Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пиу-пиу


15 ноября 2012 года Алексей Михалёв, Lenta.ru


Министерство обороны России решило возобновить разработку боевого авиационного лазера, способного поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Над созданием российского "луча смерти" будут трудиться концерн ПВО "Алмаз-Антей", авиационный концерн имени Бериева, а также компания "Химпромавтоматика". США отказались от разработки авиационного лазера в 2011 году, назвав проект неприменимым на практике и чересчур затратным.

Разработка боевых лазеров в СССР началась еще в 1965 году. В 1973-м для этих целей учредили специальное конструкторское бюро. Первую лазерную установку воздушного базирования разместили на самолете А-60, созданном на базе транспортника Ил-76. Свой первый полет с лазером на борту А-60 совершил в 1983 году. Уже в 1984-м советские летчики поразили боевым лазером первую воздушную мишень.

В 1990-е годы испытания боевого лазера заморозили из-за нехватки финансирования. Работы в конструкторских бюро велись фактически по личной инициативе сотрудников. О возобновлении разработки авиационного лазера в 2009 году заявил действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев. Как стало известно летом 2010 года, речь шла все о той же воздушной лаборатории А-60, на которой разместили "ослепляющий лазер".

Задачей такой установки было воздействие на оптические головки самонаведения баллистических ракет и систем наблюдения на спутниках. Однако информации о том, удалось ли инженерам добиться каких-либо успехов в разработке ослепляющего лазера, нет. В 2011 году проект вновь оставили без финансирования, а оборудование с самолета А-60 частично демонтировали.

По словам представителя российского оборонно-промышленного комплекса, на которого ссылаются "Известия", финансирование лазерных разработок в интересах Минобороны возобновилось. Более того, на А-60 (до настоящего времени уцелел лишь один из двух подобных самолетов, созданный в 1991 году) установят более мощный лазер. По данным издания, речь идет о новых блоках установки 1ЛК222, разработанной "Химпромавтоматикой" совместно с "Алмаз-Антеем".

В наземном варианте установка под названием "Сокол-Эшелон" уже готова и приступит к испытаниям в 2013 году. В частности, лазерную пушку проверят на эффективность при перепадах давления, температур и перегрузках. Для размещения на борту новой лазерной установки А-60 в 2013 году пройдет модернизацию.

Как отмечают "Известия", в Минобороны пока не определились, на какие самолеты в дальнейшем планируется устанавливать боевые лазеры. Среди возможных вариантов рассматриваются военно-транспортные самолеты и бомбардировщики. Однако говорить о применении авиационных лазеров на боевых самолетах пока все же рано. Сначала военным предстоит удостовериться в работоспособности перспективной установки.

В теории новый авиационный лазер должен обладать достаточной мощностью не только для ослепления воздушных целей, но и для их непосредственного уничтожения. "Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он должен действовать в воздушном и безвоздушном пространствах. Лазеры рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов или космических платформ", - заявил собеседник "Известий".

Для обеспечения лазера необходимой боевой эффективностью российским инженерам потребуются надежные и мощные источники энергии. Качество боевого лазера также напрямую зависит от высокоточных систем наведения и стабилизации луча для его удержания на цели. Кроме того, мощность лазерного луча зависит от атмосферных условий - в конце концов лазер является лишь сконцентрированным пучком света.

Так, дальность действия лазера фактически ограничена областью прямой видимости. С увеличением расстояния взвеси в воздухе и атмосферные явления снижают мощность луча. Кроме того, в самом луче могут возникать так называемые "пробои", кардинально снижающие его мощность, а при использовании слишком мощной установки существует риск самофокусировки лазерного луча в пространстве.

С этими и другими сложностями уже столкнулись американцы, отказавшиеся в 2011 году от разработки боевого авиационного лазера. Проект лазерной установки воздушного базирования в Пентагоне назвали нереализуемым на практике и слишком дорогостоящим.

Опыты с авиационной лазерной пушкой в США проводились на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F, получившего индекс YAL-1. Первое испытание воздушной лазерной установки луча на баллистической ракете состоялось в 2009 году. Сбить цель так и не удалось, хотя расположенные на ней системы подтвердили точное попадание.

Первые успешные испытания американцами боевого воздушного лазера состоялись в феврале 2010 года. В качестве целей использовались две баллистические ракеты - твердотопливная и жидкостная. Установленная на Boeing YAL-1 лазерная пушка сработала в три этапа. Сначала инфракрасные датчики обнаружили ракету при наборе скорости, затем вспомогательный (менее мощный) лазер навели на цель и оценили состояние атмосферы. Для поражения ракеты использовался основной лазер мощностью в один мегаватт. В общей сложности операция по уничтожению первой ракеты заняла около двух минут. Вторую цель сбили по той же схеме спустя час.

Несмотря на отказ от разработки авиационных лазерных пушек, США продолжают создание наземных боевых лазеров. Перспективным военным технологиям в Пентагоне вообще уделяют особое внимание. К примеру, в интересах ВМС США компании Boeing и BAE Systems разрабатывают стационарную 10-киловаттную лазерную установку, совмещенную с обычной 25-миллиметровой пушкой. Кроме того, BAE Systems занимается разработкой электромагнитной пушки (рельсотрона) для американских эсминцев типа "Зумвалт".

Немецкое подразделение компании MBDA в сентябре 2012 года, в свою очередь, отчиталось об успешных испытаниях лазерной пушки мощностью 40 киловатт. Как отмечалось, установка за несколько секунд прожгла минометный снаряд и стальную пластину толщиной в 40 миллиметров. Предыдущая пушка мощностью 10 киловатт успешно поражала цели на удалении в 2,3 километра и разнице высот в 1000 метров. Израиль же заявил о намерении оснастить лазерными (или электромагнитными) установками новое поколение основных боевых танков Merkava.

В России разработка наземных лазеров также велась, однако о ее судьбе известно немного. В частности, в начале 1990-х годов был создан прототип мобильной лазерной пушки, сконструированной на базе самоходной гаубицы "Мста-С". В основе проекта, который получил название 1К17 "Сжатие", использовался многоканальный твердотельный лазер. По одной из версий, специально для "Сжатия" был выращен искусственный цилиндрический кристалл рубина массой 30 килограммов. По другой версии, телом лазера служил алюмоиттриевый гранат с добавками неодима.

После распада СССР проект "Сжатие", как и многие ему подобные смелые начинания, был заморожен. Однако с учетом возросшей заинтересованности Минобороны к перспективным разработкам и наземные, и воздушные лазерные комплексы теперь вполне могут получить вторую жизнь. Как раз под такие цели в октябре 2012 года по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина был создан Фонд перспективных исследований (ФПИ). И денег на "высокорискованные научные исследования и разработки" правительство, судя по всему, жалеть не станет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer