Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МиГ-29 от коллапса до расцвета


27 ноября 2012 года Константин Макиенко, Военно-промышленный курьер


Неудачная маркетинговая стратегия руководства «МиГа», порожденная завышенными ожиданиями после феноменального малайзийского контракта 1994 года и ориентированная на совершенно нереалистические ценовые показатели, привела к тому, что во второй половине 90-х заключили лишь два небольших контракта на поставку сначала трех истребителей в Перу, а затем восьми – в Бангладеш. Радикально изменить ситуацию удалось только с 1999 года новому руководству «МиГа» во главе с Николаем Никитиным при поддержке правительства России.

Усилия нового руководства были направлены прежде всего на активизацию корпоративного строительства. На базе осколков ВПК «МАПО» создана вертикально интегрированная компания, получившая наименование «Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ».
 
Более динамичным стал инновационный процесс: ускорились работы по созданию новых версий МиГ-29, прежде всего МиГ-29СМТ и МиГ-29К. Заключен целый ряд контрактов, которые позволили постепенно возобновить производство и хотя бы частично профинансировать НИОКР.
 
Вплоть до кризиса
 
В 2000–2003 годах заключены контракты с рядом стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Экспортировано в общей сложности более 45 истребителей различных модификаций. Кроме того, получены контракты на поставку модификации МиГ-29СМТ или модернизацию до этого стандарта ранее приобретенных самолетов.
 
В 2001-м в Эритрею поставлено два МиГ-29, которые затем модернизированы до стандарта МиГ-29СМТ («9-18»). В 2003–2004 годах 12 машин МиГ-29 получил Судан, заплативший за истребители предположительно 140–150 миллионов долларов. Такую же партию МиГ-29 законтрактовала в 2001-м Мьянма, поставки осуществлены в 2001–2002 годах. Наконец, крупная программа закупок и последующей модернизации в общей сложности 20 машин была реализована в интересах Йемена. Сначала в 2001-м закуплены 12 истребителей МиГ-29 и два МиГ-29УБ на сумму 420 миллионов долларов. Затем в 2004-м подписан дополнительный контракт, который предусматривал покупку шести новых МиГ-29СМТ и модернизацию ранее переданных 14 машин до версии МиГ-29СМТ.
 
Таким образом, к середине нулевых годов компания РСК «МиГ» вышла из кризисной ситуации конца 90-х. Значительно укрепилась ее корпоративная структура, улучшилось финансовое положение, создан новый конкурентоспособный продукт МиГ-29СМТ, появились предпосылки для восстановления производства полного цикла.
 
Расцвет экспортных перспектив истребителей семейства МиГ-29 пришелся на период 2004–2007 годов. 24 января 2004-го одновременно с подписанием соглашения по перестройке для Индии авианосца Vikramaditya заключен контракт предположительной стоимостью около 750 миллионов долларов на разработку и поставку индийским ВМС 16-палубных истребителей МиГ-29К/КУБ в новом облике («9-41»/«9-47»). В 2004–2005 годах велись переговоры о продаже большой (до 50 единиц) партии МиГ-29СМТ в Венесуэлу. В конце 2005 – начале 2006-го подписан хорошо известный контракт стоимостью 1,3 миллиарда долларов на поставку в Алжир 28 МиГ-29СМТ («9-19») и шести МиГ-29УБТ («9-53»).
 
Наконец, в апреле 2007 года Сирия законтрактовала 12 истребителей МиГ-29М/М2 и четыре перехватчика МиГ-31Э на общую сумму 1,5 миллиарда евро, став фактически стартовым заказчиком машин обоих типов.
 
В случае успешной реализации проектов поставки истребителей семейства МиГ-29 вполне могли бы стать сопоставимыми с продажами различных версий истребителей Су-30. Однако Венесуэла в конечном итоге закупила Су-30МК2. Алжирская сделка по причинам, связанным с конкуренцией различных фракций алжирской военно-политической элиты, закончилась возвратом 15 поставленных в эту страну машин и отказом от продолжения проекта.
 
Не определены в связи с гражданской войной в Сирии и перспективы реализации сирийского контракта. Все это в сочетании с начавшимся в 2008 году мировым экономическим кризисом вновь поставило компанию в весьма сложное финансовое положение.
 
Прогноз продаж
 
Благодаря новым контрактам и своевременно оказанной государственной поддержке РСК «МиГ» очень быстро начала восстанавливаться.
 
Конечно, алжирский кризис имел для компании негативные имиджевые последствия, но с чисто финансовой точки зрения оказался скорее благом. Компания сохранила аванс в размере 250 миллионов долларов и получила контракт российских ВВС на выкуп всех предназначенных изначально для Алжира 34 машин, который, по самой консервативной оценке, оценивается в 15–20 миллиардов рублей.
 
В декабре 2009 года подписывается важный как с экономической, так и с имиджевой точки зрения контракт стоимостью 410 миллионов евро на поставку 20 истребителей МиГ-29Б/СЭ/УБ в Мьянму. В 2010-м следует перевод в твердый контракт опциона индийских ВМС на закупку еще 29 палубных МиГ-29К/КУБ стоимостью 1,5 миллиарда долларов. Наконец, в 2012 году российский ВМФ, следуя своей закупочной стратегии «покупай серийные системы», заказывает РСК «МиГ» 24 таких же корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка.
 
Перспективы продаж истребителей семейства МиГ-29 как на экспорт, так и в интересах российских ВВС определяются следующими фундаментальными факторами:
  • относительная (по сравнению с «предельными» тяжелыми платформами) простота этих боевых авиационных комплексов и дешевизна их эксплуатации;
  • незначительная политическая чувствительность поставок средних истребителей с умеренным радиусом действия и боевой нагрузкой в сравнении с мощными тяжелыми истребителями взлетной массой более 30 тонн;
  • наличие большого парка истребителей МиГ-29 предыдущих версий в 28 странах мира, уже развернувших соответствующую наземную инфраструктуру и имеющих подготовленный персонал. Часть таких государств представляется естественными кандидатами на приобретение новых партий современных модификаций на базе платформы МиГ-29;
  • наличие уникального для мирового рынка предложения – палубного истребителя МиГ-29К, единственного на сегодня серийно выпускаемого самолета горизонтального взлета, способного оперировать с авианосных кораблей без катапульты;
  • сохраняющаяся пока для России возможность контролировать (за счет поставок двигателей) экспорт наиболее близких по своим техническим, финансовым и политическим параметрам китайских легких и средних истребителей FC-1/JH-17 и J/F-10.
Соответственно можно предположить следующие потенциальные закупки МиГ-29.
 
Даже после подведения итогов тендера MMRCA МиГ-29 сохраняет неплохие шансы продаж на индийском рынке. В принципе нет особых сомнений, что имеющиеся в настоящее время у индийской стороны разногласия с Dassault Aviation по поводу стоимости проекта и передачи технологий истребителя Dassault Rafale будут в конечном итоге разрешены. Но переговорный процесс займет определенное время, кроме того, учитывая опыт реализации других больших международных проектов в Индии, сама программа лицензионного производства истребителей Rafale силами индийской авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) наверняка будет развиваться крайне медленно.
 
Для поддержания численности парка истребительной авиации индийским ВВС в любом случае потребуются промежуточные закупки истребителей, естественно, тех типов, которые уже имеются в их составе.
 
Поскольку истребитель Dassault Mirage 2000 снят с производства, такими машинами могут быть только Су-30МКИ и МиГ-29. Так, можно предполагать возможность закупки Индией 20–24 истребителей МиГ-29UPG («9-20») новой постройки. Кроме того, по мере развития программы строительства национальных авианосных кораблей IAC индийским ВМС потребуется увеличение парка уже законтрактованных и частично поставленных 45 МиГ-29К/КУБ. Вероятнее всего дополнительная закупка также будет предусматривать приобретение 20–24 этих палубных истребителей.
 
Кроме того, в последние годы наблюдается заметное оживление спроса на ВВТ со стороны нефтедобывающих государств СНГ – Азербайджана, Казахстана и в меньшей степени Туркменистана. Все три страны могут рассматриваться и как потенциальные покупатели МиГ-29М/М2. Недвусмысленный интерес к приобретению именно этих машин уже проявил Казахстан.
 
Очевидное и невероятное
 
В настоящее время наиболее перспективные из «антизападных» и «блокадных» рынков – сирийский и иранский по известным политическим причинам оказались закрыты. Поставки в Сирию остановлены до прояснения исхода идущей в этой стране гражданской войны. Иран оказался под действием эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки в эту страну оружия. Однако политическая ситуация весьма динамична и переменчива. Потребность в модернизации парка сирийских ВВС никуда не исчезнет вне зависимости от итогов гражданского противостояния, а законтрактованные в 2007 году 12 МиГ-29М/М2 эту задачу полностью не решат.
 
Значит, можно ожидать как минимум финализации имеющегося опциона на 24 таких истребителя. Ситуация вокруг Ирана также может измениться. Например, в случае дальнейшего обострения российско-катарских отношений одним из естественных ответов на агрессивную политику салафитских монархий должна стать интенсификация российско-иранских военно-технических связей. В этой же нише покупателем МиГ-29 может стать Зимбабве. Основными ограничителями такой сделки здесь выступают отсутствие у этой страны свободных валютных ресурсов и возможная конкуренция со стороны КНР. Однако сама по себе бывшая Южная Родезия является страной с богатейшими запасами минеральных ресурсов, так что всегда найдутся гибкие способы организации оплаты контракта. Китайские же попытки продвинуть свои истребители могут быть блокированы благодаря сохраняющейся зависимости от России по двигателям.
 
Выбор в пользу опции МиГ-29 является наиболее естественным и логичным для ВВС тех относительно небогатых государств, которые уже оперируют этими машинами предыдущих модификаций. К числу таких стран можно отнести Перу, Кубу, Судан, Бангладеш и Мьянму, а в Европе – Сербию. Хотя официально малайзийские ВВС планируют объявить тендер на закупку новых 18 многоцелевых истребителей, наиболее рациональным решением с точки зрения «эффективность-стоимость» стала бы модернизация 16 имеющихся в составе малайзийских ВВС МиГ-29N до версии МиГ-29UPG или закупка МиГ-29М/М2 с выкупом Россией МиГ-29N по схеме trade-in.
 
Следует помнить, что рынок вооружений и военной техники остается, пожалуй, одним из наименее предсказуемых рынков, поскольку сильно подвержен воздействию изменчивых политических и непрогнозируемых коррупционных факторов.
 
В этом смысле всегда остается место для кажущихся сегодня невероятными сделок. Примерами такого рода стали приобретение Угандой истребителей Су-30МК2 и подписание в августе этого года крупного пакета контрактов России с Ираком, который закупил системы ПВО и боевые вертолеты. Между тем еще в начале года подписание крупных контрактов с Ираком считалось даже среди профессионалов практически нереальным.
 
Известно, что представители багдадского правительства проявили интерес и к продукции РСК «МиГ», так что, как бы это ни казалось сегодня маловероятным, нельзя полностью исключать иракских закупок МиГ-29.
 
То же самое относится и к Ливии, где как минимум триполитанская фракция нового режима может заинтересоваться реанимацией военно-технического сотрудничества с Россией. Неожиданный интерес к МиГ-29 вообще может проявить любое государство, способное в течение трех-пяти лет выделить на модернизацию своих ВВС 0,5–1 миллиард долларов, то есть 40–50 стран мира – от Аргентины в Латинской Америке до Нигерии или Экваториальной Гвинеи в Африке или Шри-Ланки в Азии.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer