Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Будущее российского вертолетостроения закладывается сегодня


6 ноября 2012 года Евгений Друзин, Военно-промышленный курьер


26 августа 2012 года навсегда войдет в историю российского вертолетостроения и авиации в целом. В этот день в Серпуховском районе Московской области в рамках чемпионата мира по вертолетному спорту новейший российский Ми-38 установил абсолютный мировой рекорд высоты, преодолев отметку 8600 метров. Это знаменательное событие стало символичным доказательством того, что отрасль успешно преодолела кризисный период и сегодня динамично развивается, открывая для себя новые рынки.

Согласно данным специалистов в настоящее время вертолеты составляют около 40–50 процентов парка всех летательных аппаратов, находящихся в эксплуатации всех стран. Темп роста парка вертолетов остается стабильно высоким уже несколько лет и составляет приблизительно 15 процентов в год.
 
Столь широкое распространение и повышенный спрос со стороны потребителей вертолеты получили благодаря ряду преимуществ. Среди них наиболее существенным является способность взлетать и садиться по вертикальной траектории, зависать не месте. Это позволяет совершать взлет и посадку на ограниченном пространстве, без использования подготовленных площадок и аэродромов. Благодаря этим достоинствам вертолеты способны выполнять задачи, недоступные другим летательным аппаратам. Кроме этого широкий диапазон скоростей полета позволяет активно применять вертолеты в поисково-спасательных и инспекционных полетах. Дальнейшее совершенствование вертолетной техники повышает ее конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта в сфере перевозок на малые и средние расстояния.
 
Крайне высока роль вертолетов и в военных сферах применения. Этот тип машин прошел путь от аппарата связи и разведки до транспортной и полноценной боевой машины, способной эффективно уничтожать цели множества типов: бронетанковую технику, артиллерийские орудия, комплексы ПВО и даже самолеты.
 
Крупнейшими мировыми производителями вертолетной техники сейчас являются корпорация Bell Helicopter Textron, Eurocopter, Sikorsky и российский холдинг «Вертолеты России».
 
Остановимся подробнее на российском производителе.
 
Российские представители
 
На сегодня продукция холдинга представляет собой винтокрылые машины всех типов и назначения – как военного, так и гражданского.
  
Общепризнанным мировым бестселлером является семейство машин Ми-8/17 – это самый популярный вертолет за всю историю отрасли. Воздушное пространство десятков стран покорили свыше 12 тысяч вертолетов этого типа.
 
Стабильный и высокий спрос на эту машину заставил компанию «Вертолеты России» подготовить новейшую модификацию Ми-171A2, которая сохраняет лучшие качества своих предшественников и благодаря внедрению передовых технологий открывает новые возможности применения вертолета. Эта машина сохранит за Россией глобальное лидерство в сегменте средних многоцелевых аппаратов.
 
Дальнейшим развитием семейства средних транспортно-пассажирских вертолетов стал упоминавшийся выше Ми-38, а также презентованный в текущем году перспективный многоцелевой Ка-62.
 
Говоря о машинах-рекордсменах, нельзя не упомянуть самый грузоподъемный в мире серийный транспортный вертолет Ми-26Т, способный перевозить до 20 тонн внутри фюзеляжа или на внешней подвеске, и его новейший вариант – Ми-26Т2, оснащенный авионикой последнего поколения. Высочайшие технико-экономические показатели позволяют использовать эту машину для решения широкого спектра задач – транспортных, эвакуационных, противопожарных и других.
 
Российские авиационные эксперты сходятся во мнении, что фундаментом сегодняшнего успеха компании является колоссальный потенциал, заложенный при создании вертолетов Ми-8/17. Также общеизвестно, что даже самая удачная разработка в неизменном виде не может пользоваться спросом бесконечно, она рано или поздно устаревает, нуждается в обновлении и разработке новых модификаций. Для того чтобы сохранить свои позиции, компании необходимо активно заниматься созданием и разработкой современных моделей.
 
Современные разработки
 
 Несмотря на высокий спрос, которым традиционно пользуется российская вертолетная техника, основа будущих успехов зависит прежде всего от качественной реализации ряда перспективных разработок, в рамках которых проводятся многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
 
Наиболее значимой из данных НИОКР является разработка российского перспективного среднего вертолета (ПСВ).
 
Разработка этой ключевой программы должна стать новым этапом в развитии отечественного вертолетостроения. Перспективная машина не только обеспечит устойчивое положение компании на мировом рынке, но и позволит модернизировать материально-техническую базу, внедрить новейшие технологические решения в области производства и проектирования. В настоящее время российский холдинг «Вертолеты России» завершил этап технико-экономического обоснования (Feasibility Study) и предварительных исследований. Проекту присвоено наименование Russian Advanced Commercial Helicopter (RACHEL).
 
«Мы убеждены, что основным конкурентным преимуществом любой техники в современном мире становится ее экономическая эффективность. Высокая отдача от коммерческой эксплуатации вертолета – вот критерий, который мы поставили во главу угла при разработке концепции нового перспективного вертолета», – сказал глава холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров.
 
О новом вертолете в настоящее время известно немного. Машину должны выгодно отличать от конкурентов пониженный уровень шума и высокий комфорт для пассажиров.
 
 На прошедшем в текущем году авиасалоне в Фарнборо холдинг представил будущую новинку. Предполагается, что RACHEL будет иметь взлетный вес около 10 тонн и пассажировместимость 20–24 человека. Этот вертолет имеет традиционную компоновку с одним несущим и хвостовым рулевым винтами. Как объяснили инженеры и конструкторы, увеличение скорости предполагается обеспечить за счет новых лопастей и улучшения аэродинамики фюзеляжа.
 
Анализируя рынок вертолетной техники, создатели новой машины обнаружили, что главным и наиболее ценным качеством будущей машины должна быть не скорость, а минимизация эксплуатационных расходов. Именно на этом важнейшем показателе будут сосредоточены усилия конструкторов. По словам Дмитрия Петрова, окончательная конфигурация перспективной машины может быть определена к концу 2013 года. К летным испытаниям новая машина может приступить в 2016–2017-м, завершение сертификации и начало поставок пока запланированы на 2018–2020 годы.
 
Очевидно, что именно эта машина должна стать достойной заменой сегодняшнего бестселлера вертолетного рынка – Ми-8/17. Можно также предположить, что позиции компании на рынке в среднесрочной перспективе должна удержать еще одна модификация Ми-8/17 – вертолет Ми-171А2, первые образцы которого находятся на стадии постройки. По оценкам экспертов, Ми-171А2 еще в течение 20 лет сможет оставаться одним из наиболее востребованных вертолетов на мировом рынке.
 
 Другая перспективная программа – «Беспилотные комплексы». Это направление исследований предусматривает создание модельного ряда конкурентоспособных беспилотных вертолетных комплексов гражданского, военного (специального) назначения средней и большой дальности. Более детальная информация о характеристиках и особенностях этих машин будущего пока не разглашается, известно лишь, что при их разработке и производстве скорее всего предпочтут импортные двигатели.
 
«Пока проще купить авиадвигатель необходимой мощности за границей. Однако в настоящее время Объединенной двигателестроительной корпорацией, изучающей потребности в каждом классе двигателей, ведутся разработки, в том числе и для беспилотных комплексов. Можно предположить, что для беспилотной авиации будет предложено несколько авиадвигателей малой мощности отечественной разработки», – полагает заместитель директора программы по беспилотным летательным аппаратам ОАО «Вертолеты России» Геннадий Бебешко.
 
Военное направление и возможные риски
 
 Сегодня ОАО «Вертолеты России» является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли. Поставки вертолетов показывают стабильный рост. Если в 2007 году этот показатель составил 102 машины, то в 2011-м заказчикам было передано уже 262 машины. По итогам 2012 года ожидается рост на 10 процентов по сравнению с 2011-м. Общий же портфель заказов – 854 единицы.
 
Большие надежды на продукцию отечественных вертолетостроителей возлагают и в руководстве Российской армии, которая в настоящее время проводит беспрецедентную в новейшей истории программу перевооружения, рассчитанную до 2020 года. Согласно ей ВВС России должны пополниться более чем 1000 различных моделей российского производства: Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52К, Ми-35М, Ми-26/Т2, Ми-8МТВ/АМТШ, Ка-62, «Ансат-У», Ка-226Т, Ка-27, Ка-29.
 
 Реализация столь оптимистичных планов позволит вывести вертолетный парк ВВС на качественно новый уровень. Однако здесь есть некоторые сложности. По мнению ряда экспертов, особую тревогу вызывает имеющийся риск экономической и политической неопределенности, ставящий под сомнение полную выполнимость амбициозных планов перевооружения авиации.
 
Военный обозреватель информационного агентства РИА Новости Константин Богданов считает, что ключевым фактором, который определит будущее российского вертолетостроительного холдинга, станет выбранная руководством стратегия развития. Недостаточное внимание, уделяемое новым разработкам в некоторых рыночных нишах, в будущем может сыграть негативную роль. «Позиции ОАО «Вертолеты России» на мировом рынке через восемь – десять лет станут результатом того фундамента, что закладывается руководством компании уже сегодня», – резюмирует эксперт.
 
В то же время опыт последних лет показывает, что российские производители вертолетов способны успешно решать самые амбициозные задачи. Это позволяет надеяться не только на сохранение ведущих позиций в мире, но и на расширение рынков и номенклатуры поставляемой авиационной техники.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer