Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Аэрофлот" недоволен программой развития авиации


16 ноября 2012 года Екатерина Тропова, BFM.ru


Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев не согласен с государственной программой развития авиации и просит исключить из нее несколько самолетов производства ОАК. Эксперты сомневаются в том, что российский авиапром способен на прорыв.

Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев не согласен с государственной программой развития авиации и считает продукцию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) неконкурентоспособной. «Программа развития авиационной промышленности нуждается в серьезной доработке», — говорится в письме гендиректора авиаперевозчика, опубликованном на сайте открытого правительства.

По мнению главы «Аэрофлота», самолеты производства ОАК — Ан-148, Ту-204 и Ил-96, на которые планируется сделать ставку в ближайшие годы — следует исключить из программы. Вместо них России понадобится семейство турбовинтовых воздушных судов вместимостью от 40 до 80 кресел и вместимостью 20-35 кресел, грузовой Ан-124 нового поколения, а также ближнее-среднемагистральный МС-21 вместимостью 220-240 кресел.

Эксперты сомневаются в том, что акценты авиационной промышленности возможно в ближайшее время сместить согласно пожеланиям Савельева. По словам старшего аналитика ФГ БКС по транспорту и машиностроению Игоря Краевского, перспективных разработок турбовинтовых машин в России нет — упор последние годы делался на реактивную авиацию.

«Причесать» самолеты будет дешевле

Новые самолеты, по словам эксперта, в рамках реализации нынешней программы построить не успеют, только модернизировать советские: «Можно поставить современный мотор с улучшенной топливной эффективностью, новую авионику. Брать за базу те модели, которые производились ранее и просто их «причесать» под текущие требования».

Помимо переоборудования имеющихся бортов, возможно и возобновление производства новых. Но это будет стоить намного дороже. «Само собой, на это понадобятся дополнительные средства. Капиталоемкость программы перепроизводства тех моделей, которые есть, будет существенно ниже, чем конструировать с чистого листа», — рассказал Краевский в интервью BFM.ru.

Нет уверенности и в вопросе с самолетом МС-21. «Учитывая, сколько было задержек с «Суперджетом», скорее всего, это можно экстраполировать и на МС-21», — объясняет свои сомнения эксперт. Кроме того, Виталий Савельев говорит о модификации «400+», рассчитанной на 220-240 пассажиров, в то же время на сайте производителя пока заявлены только узкофюзеляжные модели, вместимостью до 212 пассажиров. Но сроки выхода на рынок даже этих самолетов, по разным оценкам, варьируются от 2016 до 2020 года. «Если мы говорим о размерности 250 кресел и выше, то это уже ниша для широкофюзеляжных самолетов. Конкурировать в широкофюзеляжных самолетах достаточно сложно», — считает Краевский.

Что касается моделей, которые генеральный директор «Аэрофлота» предлагает «списать», отношение экспертов к ним неоднозначное. Так, например, если в популярности ТУ-204 Краевский не уверен, то Ан-148 вполне может быть интересен авиакомпаниям. «С Ан-148 все понятно, потому что это прямой конкурент «Суперджета», и все уже сделали ставку на этот самолет. Поэтому, я думаю, это связано с решением правительства поддерживать данную разработку. Хотя Ан-148, по своим техническим эксплуатантым характеристикам, был бы более интересной моделью для региональных перевозок», — объясняет свою позицию эксперт.

«Это план развития ОАК, а не авиационной отрасли»

Принимающий участие в обсуждении проекта на сайте Открытого правительства партнер компании «Ernst&Young» Денис Камышев полагает, что программа в целом отражает, скорее, планы развития ОАК, нежели авиационной отрасли: «Там несколько иной фокус, чем многие ожидают от формата подобного документа».

Между тем, критике со стороны главы «Аэрофлота» подверглись и другие пункты плана развития авиации. По его словам, программа как минимум не учитывает объем рынка воздушной техники в мире и реальные потребности российских авиакомпаний с учетом имеющихся контрактов.

В пример Савельев приводит контракты «Аэрофлота» с зарубежными производителями. «Для достижения заявленной цели — «создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска» — ни решения обозначенных программой задач, ни набора ключевых показателей эффективности, разработанных для мониторинга, достижения цели явно недостаточно», — считает Виталий Савельев.

Эту точку зрения разделяет Денис Камышев: «В отрасли ключевая проблема заключается в слабости системы послепродажного обслуживания техники. И эта часть, мне кажется, недостаточно детализирована в программе ни по подходам, ни по мероприятиям, ни по срокам».

Кроме того, программа, по мнению гендиректора «Аэрофлота», не учитывает требований европейского и американского агентств по авиационной безопасности: «Особое внимание следует уделить гармонизации программ российского авиапрома с существующими требованиями к производителям авиатехники».

В документе, считает Савельев, не уделяется должного внимания логистике, инфраструктуре для пред- и послепродажного сопровождения, поставкам запчастей и обслуживанию воздушной техники, которые играют немаловажную роль, являясь «одним из главных драйверов расходов авиакомпании».

На частный бизнес пока не рассчитывают

Несмотря на то, что эксперты и участники рынка высоко оценили значимость программы как документа стратегического, к практической стороне остается масса вопросов и кроме тех, которые озвучил Виталий Савельев. Ключевые недостатки, по мнению экспертного сообщества, — недостаточное внимание к вопросам развития смежных отраслей и отсутствие альтернативных вариантов развития авиационной промышленности

«Требуется более широкое освещение подходов по участию частного бизнеса в отрасли, иностранных участников, развитию конкуренции на уровне поставщиков комплектующих», — считает Денис Камышев.

Управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов в беседе с BFM.ru отметил, что в документе отсутствует анализ таких возможных путей развития отечественного авиастроения, как ориентация на производство комплектующих (модель развития отрасли в Британии и Японии) или концентрация на принципиально других сегментах гражданского самолетостроения. Например, отказ от амбиций в магистральной авиации с переориентацией на сегмент самолетов для местной и региональной авиации вместимостью до 50 мест

«Если мы хотим равномерно играть во всех возможных рыночных нишах, есть риск, что нигде не достигнем лидирующих позиций, даже при бюджете в более, чем триллион рублей, — считает директор по авиационному бизнесу «Русские машины», председатель совета директоров завода «Авиакор» Сергей Лихарев. — Гораздо разумнее было бы не конкурировать «в лоб» в нишах с жесточайшей конкуренцией, как например, на рынках магистральных самолетов, а выбрать более фрагментированные рынки, где мы можем занять реально лидирующие позиции, как, например, в производстве региональных самолетов, самолетов малой авиации, беспилотных аппаратов и т.п».

Помимо этого, Лихарев считает, что не лишним было бы более пристально рассмотреть варианты участия в авиастроении частного бизнеса: «Не проанализирован и не обобщен уже реально существующий опыт участия частного бизнеса в авиастроении, например, группы «Каскол» по производству самолета М-101Т, группы УГМК (L-410), группы «Базовый Элемент» (Ан-140). Ведь в этих проектах частные инвесторы добились совершенно зримых успехов, но и набили много шишек, которых хотелось бы избежать в дальнейшем. А в проекте стратегии по-прежнему считается, что все российское авиастроение сосредоточено только в ОАК, что, как минимум, не полностью соответствует действительности».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer