Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дорогой "Рэптор"


20 ноября 2012 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Соединенные Штаты никогда не были замечены в желании хоть в малой степени поделиться военными технологическими секретами даже со своими союзниками. В ряде случаев это создавало определенные проблемы, особенно когда на высшем уровне принималось политическое решение продемонстрировать ту или иную новейшую военную систему своим партнерам.

Когда в июне 1991 года после участия в войне в Персидском заливе новейших истребителей-бомбардировщиков F-117A руководством США было принято решение показать один из них на международном авиационно-космическом салоне в парижском пригороде Ле Бурже, вокруг самолета стоимостью 106,2 миллиона долларов по всему периметру была выставлена плотная охрана из морских пехотинцев, запрещавшая приближаться к новинке ближе чем на 10 метров.

Сопровождая с группой журналистов президента Франции Франсуа Миттерана и министра обороны Пьера Жокса во время их обхода экспозиции салона, я стал свидетелем того, как при попытке французского министра потрогать радиопоглощающую обшивку F-117A один из американских морских пехотинцев бросился к Жоксу, перехватил его руку и предотвратил ее соприкосновение с новейшим для того времени радиопоглощающим материалом. Этот момент был запечатлен фотографом французского авиационно-космического еженедельника «Эр э Космос», который в это время находился на крыше рядом стоящего павильона и снимал американский истребитель сверху. На следующей неделе редакция «Эр э Космос» вынесла этот снимок на первую обложку своего очередного номера.
Самый передовой

Дорогой «Рэптор»

На последующих мировых авиационно-космических салонах американцы периодически заявляли и демонстрировали свои новейшие боевые летательные аппараты. Но только в воздухе. Демонстрация таких самолетов, как стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит» или малозаметный истребитель F-22 «Рэптор», пролетавших, например, над территориями салонов в Фарнборо или Дубае, на наземных статических экспозициях была запрещена даже при условии обеспечения круглосуточной усиленной охраны. Поэтому сегодняшние планы США сделать из «Рэптора» экспортный продукт и предложить его ряду стран-союзников разительным образом отличаются от тенденций прошлых лет. В немалой степени это связано с очень высокой стоимостью этого малозаметного истребителя, созданного для борьбы за превосходство в воздухе, и желанием хоть в какой-то степени компенсировать израсходованные на него средства.

Самолет F-22 «Рэптор», как полагают американские эксперты, в настоящее время является наиболее передовым истребителем пятого поколения для борьбы за превосходство в воздухе, а также имеет возможности нанесения ударов по наземным целям с применением высокоточного оружия (ВТО). Самолет имеет небольшую заметность в различных диапазонах электромагнитного спектра, сверхкрейсерскую скорость полета, высокую маневренность с применением отклоняемого вектора тяги, а также интегральную авионику, синтезирующую информацию от бортовых и внешних датчиков.

F-22 создавался для замены устаревших истребителей для борьбы за превосходство в воздухе F-15, в то время как другая американская машина пятого поколения F-35 «Лайтнинг II» – для замены истребителей F-16 и ударных самолетов A-10. Как подчеркивают военные эксперты США, по степени малозаметности, а также по возможностям ведения воздушного боя F-22 превосходит F-35, который рассматривается как дополнение к «Рэптору» и является двухцелевым истребителем как для выполнения ударных операций с применением ВТО, так и для ведения воздушного боя. Если основа истребительного парка ВВС США предыдущего поколения состояла из тяжелого и легкого истребителей F-15/F-16, то сегодня этот парк базируется на новой паре самолетов – F-22/F-35A.

Однако из-за высокой стоимости «Рэптора» ВВС США не удалось реализовать первоначальные планы по достижению потребного количества парка этих самолетов. Если в планах 1991 года количество серийных F-22 составляло 648 единиц, то по мере реализации программы число закупаемых самолетов постоянно сокращалось и к 2010 году составило 175 единиц.

По данным последнего отчета, подготовленного Исследовательской службой конгресса США по программе истребителя пятого поколения F-22 «Рэптор» (Air Force F-22 Fighter Program), общая стоимость закупок 179 самолетов в рамках этой программы по состоянию на 31 декабря 2010 года, включавшая расходы на НИОКР, закупки и затраты на военное строительство, – 67,3 миллиарда долларов. В эту сумму вошли расходы на НИОКР (около 32,4 миллиарда долларов), средства на закупку самих самолетов (около 34,2 миллиарда), а также 676,6 миллиона долларов на военное строительство. Затраты на один самолет по программе приобретения системы оружия F-22 из 179 единиц, включая расходы на постройку опытных самолетов, составили 369,5 миллиона долларов. Средняя закупочная стоимость каждой из 179 машин – 185,7 миллиона долларов.

Как следует из отчета, закупки по программе F-22 начались в 1999 финансовом году и продолжались до 2009 финансового года. Всего закуплено 195 истребителей, в том числе 177 серийных самолетов, 16 испытательных машин и два опытных самолета, созданных на этапе разработки. В рамках бюджета 2010 финансового года правительство США предложило закончить закупки F-22, когда было выпущено 187 истребителей, и конгресс одобрил это решение.

Финальный и 195-й по счету F-22 поставлен ВВС 3 мая 2012-го, после чего сборочная линия истребителей F-22 в городе Мариетта (штат Джорджия) была остановлена, а оборудование и технологическая оснастка в количестве 30 тысяч различных компонентов законсервированы и переданы на хранение. Компания «Локхид Мартин» также «задокументировала» для хранения весь сборочный процесс F-22, причем каждая технологическая операция была снята на видеопленку, чтобы в случае возобновления серийного производства этих истребителей можно было быстро подготовить рабочих.

Израсходовав гигантские средства на формирование парка F-22, численность которого более чем в три раза меньше первоначально планировавшегося количества, ВВС США должны тратить большие средства на поддержание боеготовности этих истребителей и проведение их модернизации на протяжении всего срока службы.

Более того, с 2010 года при эксплуатации F-22 возникли весьма неприятные проблемы. В частности, после катастрофы F-22 в ноябре 2010-го на Аляске ВВС США зарегистрировали по крайней мере 25 случаев возникновения гипоксии у летчиков этих истребителей во время выполнения полетных заданий. В частности, из зарегистрированных с конца 2011 года 10 тысяч вылетов F-22 отмечено 11 случаев (около 0,1 процента) возникновения симптомов гипоксии у пилотов, причем шесть из них произошли в феврале и марте 2012-го. Кстати, ВМС США имели аналогичные проблемы с летным составом палубных истребителей F-18, поскольку с 2002 по 2009 год произошло 64 инцидента, два из которых завершились смертельным исходом.

После длительных исследований и неоднократных запретов полетов парка F-22 были выявлены некоторые потенциальные причины возникновения гипоксии и, в частности, угольные фильтры в системе генерации кислорода и давление в жилетах летчиков. Только после соответствующих доработок парк F-22 снова был введен в эксплуатацию, хотя окончательно проблема гипоксии до сих пор не решена.
Расходы на модернизацию

Американская администрация в рамках военного бюджета 2013 финансового года запросила 283,9 миллиона долларов на модернизацию состоящих на вооружении истребителей и 36,7 миллиона долларов на оснащение центров авиационного логистического обеспечения необходимыми средствами для технического обслуживания F-22.

Кроме того, в рамках этого же военного бюджета на 2013 год были запрошены средства в размере 140,1 миллиона долларов на НИОКР по созданию более совершенного программного обеспечения (Increment 3.2B) для истребителей F-22 и 371,7 миллиона долларов на НИОКР по истребителям F-22A.

Программа модернизации находящихся на вооружении F-22 была утверждена в 2003 году. Она разбита на четыре сегмента и предусматривает последовательное наращивание ударных возможностей самолета для поражения наземных целей, а также возможностей по сбору информации, наблюдению и разведке.

В частности, после реализации первого сегмента (Increment 2) самолеты в варианте «блок 20» смогут применять на сверхзвуковых скоростях боеприпасы прямой атаки JDAM (Joint Direct Attack Munition), а также усовершенствованные ракеты средней дальности AMRAAM.

В рамках второго сегмента (Increment 3.1), который начался в ноябре 2011 года, будут расширены возможности БРЛС с АФАР APG-77 для картирования подстилающей поверхности и применения боеприпасов JDAM с автономным целеуказанием от бортовых датчиков. Модернизация позволит истребителям F-22A нести и применять восемь бомб малого калибра типа SDB (Small diameter bomb).

Третий модернизационный сегмент (Increments 3.2A и 3.2B) ориентирован на совершенствование программного обеспечения для улучшения электронной защиты F-22A, боевого опознавания и линии связи «Линк-16». Его реализация улучшит применение бомб SDB и целеуказание с применением методов геолокации, повысит возможности системы автоматического предупреждения возможности столкновения с землей и обеспечит применение усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120D и AIM-9X.

Что касается четвертого сегмента (Increment 3.2B), то в его рамках будет продолжено наращивание боевых возможностей самолета, достигнутых при реализации предыдущего этапа модернизации.

Вполне естественно, что на все эти работы требуются немалые средства. Согласно оценкам главного контрольно-финансового управления при конгрессе США стоимость программы модернизации парка F-22 к настоящему времени удвоилась – с 5,4 до 11,7 миллиарда долларов, а сроки ее реализации пролонгированы с 2010 по 2017 год. Реализация программы модернизации парка F-22 приобретает все более важное значение в связи с задержкой выполнения программы другого истребителя пятого поколения – F-35, а также возрастанием его закупочной цены, постепенно приближающейся к стоимости «Рэптора».
Плюс затраты на эксплуатацию

Кроме того, наряду с модернизацией ближайшей перспективы необходимо поддерживать эксплуатацию весьма сложной системы вооружения, какой является F-22. Если на закупку парка F-22A ушло почти 70 миллиардов долларов, то на поддержание эксплуатации этого парка в течение расчетного срока службы ВВС необходимо почти 160 миллиардов долларов. На протяжении нескольких последующих лет ВВС потребуется свыше 100 миллионов долларов для ремонта F-22A с целью обеспечения их полетов в течение восьми тысяч летных часов, заложенных при проектировании этих самолетов. Только за два последних года ВВС израсходовали на контракты для компании «Локхид Мартин» по поддержанию эксплуатационной готовности парка F-22A почти 1,4 миллиарда долларов.

Озабоченность конгресса также вызывают надежность и ремонтопригодность парка эксплуатируемых F-22. В 2012 финансовом году ВВС потратили около 803,4 миллиона долларов на модификацию и техническую поддержку этих истребителей. Однако степень боеготовности «Рэпторов» находится на довольно низком уровне. В частности, в 2009-м она составляла только 60 процентов и в настоящее время вряд ли превышает этот уровень.

Все вышеприведенные финансовые выкладки не добавляют оптимизма не только командованию ВВС, но и военно-политическому руководству США, которое в принципе готово с сегодняшних позиций рассмотреть, хотя и с определенными условиями, вопрос об экспорте F-22. Американские законодатели уже разрешили Министерству обороны США проводить исследования и проектирование, направленные на разработку перспективной экспортной версии истребителя при условии защиты секретной и «чувствительной» информации, касающейся его конструкции и технологии изготовления.

Среди потенциальных заказчиков экспортной версии F-22 США рассматривают, например, Японию, истребительный парк которой насчитывает в том числе около 200 F-15 и около 90 устаревших F-4. Для замены парка F-4 Японии необходимо приобрести 40–50 новых истребителей в рамках программы по замене истребительного парка, получившей обозначение FX, причем программа замены самолетов F-15 носит название FXX.

Однако несмотря на то, что США рекомендовали Японии приобрести самолеты F-35 «Лайтнинг II», а не F-22, японские военные предпочитают именно «Рэптор». И хотя в декабре 2011 года Япония приняла решение о закупке F-35, она готова вернуться к вопросу о приобретении F-22 в том случае, если конгресс снимет запрет на экспорт этих истребителей. Кстати, американская сторона проинформировала правительство Японии, что в случае возобновления серийного производства F-22 для реализации экспортной программы потребуется около 900 миллионов долларов только на восстановление сборочной линии, работу которой обеспечивали 1040 компаний-поставщиков из 44 государств мира.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer