насильным, внесудебным удержанием в заключении подозреваемых в терроризме.

Представители США при ООН не комментируют это и другие заявления Бена Эммерсона по указанной проблеме. Он хоть и является представителем ООН, но не уполномочен выражать официальную позицию организации – его доклады носят статус рекомендательных. При этом американские представители всегда подчеркивают, что действия силовых ведомств США в рамках антитеррористической беспилотной программы осуществляются в точном соответствии с планом и рекомендациями, разработанными под руководством советника президента США по вопросам борьбы с терроризмом Джона О. Бреннана.
Вирусы и хакеры

Масштабные операции с применением БЛА сопровождают и проблемы иного рода – несовершенство программного обеспечения и отдельных образцов бортовой аппаратуры, слабая защищенность линий обмена данными.

В частности, в марте 2011 года на одном из БЛА «Предейтор», находившихся на стоянке на базе «Кэмп-Лемонье» (Camp Lemonnier), расположенной рядом с международным аэропортом «Джибути» и принадлежавшей ранее французскому Иностранному легиону, неожиданно самопроизвольно включился двигатель. Притом что никто не подавал никакой команды. По результатам расследования выяснилось, что причиной этого стал компьютерный вирус, проникший по линии обмена данными в систему управления. В октябре того же года вирус был обнаружен американцами уже в программном обеспечении командного пункта по управлению БЛА, расположенном на авиабазе «Крич» в Неваде. На устранение «поражения», осуществленного, вероятно, посредством съемных накопителей информации, ушло несколько недель. А ведь именно здесь расположен главный КП, отвечающий за управление действиями ударных БЛА, принадлежащих ВВС США.

Серьезную угрозу, по мнению экспертов, представляет и то, что до сих пор значительный объем видеоданных передается с борта разведывательно-ударных беспилотников на наземный КП или иные потребители по открытым линиям обмена данными, без шифрования. Речь идет о линии радиосвязи, которая используется преимущественно для передачи видеоданных на терминалы потребителей разведданных в войсках, тогда как управление БЛА обычно осуществляется с КП по высокозащищенной линии спутниковой связи.

Впервые информация о том, что боевики в Ираке и Афганистане смогли «подключиться» к линии обмена данными и получить доступ к «глазам» американских «воздушных роботов», просочилась в прессу еще четыре года назад. Тогда утверждалось, что перехватывать поток видеоданных с БЛА иракские боевики смогли при помощи скачанной из Интернета программки стоимостью всего 26 долларов. Однако воз, как говорится в известной басне, и ныне там. По данным сайта ежемесячного американского журнала Wired (проект Danger Room), на сегодня лишь порядка 30–50 процентов привлекаемых к борьбе с террористами БЛА типов «Предейтор» и «Рипер» используют полностью защищенные линии связи и обмена данными, тогда как остальные во многом беззащитны перед хакерами. Полностью обеспечить защиту линий связи и обмена данными всего парка дронов американцы смогут не ранее 2014 года. В частности, командование ВВС реализует специальную программу стоимостью около 12 миллионов долларов (БЛА и потребители оснащаются необходимой аппаратурой, имеющей блоки шифрования/дешифрования информации), а компания «Дженерал атомикс аэронотикал системс», разработчик БЛА «Предейтор» и «Рипер», получила недавно контракт стоимостью 26 миллионов долларов на соответствующую доработку бортовой аппаратуры БЛА.

Вопросы антивирусной и антихакерской защиты систем управления и обмена данными американских БЛА, принимающих участие в глобальной войне с террором, оказались настолько важными, что к их решению подключили и специалистов Агентства по перспективным оборонным разработкам (DARPA). Об этом стало известно во время тематического симпозиума, организованного данной организацией в прошлом году и собравшего около 700 специалистов.
Йемен и Сомали

Пока специалисты международных организаций готовятся к тщательному изучению применения ударных БЛА в Афганистане и Пакистане, акцент в американской антитеррористической беспилотной программе начинает смещаться в сторону Аравийского полуострова и Африки. Приоритетными районами операций, в которых также принимают участие самолеты ВВС и группы ССО ВС США, постепенно становятся Йемен и Сомали, где активизировались исламские радикальные группировки. При этом в качестве главной базы для флота «роботов-убийц» и подразделений спецназа в Вашингтоне решили использовать Джибути: спецназ начал действовать отсюда с 2001 года, а вооруженные БЛА, подконтрольные ЦРУ, – с ноября 2002-го (первой жертвой стал как раз упоминавшийся аль-Харети). Также используются базы в Эфиопии, Сомали, Кении и на Сейшелах, есть данные о наличии секретной базы БЛА «Предейтор», подчиненных ЦРУ, и на территории Саудовской Аравии.

Сегодня база «Кэмп-Лемонье» активно модернизируется американцами с целью, как считают эксперты, расширения зоны контртеррористических операций и повышения их интенсивности. По данным газеты The Washington Post, стоимость реконструкции базы достигает 1,4 миллиарда долларов. Американские военные арендуют эту базу с территорией 500 акров у правительства Джибути за 38 миллионов долларов в год.

По информации сотрудников газеты, проводивших в течение 2012-го специальное расследование деятельности базы, по состоянию на октябрь текущего года к ней на постоянной основе были приписаны восемь разведывательно-ударных БЛА MQ-1 «Предейтор» из 60-й экспедиционной разведывательной эскадрильи ВВС США. На их счету – уничтожение конвоев и складов с оружием и ряда руководителей «Аль-Каиды» (Аден Хаши Фарах, Анвар аль-Авлаки и др.). Также размещены восемь истребителей-бомбардировщиков F-15E «Страйк Игл», около 300 военнослужащих ССО ВС США и более 3000 военнослужащих и гражданских специалистов Пентагона. После завершения реконструкции здесь смогут расположиться до 1100 военнослужащих Командования специальных операций (КСО) ВС США. Увеличится и парк беспилотных и пилотируемых ЛА, действующих с этой базы, для чего в нескольких километрах от нее сооружается резервная ВПП. Уже сегодня, как сообщают американские СМИ, ежедневно беспилотники совершают с данной базы до 16 боевых вылетов в сутки. Операторы самих БЛА и их целевой нагрузки при этом располагаются на авиабазах «Крич» в Неваде и «Кэннон» в Нью-Мексико.

Одна из последних операций – обстрел ракетами с «Предейтора» 28 октября в северном Йемене группы из трех-четырех боевиков «Аль-Каиды». Как заявили американцы, в провинции Саада уничтожены два строения, в которых и находились подозреваемые в терроризме, причем двое из них – граждане Саудовской Аравии. В целом же сегодня, как выяснили журналисты The Washington Post, беспилотные и пилотируемые ЛА, дислоцируемые на базе «Кэмп-Лемонье», занимаются обеспечением трех операций с кодовыми наименованиями Copper Dune, Jupiter Garret и Octave Shield. Известно, что первая – это борьба с террористами в Йемене, а вот достоверная информация о других в открытых источниках отсутствует.

Однако операции на базе «Кэмп-Лемонье» идут не так гладко, как хотели бы в Вашингтоне. Как отмечают американские источники, только за 2011–2012 годы здесь разбились не менее пяти БЛА «Предейтор», а также самолет U-28А, принадлежавший КСО ВС США (экипаж погиб). Причем все БЛА были вооружены управляемыми ракетами «Хеллфайр». Один из них в мае 2011 года рухнул в черте города. Причиной стали плохие погодные условия. Туман «закрыл» окно оптико-электронной системы, также произошел сбой в работе приемника сигналов GPS. В итоге беспилотник недотянул около пяти километров до ВПП, упав, имея на борту одну УР «Хеллфайр», на какую-то постройку. Жертв удалось избежать, но аппарат стоимостью три миллиона долларов списали в утиль. Причем достаточно длительное время беспилотник был свободно доступен для многочисленных зевак, собравшихся на месте крушения, и кто там что сумел «взять на память», неизвестно.

Кстати, вопрос обеспечения автоматической посадки БЛА в плохих погодных условиях активно обсуждался на научном форуме, проводившемся в рамках недавней выставки «Интерполитех-2012», прошедшей в Москве. Правда, решения данной проблемы пока, как оказалось, у нас нет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer