Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Звездные войны - 2


19 ноября 2012 года Александр Макаров, Профиль


В нашей стране хотят вспомнить хорошо забытое старое и реанимировать тематику звездных войн. На днях в Министерстве обороны РФ заявили, что намерены возобновить разработку боевых лазеров.

Уже долгое время общественность пребывала в уверенности, что тема «звездных войн» ушла вместе с товарищами Рейганом и Горбачевым. Однако современные реалии стратегической безопасности двух государств - крупнейших владельцев ядерного оружия и интересы военно-промышленных групп и лоббистов внутри них приводят эту тему к реанимации. В самом деле, картина стратегической стабильности складывается из многих компонентов, таких как наличие быстроразворачиваемых ядерных зарядов и систем доставки их до целей вероятного противника, способы преодоления глубокоэшелонированной обороны, дальнозоркость систем раннего предупреждения о ракетном нападении, способность противодействовать средствам радио-электронной борьбы противника, готовность войск и населения к действиям в условиях ядерной войны и многих-многих других.

Превосходство одного противника в каком-то виде вооружения или техники, способной привести к локальному перевесу, может с лихвой компенсироваться другой стороной превосходством в какой-то иной области. Иногда даже получается так, что малыми силами удается свести на нет длительные и дорогостоящие усилия противника. Такая ситуация называется «асимметричным ответом». Например, по слухам китайцы нашли «поводок» в отношении американцев. Суть решения заключается в том, что они возят на сухогрузах обычный снаружи контейнер, который начинен ядерными боезарядами. Его достаточно трудно обнаружить со спутников и достаточно легко «обронить» на определенном расстоянии от прибрежных городов США. Его взрыв вызовет управляемое появление волны-цунами, которая смоет обустроенную веками прибрежную американскую цивилизацию. Эта цена для вашингтонских политиков и их хозяев является чрезмерной, поэтому они ведут себя осторожно в отношениях с восточно-азиатсками коллегами.

В свое время один из академиков (кажется, это был Сахаров) также предлагал руководству нашей страны подобное решение проблемы сдерживания, однако тогда от него отказались.

В 1970-1980-е годы и США, и СССР активно разрабатывали системы дальнего обнаружения и уничтожения при помощи мощного лазерного луча носителей ядерного оружия – ракет, самолетов, крылатых ракет, беспилотников, спутников. В то время Советский Союз значительно опережал в этой разработке американских ученых: у нас были построены и испытаны и наземный образец боевого лазера (на воздухе с добавлением СО2), и два образца самолетов, на которых эти лазеры устанавливались. Один из них сгорел на земле перед очередным полетом, как говорят - из-за разгильдяйства обслуживающего персонала. Другой дожил до наших дней и даже участвовал в продолжении научных разработок, которые не так давно опять закрыли.

Самолет А-60 на базе транспортного самолета Ил-76 носит сам лазер, систему управления, систему обнаружения и наведения, а также систему энергоснабжения. В следующем году проведут его модернизацию и, видимо, проведут испытания на эффективность подобного оружия. Кстати, с этим имеются определенные проблемы.

Создание лазера воздушного базирования, способного поражать массивные подвижные объекты – это большой и в технологическом, и в финансовом плане проект. Он требует разработки надежных и мощных источников энергии. Кроме того, необходимо изобрести или оптимизировать системы точного наведения и удержания на цели лазерного луча. Планируется, что в России НИОКР по разработке боевых лазеров возобновится в 2013 году. Созданием нового проекта займется ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн имени Бериева и воронежское КБ «Химпромавтоматика».

США отказались от разработки авиационного лазера в 2011 году, назвав проект неприменимым на практике и чересчур затратным. На реализацию программы ушло более 15 млрд. долларов. Будет ли у российского государства в нынешней экономической ситуации близкий по объемам запас на лазерную программу – не известно.

Здесь напрашивается вопрос, наводящий на необходимость посмотреть внимательнее на упомянутую выше китайскую хитрость – как найти такой же дешевый, но верный способ, чтобы и самим не потратить баснословные деньги, которые может позволить себе тратить американское государство, живущее за счет всего остального мира, и обезопасить себя от совсем не игрушечной угрозы со стороны янки?

Поэтому лучше бы этот лазер и далее использовался как средство тушения пожаров на газовых месторождениях, для чего он был приспособлен в лихолетье 1990-х. А деньги бы потратили на перевооружение более важных для страны отраслей промышленности.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVEWj
https://youdo.com/auto/brakesystem/pad/ - посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer