Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэропорты призывают на посадку


27 ноября 2012 года Елена Синицына, КоммерсантЪ - Украина


После масштабных инвестиций при подготовке к Евро-2012 украинские аэропорты всерьез озаботились увеличением пассажиропотока и доходов. Аэропорты приглашают новых перевозчиков, вводят дополнительные сервисы для пассажиров и авиакомпаний. Однако вернуть потраченные средства не так-то просто: рост пассажиропотока в стране замедляется и сдерживается визовым режимом со странами Евросоюза.

Воздушный бой на земле

В этом году украинские аэропорты перешли к более активной борьбе за пассажиров и авиакомпании. По итогам десяти месяцев 2012 года пассажиропоток в аэропортах составил 12,2 млн человек, и, несмотря на общее замедление темпов роста рынка (14,2% роста против 21,5% годом ранее), крупнейшие аэропорты существенно увеличили свои показатели.

Больше всего выросли пассажиропотоки "Жулян" и "Харькова" (74,8% и 54,7% соответственно). Аэропорт "Донецк" нарастил этот показатель на 25,9%. А "Симферополь" впервые с начала 1990-х годов обслужил больше 1 млн человек (+15,3%), став вторым аэропортом-миллионником в Украине. На 94% вырос пассажиропоток у "Львова" — но это на фоне того, что в прошлом году предприятие работало с ограничениями из-за реконструкции. Незначительный рост был и у крупнейшего аэропорта страны — "Борисполя" (7,6%), а также "Одессы" (9,3%) и "Днепропетровска" (5,2%).

Одним из наиболее активных в этом году стал сравнительно небольшой киевский аэропорт "Жуляны", который смог переманить сразу нескольких перевозчиков из "Борисполя" — "Трансаэро" (выполняет 21 рейс в неделю по маршруту Москва—Киев—Москва), "ЮТэйр-Украина" и Armavia. Кроме того, в прошлом году в "Жуляны" из "Борисполя" перешла low-cost компания Wizz Air. Новых перевозчиков смог привлечь и "Борисполь" — среди них Scat, Air One, Hamburg Airways, "Сомон Эйр" и другие. Кроме того, в этом году аэропорт открыл терминал D.

Не отставали и региональные аэропорты. Базового перевозчика в этом году получил "Симферополь": крымская авиакомпания Air Onix открыла регулярные и чартерные рейсы в Киев, Стамбул, Тель-Авив, Санкт-Петербург, Варшаву и другие. В аэропорт "Харьков" из Киева начала полеты "ЮТэйр-Украина". "Международные авиалинии Украины" (МАУ) запустили рейс Харьков—Подгорица совместно с туроператором "Харьковкурорт-сервис". Кроме того, открылись новые рейсы из Харькова в Москву, Ашхабад, Шарджу, Салоники. В аэропорту "Донецк" авиакомпания "Трансаэро" увеличила количество рейсов в Москву, "ЮТэйр-Украина" открыла рейс в Тбилиси, Nordwind Airlines — рейс из Москвы, Pegasus Airlines — рейс из Стамбула во Львов, Air Onix — из Львова в Бургас, а Wizz Air начала летать в Милан.

Аэропорты внедрили и ряд новых сервисов. "Борисполь" ввел услугу трансферного досмотра багажа без участия пассажира, услугу Priority Line (позволяет быстрее проходить регистрацию) и организовал собственную службу такси Sky Taxi. В "Жулянах" планируют запустить клубную программу. А "Харьков" присоединился к Рriority Pass — крупнейшей в мире независимой программе доступа в VIP-залы, а также использовал сервис скидок "Групон" для привлечения пассажиров. Во "Львове" были открыты киоски саморегистрации, а "Донецк" ввел услугу упрощенной регистрации.

Груз вложений

Аэропорты вынуждены бороться за дополнительный пассажиропоток, чтобы окупить вложенные средства. Только в строительство новых терминалов накануне Евро-2012 государство и частный бизнес инвестировали порядка 10,1 млрд грн. "Борисполь" вложил в терминал D, который является крупнейшим в Украине, 4,8 млрд грн, еще 370 млн грн — в открытие терминала F. Затраты "Жулян" на строительство нового терминала составили около 320 млн грн, "Харькова" — $107,2 млн (856,85 млн грн). Аэропорт "Львов" построил к Евро-2012 новый терминал стоимостью 2 млрд грн. А реконструкция "Донецка" обошлась в рекордные 6,97 млрд грн (из них терминал — 1,8 млрд грн).

Эксперты неоднократно заявляли, что столь большие инвестиции в региональные аэропорты неоправданны. "Сейчас "Донецк" обслуживает столько пассажиров в сутки, сколько его мощности позволяют обслуживать за один час. А суточный пассажиропоток "Львова" — это половина его потенциальной часовой пропускной способности. Издержки на содержание этих аэропортов в ближайшие годы будут приносить государству только убытки",— считает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.

Однако вице-премьер Борис Колесников считает, что аэропорты "Донецк" и "Львов" смогут стать "одними из крупнейших транспортных узлов СНГ". "Ожидается, что аэропорт "Донецк" впервые после распада СССР достигнет в этом году более миллиона пассажиров. Все прогнозы свидетельствуют о том, что за семь лет он получит 5 млн пассажиров и станет одним из крупнейших в европейской части СНГ",— заявлял господин Колесников.

С избыточной мощностью столкнулся и "Борисполь": сейчас его пропускная способность составляет около 25 млн человек в год, тогда как обслуживается в нем обычно около 9 млн. Поэтому этой осенью в Кабмине приняли решение, что аэропорт может быть передан в концессию. Конкурс еще не объявлен, но по его условиям будущий инвестор должен будет направить не менее 2,3 млрд грн на развитие инфраструктуры и осуществить выплаты по долгам аэропорта. По словам замминистра инфраструктуры Дмитрия Демидовича, сейчас долговая нагрузка "Борисполя" составляет порядка $600 млн.

Аэропорты выбирают высоту

Срок окупаемости вложений в аэропорты будет очень разным, считает генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев. Для "Борисполя", который активно развивает модель хаба, приоритетная задача — доработка терминала D. Сейчас он работает только на прием международных рейсов и не имеет трансферной зоны, сообщающейся с внутренними рейсами. Это послужило поводом для отказа базовых перевозчиков — "АэроСвита" и МАУ — перейти в терминал. "Там предусмотрено лишь четыре позиции для касс на все авиакомпании. Кроме того, в терминале нет места для магазинов",— добавляет президент МАУ Юрий Мирошников.

Из крупных региональных аэропортов перспективными эксперты называют "Жуляны", "Донецк", "Львов", "Одессу" и "Симферополь". Вадим Слободянюк считает, что в будущем "Жуляны" могут рассчитывать на приход из "Борисполя" тех авиакомпаний, которые не связаны партнерскими отношениями с другими перевозчиками и не зависят от транзита. "У "Симферополя" сложность в том, что это сезонный аэропорт. Правительство Крыма должно иметь продуманную программу по привлечению туристов в регион. К примеру, в Турции и Египте, чтобы увеличивать туристический поток, государство дотирует авиаперевозчиков",— рассказывает независимый эксперт Александр Ланецкий. В случае с Одесским аэропортом специалисты указывают на необходимость его реконструкции. "В зоне, где он сейчас находится, очень плохие метеоусловия, именно по этой причине авиакомпаниям часто отказывают в обслуживании рейса. Лучше построить новый терминал на базе одного из военных аэродромов",— говорит Вадим Слободянюк.

Довольно сложное положение у "Харькова" — деловой поток в городе маленький, и перспектив к существенному росту нет, говорит Алексей Муровцев. "Тем не менее компании удается договариваться с новыми перевозчиками. "Харькову" же нужен базовый перевозчик, он также может сотрудничать с туристическими компаниями для увеличения доли чартерных рейсов",— считает Александр Ланецкий.

А вот аэропорты "Львов" и "Донецк" уже достигли пика своего развития при существующей модели работы. "Пассажиропоток у них может расти только одновременно с ростом рынка. В этих аэропортах нет базового перевозчика, способного обеспечивать стабильный пассажиропоток. Его нужно создать, но я сомневаюсь, что при нынешних рыночных условиях кто-нибудь решится вкладывать в это немалые деньги",— считает Александр Ланецкий. Активное развитие авиарынка сдерживается экономической ситуацией в стране, низкой платежеспособностью людей, а также отсутствием безвизового режима с Евросоюзом. "На самом деле сейчас мы можем развивать транзит с Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Однако именно эти страны очень жестко защищают своих перевозчиков и вряд ли позволят нашим компаниям отбирать транзитных пассажиров и перевозить их через украинские аэропорты",— уверен господин Слободянюк.

У правительства пока нет понимания того, как можно решить проблему заполняемости "Львова" и "Донецка", говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. "Кабмин мог бы подписать договор "Об открытом небе" с ЕС, но это убьет наши авиакомпании, которые пока не в состоянии конкурировать с европейскими перевозчиками. Сейчас ситуация тупиковая",— считает господин Ланецкий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer