Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Депутатский десант на "МиГе"


6 ноября 2012 года Евгений Друзин, Военно-промышленный курьер


25 октября 2012 года на территории производственной площадки № 1 российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялось выездное заседание Комитета по обороне Государственной думы. Тема звучала интригующе: «Перспективы развития боевой авиации в условиях сетецентрических войн», однако, как следовало из вступительного слова председателя комитета Владимира Комоедова, участники мероприятия рассмотрели более широкий круг вопросов, связанных с тактической авиацией ВС России. Впрочем, журналисты на заседании не присутствовали и выступления представителей аппарата правительства, Минобороны и ОАК, а также итоговые материалы остались секретом. Зато представителям СМИ показали луховицкий завод корпорации «МиГ», который постепенно превращается в основную производственную площадку возрождающейся фирмы.

Вступительное слово Владимир Комоедов начал с ответа на вопрос, почему заседание проводится в корпорации «МиГ». Бывший командующий Черноморским флотом, а ныне один из лидеров парламента назвал три причины, первая из которых – 60-летнее мировое лидерство «МиГа» в создании самолетов тактической авиации.
 
Вторая причина отражала геополитический аспект: в европейской части России за исключением «МиГа» сегодня нет полноценного завода, специализирующегося на постройке истребителей. В этом контексте Комоедов подчеркнул значение корпорации для обеспечения устойчивости ОПК России в кризисных ситуациях.
 
Наконец, адмирал упомянул успехи микояновцев в создании сетецентрических технологий при разработке авиационной техники в интересах Войск ПВО СССР. Истребитель-перехватчик МиГ-31 назван не был, но явно речь шла именно об этом самолете, который обладает способностью не только интегрироваться в разнородную систему ПВО, но и играть роль управляющего элемента такой системы.
Напомним, что в рамках сетецентрических войн эффективность группировок войск существенно повышается за счет формирования единой информационно-управляющей сети, в состав которой включаются все средства разведки и получения информации о противнике, средства огневого подавления, органы управления. Также обеспечивается доведение достоверной и полной информации практически в режиме реального времени до всех участников боевой операции.
 
Вместе с тем Комоедов упоминал не только успехи, но и проблемы. Он, в частности, поднял вопрос об оптимальности структуры парка тактической авиации ВВС России по критерию «эффективность-стоимость», а также о сохранении позиций нашей страны на наиболее массовых сегментах мирового рынка боевых самолетов. Очевидно, что эти вопросы непосредственно затрагивают микояновскую тематику.
Опасения за позиции на рынках небеспочвенны, что показал первый полет в Китае прототипа истребителя пятого поколения J-31, явно нацеленного на ту нишу, которую сегодня заполняют микояновские самолеты.
 
Обновленный завод

Интересовало депутатов Госдумы и состояние производственного комплекса РСК «МиГ». Частичный ответ на вопрос о возможностях и перспективах корпорации дала экскурсия по заводу, оставившая благоприятное впечатление. Хотя на некоторых участках сохранились традиционные станки советских времен, основное пространство механических цехов занимают современные многокоординатные обрабатывающие центры.
 
Как отметил заместитель технического директора производственного комплекса Николай Фетисов, новое высокотехнологичное оборудование позволяет изготавливать элементы конструкции планера, не требующие дальнейшей обработки. Кроме того, в разы сокращаются временные затраты, что позволяет значительно повысить эффективность производства. «С помощью этих станков мы смогли сократить эти циклы в два-три раза», – подчеркнул Фетисов.
 
Важно сказать, что все показанное прессе современное оборудование было загружено работой. Также интенсивно на нескольких рабочих местах шла агрегатная сборка истребителей МиГ-29К/КУБ.
 
Известно, что луховицкий завод в свое время был лидером в освоении композиционных материалов. Их производство журналистам не показали, однако продукцию представили. Повышение доли композитов с 2–3 до 12 процентов планера – одно из новшеств, отличающих классические МиГ-29 от спроектированных в 2000-е годы МиГ-29К/КУБ/М/М2. Новые материалы внесли свой вклад в улучшение таких ключевых характеристик самолетов, как боевая нагрузка, которая возросла более чем в два раза, и внутренний запас топлива, увеличенный на 50 процентов.
 
Безусловно, технологический уровень предприятия объективно может оценить только профессионал. Однако состояние кадрового корпуса видно, что называется, невооруженным глазом. Большое число рабочих в возрасте от 20 до 40 лет, молодые мастера и начальники цехов, грамотно общающиеся с прессой, общая обстановка деловитости и уверенности – все это формирует облик развивающегося производства.
 
Показали прессе и техникум, который готовит специалистов для завода. Новые классы, современные наглядные пособия и главное – живые лица молодых ребят и девушек заставляют поверить, что кадровую проблему луховицкий завод решает успешно.
 
Самой интересной частью экскурсии стал огромный и самый новый в европейской части России сборочный цех. В нем в разной стадии сборки находились самолеты МиГ-29К/КУБ, которые строятся по второму контракту с ВМС Индии, МиГ-29М/М2, а также модернизированные МиГ-29UPG с опознавательными знаками ВВС Индии.
 
Особый интерес вызывал самолет, спрятанный за полупрозрачной ширмой. Показать его журналистам категорически отказались, однако, по словам одного из допущенных к машине депутатов Госдумы, от прессы спрятали первый корабельный истребитель для ВМФ России. Уже в будущем году первые МиГ-29К/КУБ заказанной в феврале 2012 года партии из 24 самолетов будут переданы Министерству обороны РФ.
 
Владимир Комоедов, говоря о проблемах РСК «МиГ», интересовался, насколько оптимальна нынешняя распределенная структура производства корпорации. Ответ на этот вопрос прозвучал на закрытой части заседания, но наши источники в РСК говорят о плановой реализации программы создания объединенной промышленной площадки. Ее цель – привести производственные мощности в соответствие с планами выполнения подписанных и перспективных контрактов.
 
Эта программа предусматривает специализацию производственных площадок РСК «МиГ» и нижегородского завода «Сокол», что обеспечит повышение производительности труда и сокращение издержек.
 
Подводя итог экскурсии по заводу, можно сказать: слухи об отсутствии у РСК «МиГ» серийного производства новых самолетов оказались сильно преувеличенными. Более того, как заявил генеральный директор корпорации Сергей Коротков, предприятие планирует увеличить темпы производства с 12 самолетов (столько машин сдано заказчикам в 2011 году) до 36.
 
Способность к возрождению

Корпорация «МиГ» не раскрывает структуру своего портфеля заказов, достигшего в этом году шести миллиардов долларов. Вместе с тем можно прогнозировать, что доля самолетов семейства МиГ-29К/КУБ/М/М2 будет расти за счет постепенного сокращения производства модернизированных вариантов классических МиГ-29. В частности, в Луховицах журналисты не увидели ни одного такого самолета. В то же время сборку этих машин прессе показали в 2011 году на московской производственной площадке корпорации.
 
Наши источники в РСК «МиГ» позитивно оценивают рыночные перспективы самолетов МиГ-29М/М2, которые в 2012-м совершили европейские и азиатские зарубежные турне. С таким прогнозом можно согласиться. По своим боевым возможностям МиГ-29К/КУБ/М/М2 выглядят вполне конкурентоспособными на фоне зарубежных самолетов поколения «4++». Серьезным успехом новых МиГов стало более чем двукратное увеличение летного ресурса при одновременном сокращении стоимости летного часа в 2,5 раза.
 
Следует добавить, что линейка машин МиГ-29К/КУБ/М/М2 спроектирована как единая платформа, имеющая значительный потенциал для дальнейшего наращивания боевых возможностей. Основное направление в этом процессе – внедрение технологий, применяемых на машинах пятого поколения. Среди них БРЛС с АФАР, электронно-оптические обзорно-прицельные и оборонительные системы, новые виды вооружения. По такому пути двигаются конструкторы при создании МиГ-35, над которым в настоящее время ведется активная работа.
 
Как заявил в Луховицах Сергей Коротков, в гособоронзаказе прописана строчка о том, что МиГ-35 будет поставляться в строевые части Вооруженных Сил РФ начиная с 2014 года. Мы должны заключить контракт с Министерством обороны и начать его исполнение. Владимир Комоедов к этим словам добавил: «Машина есть, она готова, довольно умная и грамотная, современная. Необходимо только принять решение».
 
В Луховицах обсудили и другой вопрос, связанный одновременно и с темой сетецентрических войн, и с наработками РСК «МиГ». Тон задал председатель Комитета по обороне Госдумы, заявивший буквально следующее: «Мы знаем, что РСК «МиГ» в инициативном порядке вела разработку разведывательно-ударных беспилотных комплексов. Хотим выяснить, в каком состоянии находятся наработки и по какой системе Минобороны может эти работы поддержать».
 
Что было решено по этому важнейшему вопросу, неизвестно, однако Сергей Коротков сообщил журналистам, что между компаниями «МиГ» и «Сухой» подписано соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов.
 
Хочется надеяться, что эта тема станет не единственным перспективным направлением работы корпорации «МиГ», потенциал которой, как отметил Владимир Комоедов, будет критически необходим в случае усложнения внешнеполитической обстановки.
 
Особую ценность этому потенциалу придает тот факт, что он восстановлен за последние 12 лет буквально героическим трудом конструкторов, производственников и руководителей предприятия. Безусловно, сыграла свою роль значительная государственная помощь, оказанная корпорации в конце 2000-х годов по решению Владимира Путина. Однако хорошо известно, что далеко не все компании ОПК, которым государство протянуло руку, оказались жизнеспособными.
 
Корпорации «МиГ» возрождение удалось, и это главный залог ее будущего.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer