Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дорогой "Рэптор"


20 ноября 2012 года Николай Новичков, Военно-промышленный курьер


Соединенные Штаты никогда не были замечены в желании хоть в малой степени поделиться военными технологическими секретами даже со своими союзниками. В ряде случаев это создавало определенные проблемы, особенно когда на высшем уровне принималось политическое решение продемонстрировать ту или иную новейшую военную систему своим партнерам.

Когда в июне 1991 года после участия в войне в Персидском заливе новейших истребителей-бомбардировщиков F-117A руководством США было принято решение показать один из них на международном авиационно-космическом салоне в парижском пригороде Ле Бурже, вокруг самолета стоимостью 106,2 миллиона долларов по всему периметру была выставлена плотная охрана из морских пехотинцев, запрещавшая приближаться к новинке ближе чем на 10 метров.

Сопровождая с группой журналистов президента Франции Франсуа Миттерана и министра обороны Пьера Жокса во время их обхода экспозиции салона, я стал свидетелем того, как при попытке французского министра потрогать радиопоглощающую обшивку F-117A один из американских морских пехотинцев бросился к Жоксу, перехватил его руку и предотвратил ее соприкосновение с новейшим для того времени радиопоглощающим материалом. Этот момент был запечатлен фотографом французского авиационно-космического еженедельника «Эр э Космос», который в это время находился на крыше рядом стоящего павильона и снимал американский истребитель сверху. На следующей неделе редакция «Эр э Космос» вынесла этот снимок на первую обложку своего очередного номера.
Самый передовой

Дорогой «Рэптор»

На последующих мировых авиационно-космических салонах американцы периодически заявляли и демонстрировали свои новейшие боевые летательные аппараты. Но только в воздухе. Демонстрация таких самолетов, как стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит» или малозаметный истребитель F-22 «Рэптор», пролетавших, например, над территориями салонов в Фарнборо или Дубае, на наземных статических экспозициях была запрещена даже при условии обеспечения круглосуточной усиленной охраны. Поэтому сегодняшние планы США сделать из «Рэптора» экспортный продукт и предложить его ряду стран-союзников разительным образом отличаются от тенденций прошлых лет. В немалой степени это связано с очень высокой стоимостью этого малозаметного истребителя, созданного для борьбы за превосходство в воздухе, и желанием хоть в какой-то степени компенсировать израсходованные на него средства.

Самолет F-22 «Рэптор», как полагают американские эксперты, в настоящее время является наиболее передовым истребителем пятого поколения для борьбы за превосходство в воздухе, а также имеет возможности нанесения ударов по наземным целям с применением высокоточного оружия (ВТО). Самолет имеет небольшую заметность в различных диапазонах электромагнитного спектра, сверхкрейсерскую скорость полета, высокую маневренность с применением отклоняемого вектора тяги, а также интегральную авионику, синтезирующую информацию от бортовых и внешних датчиков.

F-22 создавался для замены устаревших истребителей для борьбы за превосходство в воздухе F-15, в то время как другая американская машина пятого поколения F-35 «Лайтнинг II» – для замены истребителей F-16 и ударных самолетов A-10. Как подчеркивают военные эксперты США, по степени малозаметности, а также по возможностям ведения воздушного боя F-22 превосходит F-35, который рассматривается как дополнение к «Рэптору» и является двухцелевым истребителем как для выполнения ударных операций с применением ВТО, так и для ведения воздушного боя. Если основа истребительного парка ВВС США предыдущего поколения состояла из тяжелого и легкого истребителей F-15/F-16, то сегодня этот парк базируется на новой паре самолетов – F-22/F-35A.

Однако из-за высокой стоимости «Рэптора» ВВС США не удалось реализовать первоначальные планы по достижению потребного количества парка этих самолетов. Если в планах 1991 года количество серийных F-22 составляло 648 единиц, то по мере реализации программы число закупаемых самолетов постоянно сокращалось и к 2010 году составило 175 единиц.

По данным последнего отчета, подготовленного Исследовательской службой конгресса США по программе истребителя пятого поколения F-22 «Рэптор» (Air Force F-22 Fighter Program), общая стоимость закупок 179 самолетов в рамках этой программы по состоянию на 31 декабря 2010 года, включавшая расходы на НИОКР, закупки и затраты на военное строительство, – 67,3 миллиарда долларов. В эту сумму вошли расходы на НИОКР (около 32,4 миллиарда долларов), средства на закупку самих самолетов (около 34,2 миллиарда), а также 676,6 миллиона долларов на военное строительство. Затраты на один самолет по программе приобретения системы оружия F-22 из 179 единиц, включая расходы на постройку опытных самолетов, составили 369,5 миллиона долларов. Средняя закупочная стоимость каждой из 179 машин – 185,7 миллиона долларов.

Как следует из отчета, закупки по программе F-22 начались в 1999 финансовом году и продолжались до 2009 финансового года. Всего закуплено 195 истребителей, в том числе 177 серийных самолетов, 16 испытательных машин и два опытных самолета, созданных на этапе разработки. В рамках бюджета 2010 финансового года правительство США предложило закончить закупки F-22, когда было выпущено 187 истребителей, и конгресс одобрил это решение.

Финальный и 195-й по счету F-22 поставлен ВВС 3 мая 2012-го, после чего сборочная линия истребителей F-22 в городе Мариетта (штат Джорджия) была остановлена, а оборудование и технологическая оснастка в количестве 30 тысяч различных компонентов законсервированы и переданы на хранение. Компания «Локхид Мартин» также «задокументировала» для хранения весь сборочный процесс F-22, причем каждая технологическая операция была снята на видеопленку, чтобы в случае возобновления серийного производства этих истребителей можно было быстро подготовить рабочих.

Израсходовав гигантские средства на формирование парка F-22, численность которого более чем в три раза меньше первоначально планировавшегося количества, ВВС США должны тратить большие средства на поддержание боеготовности этих истребителей и проведение их модернизации на протяжении всего срока службы.

Более того, с 2010 года при эксплуатации F-22 возникли весьма неприятные проблемы. В частности, после катастрофы F-22 в ноябре 2010-го на Аляске ВВС США зарегистрировали по крайней мере 25 случаев возникновения гипоксии у летчиков этих истребителей во время выполнения полетных заданий. В частности, из зарегистрированных с конца 2011 года 10 тысяч вылетов F-22 отмечено 11 случаев (около 0,1 процента) возникновения симптомов гипоксии у пилотов, причем шесть из них произошли в феврале и марте 2012-го. Кстати, ВМС США имели аналогичные проблемы с летным составом палубных истребителей F-18, поскольку с 2002 по 2009 год произошло 64 инцидента, два из которых завершились смертельным исходом.

После длительных исследований и неоднократных запретов полетов парка F-22 были выявлены некоторые потенциальные причины возникновения гипоксии и, в частности, угольные фильтры в системе генерации кислорода и давление в жилетах летчиков. Только после соответствующих доработок парк F-22 снова был введен в эксплуатацию, хотя окончательно проблема гипоксии до сих пор не решена.
Расходы на модернизацию

Американская администрация в рамках военного бюджета 2013 финансового года запросила 283,9 миллиона долларов на модернизацию состоящих на вооружении истребителей и 36,7 миллиона долларов на оснащение центров авиационного логистического обеспечения необходимыми средствами для технического обслуживания F-22.

Кроме того, в рамках этого же военного бюджета на 2013 год были запрошены средства в размере 140,1 миллиона долларов на НИОКР по созданию более совершенного программного обеспечения (Increment 3.2B) для истребителей F-22 и 371,7 миллиона долларов на НИОКР по истребителям F-22A.

Программа модернизации находящихся на вооружении F-22 была утверждена в 2003 году. Она разбита на четыре сегмента и предусматривает последовательное наращивание ударных возможностей самолета для поражения наземных целей, а также возможностей по сбору информации, наблюдению и разведке.

В частности, после реализации первого сегмента (Increment 2) самолеты в варианте «блок 20» смогут применять на сверхзвуковых скоростях боеприпасы прямой атаки JDAM (Joint Direct Attack Munition), а также усовершенствованные ракеты средней дальности AMRAAM.

В рамках второго сегмента (Increment 3.1), который начался в ноябре 2011 года, будут расширены возможности БРЛС с АФАР APG-77 для картирования подстилающей поверхности и применения боеприпасов JDAM с автономным целеуказанием от бортовых датчиков. Модернизация позволит истребителям F-22A нести и применять восемь бомб малого калибра типа SDB (Small diameter bomb).

Третий модернизационный сегмент (Increments 3.2A и 3.2B) ориентирован на совершенствование программного обеспечения для улучшения электронной защиты F-22A, боевого опознавания и линии связи «Линк-16». Его реализация улучшит применение бомб SDB и целеуказание с применением методов геолокации, повысит возможности системы автоматического предупреждения возможности столкновения с землей и обеспечит применение усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120D и AIM-9X.

Что касается четвертого сегмента (Increment 3.2B), то в его рамках будет продолжено наращивание боевых возможностей самолета, достигнутых при реализации предыдущего этапа модернизации.

Вполне естественно, что на все эти работы требуются немалые средства. Согласно оценкам главного контрольно-финансового управления при конгрессе США стоимость программы модернизации парка F-22 к настоящему времени удвоилась – с 5,4 до 11,7 миллиарда долларов, а сроки ее реализации пролонгированы с 2010 по 2017 год. Реализация программы модернизации парка F-22 приобретает все более важное значение в связи с задержкой выполнения программы другого истребителя пятого поколения – F-35, а также возрастанием его закупочной цены, постепенно приближающейся к стоимости «Рэптора».
Плюс затраты на эксплуатацию

Кроме того, наряду с модернизацией ближайшей перспективы необходимо поддерживать эксплуатацию весьма сложной системы вооружения, какой является F-22. Если на закупку парка F-22A ушло почти 70 миллиардов долларов, то на поддержание эксплуатации этого парка в течение расчетного срока службы ВВС необходимо почти 160 миллиардов долларов. На протяжении нескольких последующих лет ВВС потребуется свыше 100 миллионов долларов для ремонта F-22A с целью обеспечения их полетов в течение восьми тысяч летных часов, заложенных при проектировании этих самолетов. Только за два последних года ВВС израсходовали на контракты для компании «Локхид Мартин» по поддержанию эксплуатационной готовности парка F-22A почти 1,4 миллиарда долларов.

Озабоченность конгресса также вызывают надежность и ремонтопригодность парка эксплуатируемых F-22. В 2012 финансовом году ВВС потратили около 803,4 миллиона долларов на модификацию и техническую поддержку этих истребителей. Однако степень боеготовности «Рэпторов» находится на довольно низком уровне. В частности, в 2009-м она составляла только 60 процентов и в настоящее время вряд ли превышает этот уровень.

Все вышеприведенные финансовые выкладки не добавляют оптимизма не только командованию ВВС, но и военно-политическому руководству США, которое в принципе готово с сегодняшних позиций рассмотреть, хотя и с определенными условиями, вопрос об экспорте F-22. Американские законодатели уже разрешили Министерству обороны США проводить исследования и проектирование, направленные на разработку перспективной экспортной версии истребителя при условии защиты секретной и «чувствительной» информации, касающейся его конструкции и технологии изготовления.

Среди потенциальных заказчиков экспортной версии F-22 США рассматривают, например, Японию, истребительный парк которой насчитывает в том числе около 200 F-15 и около 90 устаревших F-4. Для замены парка F-4 Японии необходимо приобрести 40–50 новых истребителей в рамках программы по замене истребительного парка, получившей обозначение FX, причем программа замены самолетов F-15 носит название FXX.

Однако несмотря на то, что США рекомендовали Японии приобрести самолеты F-35 «Лайтнинг II», а не F-22, японские военные предпочитают именно «Рэптор». И хотя в декабре 2011 года Япония приняла решение о закупке F-35, она готова вернуться к вопросу о приобретении F-22 в том случае, если конгресс снимет запрет на экспорт этих истребителей. Кстати, американская сторона проинформировала правительство Японии, что в случае возобновления серийного производства F-22 для реализации экспортной программы потребуется около 900 миллионов долларов только на восстановление сборочной линии, работу которой обеспечивали 1040 компаний-поставщиков из 44 государств мира.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer