Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Точки опоры в океане


26 ноября 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


В 2016 году в России начнется строительство серии из шести эскадренных миноносцев с элементами противоракетной и противокосмической обороны. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, они станут "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане". Впрочем, речи о создании российского аналога американской боевой информационно-управляющей системы Aegis, скорее всего, не идет.

О планах строительства новых эсминцев президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко рассказал 22 июня 2012 года на Петербургском экономическом форуме. В общей сложности планируется построить шесть кораблей, к проектированию которых уже приступило петербургское Северное проектно-конструкторское бюро. Строительством будут заниматься "Северная верфь" и "Балтийский завод". Троценко назвал проектируемые корабли "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане", однако подробности раскрывать не стал.
 
Уже сейчас с определенной долей уверенности можно сказать, что новые эсминцы будут атомными. В начале 2012 года об этом рассказал Владимир Высоцкий, занимавший тогда должность главкома ВМФ России. В середине февраля Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала "Северной верфи" сертификат, который предоставляет предприятию право выполнять работы с атомными энергетическими установками.
 
Какие именно элементы противоракетной и противокосмической обороны будут использоваться на кораблях, пока неизвестно. Ожидается, что к 2015-2016 году будет завершена разработка зенитного ракетного комплекса С-500, который, согласно планам Министерства обороны России, должен будет составить основу российской системы ПРО. В состав С-500 войдут противосамолетная и противоракетная части, причем последняя будет унифицирована с системой ПРО Москвы А-135 "Амур".
 
Не исключено, что на базе С-500 будет создана и флотская зенитная ракетная система, как это произошло, например, с С-300 "Фаворит". На базе С-300 были разработаны модификации С-300Ф "Форт" и С-300ФМ "Форт-М". В сентябре 2009 года замглавкома ВВС России Сергей Разыграев заявил, что С-500 сможет сбивать "ракеты в ближнем космосе", а два года спустя Александр Зелин, занимавший тогда должность главкома ВВС, рассказал, что новая российская система будет иметь мало общего с аналогичной американской системой. Предположительно, новый ЗРК сможет сбивать цели, летящие на скорости свыше семи тысяч метров в секунду. Похожие характеристики получит и морской вариант С-500, если, конечно, он будет создан.
 
В настоящее время активным созданием и развитием морского компонента системы противоракетной обороны занимаются США. Они оснащают крейсера типа "Тикондерога" и эсминцы типа "Арли Берк" боевой информационно-управляющей системой Aegis с противоракетами SM-2 (Standard Missile 2), SM-3 и их модификациями. Aegis также входит в состав вооружения кораблей ВМС Японии, Южной Кореи, Испании и Норвегии. В общей сложности во всем мире системой Aegis уже оснащены около 110 различных кораблей, включая японские эсминцы типов "Конго" и "Атаго" и норвежские фрегаты "Фритьоф Нансен". В 2008 году США провели испытание системы, которая сбила аварийный спутник USA-193, движущийся со скоростью 7600 метров в секунду на высоте 247 километров.
 
Из слов Троценко можно было бы заключить, что Россия планирует в перспективе создать систему противоракетной обороны, сходную с американской ПРО. Однако небольшой размер серии перспективных противоракетных эсминцев указывает на то, что, скорее всего, таких пока планов не существует. Даже если в будущем серия будет расширена, создать значительное количество кораблей с элементами ПРО быстро не получится. Особенно если учесть, что в стране класс эскадренных миноносцев не строился уже более 20 лет - последний такой корабль ("Адмирал Ушаков" проекта 956 "Сарыч") вошел в состав флота в 1993 году. При этом продолжительность строительства эсминцев в советское время составляла четыре-пять лет.
 
Между тем, упоминание противокосмической составляющей роднит перспективные эсминцы с другим реализуемым в России проектом - авианосцами. В начале февраля текущего года Высоцкий рассказал, что перспективный российский авианосец "должен будет действовать во всех средах, то есть быть многосредным". "Мы хотим пойти дальше - есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами. То есть, иными словами, сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах", - пояснил свою мысль Высоцкий.
 
Ожидается, что аванпроект авианосца будет подготовлен до конца 2012 года. В конце июня 2011 года Троценко объявил, что строительство авианосца водоизмещением 80 тысяч тонн начнется в России в 2018 году и завершится спустя пять лет. Позднее министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что строить авианосцы в стране планируется после 2020 года, а до той поры финансирование программы не предусмотрено бюджетом. Ранее представители ВМФ заявляли, что для флота могут быть построены четыре-шесть новых авианосцев.
 
По словам Троценко, российский авианосец точно будет атомным. Предположительно, на нем будут базироваться до 70 различных самолетов и вертолетов. Большое водоизмещение корабля заставляет предположить, что на нем будут установлены катапульты и аэрофинишеры, что, в свою очередь, указывает на вероятность создания новых видов российской авиационной техники (помимо уже существующих палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также учебных самолетов Су-25УТГ, в катапультах не нуждающихся).
 
В целом же, складывается впечатление, что к 2024-2025 году Россия планирует создать по меньшей мере одну авианосную ударную группу, по своим возможностям не уступающую американским АУГ. Ядром такой группы является авианосец, сопровождаемый различными кораблями охранения. Обычно в состав АУГ, помимо самого авинесущего корабля, входят до десяти крейсеров, эсминцев и фрегатов и суда обеспечения. Для усиления противолодочной защиты авианосной группировки США иногда практикуют включение в ее состав одной или двух многоцелевых подлодок.
 
Например, в США (как пока единственной стране в мире, обладающей полноценной АУГ) в состав группы авианосца типа "Нимиц" входят два ракетных крейсера типа "Тикондерога", три эсминца типа "Арли Берк", две многоцелевых подлодки типа "Лос-Анджелес" и корабль снабжения.
 
В качестве дополнительного аргумента в пользу намерения России создать хотя бы одну авианосную ударную группу говорят и планы Министерства обороны восстановить, модернизировать и вернуть на флот тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 "Орлан". Они, как ожидается, будут модернизированы по типу "Петра Великого". В настоящее время в резерве ВМФ находятся три крейсера проекта 1144: "Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Ушаков"; "Петр Великий" - в активном составе Северного флота.
 
В настоящее время на вооружении России стоит только один авианесущий корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Авианесущий крейсер приписан к Северному флоту России. Этот корабль оснащен собственным мощным вооружением (противокорабельные ракеты "Гранит", зенитные ракетные и ракетно-артиллерийские комплексы "Кинжал" и "Кортик", артиллерийские установки АК-630) и острой необходимости в кораблях охранения не испытывает, хотя в одиночку действует редко. "Адмирал Кузнецов" также может лечь в основу российской авианосной ударной группы, однако ее возможности будут ограничены из-за отсутствия самолета ДРЛОиУ и небольшой численности авиагруппы.
 
Теоретически российские военные могли бы собрать две-три полностью атомные авианосные ударные группы, в состав которых вошли бы перспективные авианосцы, по два-три эсминца, по одному или по два ракетных крейсера проекта 1144 и по одной многоцелевой атомной подводной лодке, например, проекта 885 "Ясень" с крылатыми ракетами "Калибр". Преимуществом такой группы станет практически неограниченный запас хода. Для полного комплекта не хватает только палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о планах по созданию которых пока ничего не известно. На первых порах их вполне смогут заменить вертолеты Ка-31 с соответствующим набором оборудования.
 
В разное время представители ВМФ заявляли, что авианосцы необходимы России для уничтожения соединений надводных кораблей, для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон. Кроме того, такие корабли незаменимы при обеспечении контроля продолжительной водной границы.
 
В 2009 году Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом России, одобрил стратегию национальной безопасности страны до 2020 года. В ней, в частности, говорится, что Россия будет придерживаться идеи многополярного мира, в отличие от современного однополярного с США, главенствующими в политической, экономической и военной сферах. Создание авианосных ударных группировок позволит России значительно усилить военное присутствие в мировом океане, потеснив позиции, занимаемые Соединенными Штатами.
 
Активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который, как ожидается, до конца 2012 года примет на вооружение свой первый авианесущий крейсер "Ши Лан" (бывший "Варяг" проекта 1143.6), а еще спустя несколько лет - авианосцы собственной постройки. По прогнозу экспертов, уже к 2016-2017 году Китай может сформировать свою первую авианосную ударную группу, а к 2020-му - вторую. Так что в быстро меняющемся - пока еще однополярном - мире России по прошествии нескольких лет придется догонять уже не только США, но и Китай.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer