Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время принятия решения


10 декабря 2012 года Булат Баширов, Наталья Павлова, КоммерсантЪ - Власть


К саммитам глав государств Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС приурочена масштабная реконструкция государственного "Международного аэропорта УФА". Стоимость реконструкции аэропорта оценивается приблизительно в 3,5 млрд руб. Источники финансирования власти пока согласовывают с федеральным центром в расчете на его участие, но, учитывая размах реконструкции, дело вряд ли обойдется без привлечения банковских кредитов.

Цена проекта

Грандиозная реконструкция ОАО "Международный аэропорт Уфа" (МАУ) — в пятерке наиболее затратных проектов, приуроченных властями региона к проведению саммитов глав государств Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС. За право разрабатывать проект реконструкции уфимского аэропорта в ноябре этого года боролись восемь проектных институтов России. Госконтракт стоимостью 79 млн руб. получило санкт-петербургское ОАО "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта "Ленаэропроект".

До середины следующего года проектировщик должен представить на суд правительства республики концепцию нового международного терминала аэропорта. Его площадь, как предполагается, составит 14 тыс. кв. м, он сможет пропускать в час до 500 пассажиров, вылетающих или прибывающих из-за рубежа. Стоимость строительства оценивается в 1,6 млрд руб.

Учитывая высокий статус гостей, прибытия которых региональные власти ожидают в рамках саммитов, терминал решили оснастить залом повышенной комфортности и залом официальных лиц и делегаций, каждый площадью не менее 100 кв. м.

Терминал навынос

Кроме непосредственно строительства аэропортового объекта реконструкция предусматривает подтягивание инфраструктуры — прокладку новой автодороги к комплексу и оборудование проездов к нему и тротуаров. До завершения проектирования терминала не все его окончательные параметры ясны. Однако самым обсуждаемым вариантом реконструкции является вынос международного терминала аэропорта Уфы за пределы сегодняшнего аэровокзального комплекса. Планируется построить его в нескольких километрах от двух действующих терминалов и предусмотреть транспортное сообщение между старой и новой частями аэропорта.

Действующий международный терминал МАУ, построенный в 2000 году, как считают региональные власти, не выдерживает никакой критики. Его пропускная способность — лишь 200 человек в час, он устарел и морально: зал ожидания терминала больше напоминает небольшой аэропорт провинциального захолустья.

Новый терминал, как ожидается, будет соответствовать уровню обслуживания пассажиров С Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Главный архитектор ФГУП "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации "Аэропроект"" Светлана Безбородова считает, что варианту расположения нового аэропортового здания на удалении от действующих объектов МАУ "действительно может быть отдано предпочтение": "Во время строительства это позволит обеспечить непрерывную деятельность существующих терминалов, хотя, конечно, такой вариант требует дополнительных финансовых затрат на инженерные коммуникации". Со временем в сторону нового международного терминала может разрастись и сам аэропорт. Руководство республики уже выразило недовольство по поводу заведомых ограничений действующего аэровокзального комплекса: из-за стесненности по территории он не может принимать тяжелые самолеты типа Boeing 777 и Jumbo 747.

Синица в руке

Источники финансирования реконструкции МАУ тем временем не определены. Известно, что власти региона неоднократно рассматривали вариант участия в проекте инвесторов, в том числе российских аэропортовых операторов.

Год назад президиум правительства Башкирии даже одобрил мастер-план развития аэропорта до 2030 года, который подготовила консалтинговая компания Airport Consulting Vienna.

Долгосрочная стратегия предполагает вложение в развитие МАУ 22 млрд руб. По проекту на базе уфимского аэропорта должен быть создан региональный хаб с годовым пассажиропотоком до 5,2 млн человек и собственной базовой авиакомпанией. Региональный менеджер Airport Consulting Vienna по странам СНГ Юрий Рубанов, представляя проект правительству Башкирии год назад, назвал основными целями стратегии "привлечение российских и международных авиакомпаний и поддержку въездного туризма помощью локальных и международных туроператоров".

Основную ставку разработчики аэропортового проекта делали на создание или привлечение базовой авиакомпании. В Башкирии ею когда-то являлись государственные "Башкирские авиалинии". После банкротства авиакомпании в 2006 году на ее рейсах начала летать UTair.

Airport Consulting Vienna также предложила создать в МАУ пункт по перевозке грузов ("крупного экспедитора или интегратора") пропускной способностью до 21 тыс. тонн в год, построить новый международный терминал площадью 19 тыс. кв. м и реконструировать действующий терминал внутренних авиалиний.

Председатель госкомитета по строительству и дорожному хозяйству Башкирии Ильяс Муниров, защищая концепцию австрийцев, заявил, что она поможет Уфе выдержать "конкурентную борьбу на рынке предоставления авиационных услуг". Основными конкурентами в МАУ считают соседние миллионники — Екатеринбург, Самару, Пермь, Казань и Челябинск. В правительстве обеспокоены тем, что МАУ долгое время развивался "по инерции", "только за счет роста экономики России" и не имел "активного влияния на показатели маркетинговой деятельности предприятий".

В результате реализации проекта годовая выручка аэропорта, как предполагалось, должна возрасти до 5 млрд руб. Рентабельность проекта Airport Consulting Vienna оценивала в 40%, срок окупаемости — в 11 лет.

Однако пока этот проект рассматривается как перспективный, а сейчас власти региона остановились на менее затратном варианте — строительстве нового международного терминала общей стоимостью 3,5 млрд руб. По оценке председателя Госкомтранса Башкирии Ильяса Мунирова, проектные работы по новому международному терминалу должны завершиться в мае 2013 года, строительно-монтажные — к марту 2015 года. Однако власти планируют реконструировать и действующий аэропортовый комплекс: построить или расширить территорию для приема и стоянки широкофюзеляжных воздушных судов, модернизировать рулежные дорожки. Финансовую помощь по покрытию этих затрат — около 5 млрд руб.— правительство республики ожидает от федерального бюджета. Кроме того, в Уфе планируют обновить парк аэропортовой спецтехники, взяв в аренду у Росавиации 21 пассажирский трап для встреч делегаций, буксировочный тягач и 2 передвижных источника электропитания. Это — в дополнение к той технике, которую республика планирует закупить самостоятельно. Соглашение с Росавиацией планировалось подписать до конца года.

Малые формы

При прежнем руководстве Башкирии начинался еще один интересный авиационный проект — развитие авиаперевозок внутри региона. С этой целью региональное правительство разработало целевую программу "Развитие воздушного транспорта на территории Республики Башкортостан на 2009-2020 годы" стоимостью около 28 млрд руб. В первой очереди проекта, стоимостью порядка 5 млрд руб., планировалось возобновить пассажирские авиаперелеты в отдаленные, но интересные туристам и деловым кругам города республики — Сибай (600 км), Нефтекамск (около 230 км) и Белорецк (около 225 км). Правительство Башкирии реконструировало за свой счет аэропорты этих городов. Партнером проекта на первых порах, летом 2010 года, выступила авиакомпания UTair: на протяжении нескольких месяцев она выполняла полеты в Сибай на двух 18-местных самолетах L-410 UVP-E20 чешского холдинга Aircraft Industries (принадлежит "УГМК-Холдингу"), закупленных региональным правительством.

Генеральный директор UTair Андрей Мартиросов называл башкирский проект перспективным и делился планами развития интегрированных авиаперевозок между городами-миллионниками с конечной посадкой в небольших городах, к примеру Иркутск—Уфа—Нефтекамск. Он считал, что "через один-два года можно было бы говорить о прибыльности этого проекта".

Однако при новом руководстве Башкирии программа была заморожена: власти региона не смогли решить вопрос с дотациями перевозчику. Средняя цена билета по маршруту Уфа—Сибай в оба конца составляла около 3 тыс. руб., загрузка рейса не достигала 50%. Перевозки оказались для UTair убыточными. По данным источников в ООО "ЮТэйр-Уфа" (дочерняя структура UTair), чистый убыток по этим направлениям за лето-осень 2010 года превысил 1 млн руб. При этом в UTair были готовы выполнять рейсы с нулевой прибылью, так как в другое время использовали L-410 на рейсах в Казань и Екатеринбург. "Продолжать этот проект для нас при низкой загрузке рейсов, при той стоимости билетов и без каких-либо вливаний со стороны республики в итоге оказалось невозможно",— рассказал собеседник в уфимском подразделении UTair.

К 2015 году в Уфе планируют ввести в эксплуатацию и центр деловой авиации (ЦДА). Его концепция предусматривает строительство нескольких залов повышенной комфортности для VIP-пассажиров, летающих бизнес-джетами, ангаров для базирования и ремонта бизнес-джетов типа Challenger-200 и Bombardier, а также центров техобслуживания и тяжелых форм ремонта бизнес-самолетов. Партнером проекта планирует выступить немецкая компания Gebr. Heinemann Group, крупный мировой оператор сети магазинов duty free. Объем вложений в строительство ЦДА немецкая сторона оценивала примерно в €20 млн. Исполнительный директор компании—оператора проекта "Аэроинвест Уфа" Рамиль Тимиргазин рассказал "Власти", что в центре смогут базироваться бизнес-джеты компаний и частных лиц, а расположение Уфы в центре России позволяет предварительно спланировать географию полетов в том числе на страны Европы и Юго-Восточной Азии.

 Международный аэропорт Уфа

ОАО "Международный аэропорт Уфа" (МАУ) входит в тройку крупных аэропортовых активов России со стопроцентным государственным капиталом и в десятку крупнейших по пассажиропотоку. Является собственностью правительства Башкирии, уставный капитал — 181 млн руб. Чистая прибыль ОАО "Международный аэропорт Уфа" в 2011 году по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) выросла к 2010 году в 2,8 раза — до 104,74 млн руб., выручка достигла 2,26 млрд руб. По итогам девяти месяцев текущего года его пассажиропоток возрос на 14% к аналогичному периоду 2011 года — до 1,4 млн пассажиров. На международных авиалиниях он достиг 441,08 тыс. человек (плюс 33% к аналогичному периоду прошлого года), на внутренних рейсах увеличился на 6%, до 1,1 млн человек. Полеты из Уфы выполняются по 40 направлениям. Количество самолетовылетов за девять месяцев текущего года достигло 9,44 тыс.— это выше показателя за аналогичный период прошлого года на 6%. С начала года аэропорт расширил географию полетов в страны СНГ, Европы и Африки, открыл прямое регулярное авиасообщение с Чехией, Испанией, Болгарией, Грецией, Кипром, Украиной и Азербайджаном, увеличил число рейсов в Объединенные Арабские Эмираты и Турцию. Расширилась и маршрутная сеть авиаперевозок внутри России. МАУ сертифицирован по второй категории ICAO, обслуживает более 40 российских и зарубежных авиакомпаний. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы — длиной 2,5 тыс. м и 3,7 тыс. м.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer