Компания «Аэрофлот» решилась на эксперимент: оформление фюзеляжей ее самолетов изменится. К началу следующего года, аккурат к 90-летнему юбилею компании, ее парк должен пополниться новыми Airbus A320. В авиакомпании задумались, как оригинально оформить ливрею одного из этих бортов. И здесь руководство «Аэрофлота» сделало нетривиальный ход — решило не прибегать к помощи рекламных агентств, а обратиться напрямую к пассажирам. Через социальные сети был проведен опрос, который показал, что почти каждый четвертый мечтает полететь на самолете, оформленном в винтажном стиле. На втором этапе более 2,5 тыс. посетителей официальной группы в Facebook проголосовали за один из предложенных вариантов такого ретрооформления — ливрею первого реактивного самолета «Аэрофлота» 1956 года ТУ-104.
Для молодого поколения этот ретро-стиль, вероятно, показался модным и окутанным флером романтики того времени. Но для старшего поколения конец 1950-х — время надежд, первый глоток свободы, первый спутник Земли, вера в скорое покорение космоса. Именно тогда по-настоящему появилась гражданская авиация, люди начали активно летать. Одним из следствий этого авиационного прорыва стал легендарный фильм «Еще раз про любовь».
По мнению экспертов рынка авиаперевозок, в целом в решении «Аэрофлота» надеть ретроливрею на самолет ничего необычного нет. Это довольно распространенная практика у авиакомпаний, которые имеют возможность похвастать долгой историей. К примеру, самолеты, оформленные в винтажном стиле, есть у British Airways, Lufthansa, KLM и других перевозчиков.
«У «Аэрофлота» богатая история — есть что напомнить своим клиентам, — говорит главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев,— а практика создания ретроливрей достаточно распространена».
С ним согласен и Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru: «Некоторые авиакомпании даже устраивают ретропоказы формы, переодевая на время своих стюардесс. А Lufthansa, например, держит в своем парке очень старый самолет с поршневым двигателем в ретрораскраске и выполняет на нем получасовые прогулочные полеты. Это не бизнес в прямом понимании, это имиджевый ход».
Таким образом компания подчеркивает историческую преемственность и способствует повышению интереса к себе, ведь споттеры (авиафотографы) и клиенты будут охотно выкладывать в соцсетях снимки с диковинкой — современным лайнером в ливрее 1950-х годов.
Надо сказать, что оформлять фюзеляжи ярко, броско и необычно любят, как правило, лоукостеры и бюджетники. Регулярные же перевозчики, которые позиционируются в среднем или премиум-сегменте («Аэрофлот» входит в их число), обычно предпочитают сдержанные, классические ливреи, что лишний раз напоминает об их статусе целевой аудитории, поэтому ретровариант идеально впишется в этот имидж.
Впрочем, яркое оформление иногда используют и «классические» авиакомпании. К примеру, российская «Сибирь» (S7 Airlines) эксплуатирует ярко-зеленые, заметные как на земле, так и в небе самолеты. А крупнейший японский авиаперевозчик ANA, к примеру, помещал на свои борта изображения мультяшных героев — покемонов и панд. Тайский перевозчик Bangkok Airways рисует на самолетах достопримечательности тех мест, куда летают его борта: на самолетах в Камбоджу — храмы Ангкор Вата, на машинах, летающих на остров Самуи, — обитателей подводного мира.
Кроме того, большинство авиакомпаний, особенно национальные перевозчики, периодически используют временные ливреи, приуроченные к значительным событиям. Борта South African Airways были украшены фирменными цветами чемпионата мира по футболу, который проходил в ЮАР в 2010 году. «Аэрофлот», являясь официальным перевозчиком олимпийской сборной на Олимпиаде в Пекине 2008 года, раскрасил несколько бортов виньетками в стиле Bosco. А в этом году компания нанесет на десять своих бортов изображения талисманов зимних Олимпийских игр в Сочи — зайца, мишки и леопарда.
Впрочем, как бы ни был раскрашен фюзеляж самолета, «Аэрофлот» утверждает, что на безопасности полетов — а это самое важное — это никак не отразится. Начинка лайнера будет самая современная. Так что пассажиры могут чувствовать себя уверенно, как всегда. Вот такая «машина прошлого» в современном мире.