Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Точки опоры в океане


26 ноября 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


В 2016 году в России начнется строительство серии из шести эскадренных миноносцев с элементами противоракетной и противокосмической обороны. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, они станут "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане". Впрочем, речи о создании российского аналога американской боевой информационно-управляющей системы Aegis, скорее всего, не идет.

О планах строительства новых эсминцев президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко рассказал 22 июня 2012 года на Петербургском экономическом форуме. В общей сложности планируется построить шесть кораблей, к проектированию которых уже приступило петербургское Северное проектно-конструкторское бюро. Строительством будут заниматься "Северная верфь" и "Балтийский завод". Троценко назвал проектируемые корабли "опорными точками российской системы противокосмической обороны в мировом океане", однако подробности раскрывать не стал.
 
Уже сейчас с определенной долей уверенности можно сказать, что новые эсминцы будут атомными. В начале 2012 года об этом рассказал Владимир Высоцкий, занимавший тогда должность главкома ВМФ России. В середине февраля Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала "Северной верфи" сертификат, который предоставляет предприятию право выполнять работы с атомными энергетическими установками.
 
Какие именно элементы противоракетной и противокосмической обороны будут использоваться на кораблях, пока неизвестно. Ожидается, что к 2015-2016 году будет завершена разработка зенитного ракетного комплекса С-500, который, согласно планам Министерства обороны России, должен будет составить основу российской системы ПРО. В состав С-500 войдут противосамолетная и противоракетная части, причем последняя будет унифицирована с системой ПРО Москвы А-135 "Амур".
 
Не исключено, что на базе С-500 будет создана и флотская зенитная ракетная система, как это произошло, например, с С-300 "Фаворит". На базе С-300 были разработаны модификации С-300Ф "Форт" и С-300ФМ "Форт-М". В сентябре 2009 года замглавкома ВВС России Сергей Разыграев заявил, что С-500 сможет сбивать "ракеты в ближнем космосе", а два года спустя Александр Зелин, занимавший тогда должность главкома ВВС, рассказал, что новая российская система будет иметь мало общего с аналогичной американской системой. Предположительно, новый ЗРК сможет сбивать цели, летящие на скорости свыше семи тысяч метров в секунду. Похожие характеристики получит и морской вариант С-500, если, конечно, он будет создан.
 
В настоящее время активным созданием и развитием морского компонента системы противоракетной обороны занимаются США. Они оснащают крейсера типа "Тикондерога" и эсминцы типа "Арли Берк" боевой информационно-управляющей системой Aegis с противоракетами SM-2 (Standard Missile 2), SM-3 и их модификациями. Aegis также входит в состав вооружения кораблей ВМС Японии, Южной Кореи, Испании и Норвегии. В общей сложности во всем мире системой Aegis уже оснащены около 110 различных кораблей, включая японские эсминцы типов "Конго" и "Атаго" и норвежские фрегаты "Фритьоф Нансен". В 2008 году США провели испытание системы, которая сбила аварийный спутник USA-193, движущийся со скоростью 7600 метров в секунду на высоте 247 километров.
 
Из слов Троценко можно было бы заключить, что Россия планирует в перспективе создать систему противоракетной обороны, сходную с американской ПРО. Однако небольшой размер серии перспективных противоракетных эсминцев указывает на то, что, скорее всего, таких пока планов не существует. Даже если в будущем серия будет расширена, создать значительное количество кораблей с элементами ПРО быстро не получится. Особенно если учесть, что в стране класс эскадренных миноносцев не строился уже более 20 лет - последний такой корабль ("Адмирал Ушаков" проекта 956 "Сарыч") вошел в состав флота в 1993 году. При этом продолжительность строительства эсминцев в советское время составляла четыре-пять лет.
 
Между тем, упоминание противокосмической составляющей роднит перспективные эсминцы с другим реализуемым в России проектом - авианосцами. В начале февраля текущего года Высоцкий рассказал, что перспективный российский авианосец "должен будет действовать во всех средах, то есть быть многосредным". "Мы хотим пойти дальше - есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами. То есть, иными словами, сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах", - пояснил свою мысль Высоцкий.
 
Ожидается, что аванпроект авианосца будет подготовлен до конца 2012 года. В конце июня 2011 года Троценко объявил, что строительство авианосца водоизмещением 80 тысяч тонн начнется в России в 2018 году и завершится спустя пять лет. Позднее министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что строить авианосцы в стране планируется после 2020 года, а до той поры финансирование программы не предусмотрено бюджетом. Ранее представители ВМФ заявляли, что для флота могут быть построены четыре-шесть новых авианосцев.
 
По словам Троценко, российский авианосец точно будет атомным. Предположительно, на нем будут базироваться до 70 различных самолетов и вертолетов. Большое водоизмещение корабля заставляет предположить, что на нем будут установлены катапульты и аэрофинишеры, что, в свою очередь, указывает на вероятность создания новых видов российской авиационной техники (помимо уже существующих палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33, а также учебных самолетов Су-25УТГ, в катапультах не нуждающихся).
 
В целом же, складывается впечатление, что к 2024-2025 году Россия планирует создать по меньшей мере одну авианосную ударную группу, по своим возможностям не уступающую американским АУГ. Ядром такой группы является авианосец, сопровождаемый различными кораблями охранения. Обычно в состав АУГ, помимо самого авинесущего корабля, входят до десяти крейсеров, эсминцев и фрегатов и суда обеспечения. Для усиления противолодочной защиты авианосной группировки США иногда практикуют включение в ее состав одной или двух многоцелевых подлодок.
 
Например, в США (как пока единственной стране в мире, обладающей полноценной АУГ) в состав группы авианосца типа "Нимиц" входят два ракетных крейсера типа "Тикондерога", три эсминца типа "Арли Берк", две многоцелевых подлодки типа "Лос-Анджелес" и корабль снабжения.
 
В качестве дополнительного аргумента в пользу намерения России создать хотя бы одну авианосную ударную группу говорят и планы Министерства обороны восстановить, модернизировать и вернуть на флот тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 "Орлан". Они, как ожидается, будут модернизированы по типу "Петра Великого". В настоящее время в резерве ВМФ находятся три крейсера проекта 1144: "Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Ушаков"; "Петр Великий" - в активном составе Северного флота.
 
В настоящее время на вооружении России стоит только один авианесущий корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Авианесущий крейсер приписан к Северному флоту России. Этот корабль оснащен собственным мощным вооружением (противокорабельные ракеты "Гранит", зенитные ракетные и ракетно-артиллерийские комплексы "Кинжал" и "Кортик", артиллерийские установки АК-630) и острой необходимости в кораблях охранения не испытывает, хотя в одиночку действует редко. "Адмирал Кузнецов" также может лечь в основу российской авианосной ударной группы, однако ее возможности будут ограничены из-за отсутствия самолета ДРЛОиУ и небольшой численности авиагруппы.
 
Теоретически российские военные могли бы собрать две-три полностью атомные авианосные ударные группы, в состав которых вошли бы перспективные авианосцы, по два-три эсминца, по одному или по два ракетных крейсера проекта 1144 и по одной многоцелевой атомной подводной лодке, например, проекта 885 "Ясень" с крылатыми ракетами "Калибр". Преимуществом такой группы станет практически неограниченный запас хода. Для полного комплекта не хватает только палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о планах по созданию которых пока ничего не известно. На первых порах их вполне смогут заменить вертолеты Ка-31 с соответствующим набором оборудования.
 
В разное время представители ВМФ заявляли, что авианосцы необходимы России для уничтожения соединений надводных кораблей, для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон. Кроме того, такие корабли незаменимы при обеспечении контроля продолжительной водной границы.
 
В 2009 году Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом России, одобрил стратегию национальной безопасности страны до 2020 года. В ней, в частности, говорится, что Россия будет придерживаться идеи многополярного мира, в отличие от современного однополярного с США, главенствующими в политической, экономической и военной сферах. Создание авианосных ударных группировок позволит России значительно усилить военное присутствие в мировом океане, потеснив позиции, занимаемые Соединенными Штатами.
 
Активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который, как ожидается, до конца 2012 года примет на вооружение свой первый авианесущий крейсер "Ши Лан" (бывший "Варяг" проекта 1143.6), а еще спустя несколько лет - авианосцы собственной постройки. По прогнозу экспертов, уже к 2016-2017 году Китай может сформировать свою первую авианосную ударную группу, а к 2020-му - вторую. Так что в быстро меняющемся - пока еще однополярном - мире России по прошествии нескольких лет придется догонять уже не только США, но и Китай.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer