Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звездные войны - 2


19 ноября 2012 года Александр Макаров, Профиль


В нашей стране хотят вспомнить хорошо забытое старое и реанимировать тематику звездных войн. На днях в Министерстве обороны РФ заявили, что намерены возобновить разработку боевых лазеров.

Уже долгое время общественность пребывала в уверенности, что тема «звездных войн» ушла вместе с товарищами Рейганом и Горбачевым. Однако современные реалии стратегической безопасности двух государств - крупнейших владельцев ядерного оружия и интересы военно-промышленных групп и лоббистов внутри них приводят эту тему к реанимации. В самом деле, картина стратегической стабильности складывается из многих компонентов, таких как наличие быстроразворачиваемых ядерных зарядов и систем доставки их до целей вероятного противника, способы преодоления глубокоэшелонированной обороны, дальнозоркость систем раннего предупреждения о ракетном нападении, способность противодействовать средствам радио-электронной борьбы противника, готовность войск и населения к действиям в условиях ядерной войны и многих-многих других.

Превосходство одного противника в каком-то виде вооружения или техники, способной привести к локальному перевесу, может с лихвой компенсироваться другой стороной превосходством в какой-то иной области. Иногда даже получается так, что малыми силами удается свести на нет длительные и дорогостоящие усилия противника. Такая ситуация называется «асимметричным ответом». Например, по слухам китайцы нашли «поводок» в отношении американцев. Суть решения заключается в том, что они возят на сухогрузах обычный снаружи контейнер, который начинен ядерными боезарядами. Его достаточно трудно обнаружить со спутников и достаточно легко «обронить» на определенном расстоянии от прибрежных городов США. Его взрыв вызовет управляемое появление волны-цунами, которая смоет обустроенную веками прибрежную американскую цивилизацию. Эта цена для вашингтонских политиков и их хозяев является чрезмерной, поэтому они ведут себя осторожно в отношениях с восточно-азиатсками коллегами.

В свое время один из академиков (кажется, это был Сахаров) также предлагал руководству нашей страны подобное решение проблемы сдерживания, однако тогда от него отказались.

В 1970-1980-е годы и США, и СССР активно разрабатывали системы дальнего обнаружения и уничтожения при помощи мощного лазерного луча носителей ядерного оружия – ракет, самолетов, крылатых ракет, беспилотников, спутников. В то время Советский Союз значительно опережал в этой разработке американских ученых: у нас были построены и испытаны и наземный образец боевого лазера (на воздухе с добавлением СО2), и два образца самолетов, на которых эти лазеры устанавливались. Один из них сгорел на земле перед очередным полетом, как говорят - из-за разгильдяйства обслуживающего персонала. Другой дожил до наших дней и даже участвовал в продолжении научных разработок, которые не так давно опять закрыли.

Самолет А-60 на базе транспортного самолета Ил-76 носит сам лазер, систему управления, систему обнаружения и наведения, а также систему энергоснабжения. В следующем году проведут его модернизацию и, видимо, проведут испытания на эффективность подобного оружия. Кстати, с этим имеются определенные проблемы.

Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты – это большой и в технологическом, и в финансовом плане проект. Он требует разработки надежных и мощных источников энергии. Кроме того, необходимо изобрести или оптимизировать системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Планируется, что в России НИОКР по разработке боевых лазеров возобновится в 2013 году. Созданием нового проекта займется ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и воронежское КБ «Химпромавтоматика».

США отказались от разработки авиационного лазера в 2011 году, назвав проект неприменимым на практике и чересчур затратным. На реализацию программы ушло более 15 млрд. долларов. Будет ли у российского государства в нынешней экономической ситуации близкий по объемам запас на лазерную программу – не известно.

Здесь напрашивается вопрос, наводящий на необходимость посмотреть внимательнее на упомянутую выше китайскую хитрость – как найти такой же дешевый, но верный способ, чтобы и самим не потратить баснословные деньги, которые может позволить себе тратить американское государство, живущее за счет всего остального мира, и обезопасить себя от совсем не игрушечной угрозы со стороны янки?

Поэтому лучше бы этот лазер и далее использовался как средство тушения пожаров на газовых месторождениях, для чего он был приспособлен в лихолетье 1990-х. А деньги бы потратили на перевооружение более важных для страны отраслей промышленности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVEWj
https://youdo.com/auto/brakesystem/pad/ - посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer