Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ропот космодрома


11 декабря 2012 года Иван Сафронов, Елена Черненко, Александр Константинов, КоммерсантЪ


Вчера глава Казахского космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил, что Казахстан намерен сократить количество пусков российских ракет-носителей "Протон-М". Он также обвинил Россию в невыполнении договора о создании комплекса "Байтерек", а также высказался за новое соглашение по аренде космодрома. Источники "Ъ" в правительстве РФ назвали слова главы Казкосмоса "личной интерпретацией ведущихся переговоров".

Вчера, выступая в нижней палате парламента Казахстана, господин Мусабаев заявил, что Россия и Казахстан приступили к разработке проекта "всеобъемлющего договора" по космодрому Байконур. "Соглашение его по аренде было принято в 1994 году и отработало свое",— сказал он, добавив, что новое соглашение "может подразумевать под собой отход от арендных отношений". Первым этапом этого процесса, по его словам, может стать вывод из-под аренды России пусковых площадок комплекса "Зенит". "Стоимость создания комплекса "Байтерек" на базе ракеты-носителя "Зенит" оценивается специалистами в несколько раз ниже, чем стоимость на базе ракетного комплекса "Ангара"",— пояснил глава Казкосмоса. По его словам, пусковая площадка ракеты "Зенит" — это "фактически отдельный космодром, какого в других странах нет". "Если мы выведем из аренды это правое крыло и войдем туда уже как полноправные участники, это станет огромным шагом вперед для Казахстана",— резюмировал господин Мусабаев, предложив заодно вывести из аренды и сам город Байконур.

Напомним, что в январе 2004 года президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев продлили срок аренды космодрома Байконур Россией до 2050 года. Согласно подписанным документам, стоимость аренды космодрома составляет $115 млн ежегодно, а для изменения условий потребуется вмешательство первых лиц двух государств.

Москва резко отреагировала на заявление господина Мусабаева. "Это личная интерпретация Мусабаева о сути тех переговоров, которые ведутся на уровне руководства двух стран последние месяцы,— заявил "Ъ" источник, близкий к российско-казахской межправительственной комиссии.— Его слова не отражают содержание и тональность достаточно конструктивных консультаций". По словам собеседника "Ъ", позиция Москвы заключается в том, что никаких неожиданностей и ультиматумов быть не должно. "Мусабаев выступал перед депутатами, ему надо было показать свою значимость и доказать, что в имеющихся проблемах Казкосмоса его вины практически нет",— говорит собеседник "Ъ" в правительстве РФ. По его словам, стороны действительно ведут переговоры относительно будущего комплекса "Байтерек", но жестких договоренностей пока не достигнуто. "Такие вопросы обсуждают на уровне первых лиц страны, к коим Мусабаев не относится",— подчеркнул он.

Напомним, что Россия и Казахстан в декабре 2004 года подписали соглашение о создании на паритетной основе комплекса "Байтерек" для запуска перспективных ракет-носителей "Ангара", разрабатываемых в Центре им. Хруничева. Россия должны была предоставить средства выведения, а Казахстан — профинансировать строительство стартового комплекса на Байконуре. Серьезность намерений была подтверждена в апреле 2010 года: тогда Россия и Казахстан ратифицировали соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур. Тогда господин Мусабаев отмечал, что подобный шаг позволит ускорить работы по созданию "Байтерека". Отметим, что ракета-носитель "Ангара" должна стать одним из средств выведения на строящемся сейчас в России космодроме Восточный. Именно это во многом вызвало недовольство Казкосмоса: там считали, что с вводом в эксплуатацию собственного космодрома с ракетой данного типа Россия откажется от аренды Байконура. Впрочем, глава Роскосмоса Владимир Поповкин еще в мае этого года заявлял "Ъ", что "два космодрома, Байконур и Восточный, должны взаимодополнять друг друга".

Впрочем, по словам Талгата Мусабаева, возникли сложности: якобы проект "не преодолел фазу проектных работ". "Основными причинами затягивания сроков реализации явились задержка российского проекта на 47 месяцев и увеличение стоимости проекта более чем в 7 раз по сравнению с первоначальной. Она практически достигла $2 млрд,— объявил глава Казкосмоса.— Сейчас ведутся работы по исправлению ситуации". "Еще в 2010 году замглавы Казкосмоса Мейрбек Молдабеков оценивал создание наземной инфраструктуры "Байтерека" в $700 млн,— говорит источник "Ъ" в правительстве РФ.— С тех пор ровным счетом ничего не изменилось: инфраструктуры как не было, так и нет. Нет понимания, за счет чего выросла стоимость работ. Поэтому говорить, что вина лежит только на России, как минимум некорректно". По словам собеседника "Ъ", после увеличения стоимости создания "Байтерека" до $1,6 млрд Астана предлагала Москве поделить затраты поровну. В таком случае каждая из сторон должна была выплатить порядка $800 млн. Россию такой план не устроил.

Еще одно громкое заявление господин Мусабаев сделал и в отношении используемых Россией ракет-носителей. "По "Протону" мы будем пытаться делать все, что от нас зависит, чтобы ежегодно сокращать количество пусков,— заявил Талгат Мусабаев.— Сейчас в год производится порядка 20 пусков. Только что мы направили заключение в правительство о пусках с космодрома "Байконур" на 2013 год, где предусматривается сокращение пусков на две ракеты. И так же поэтапно планируем сокращать в последующие годы". По его словам, ""Протоны" — это извечная проблема", поскольку в качестве компонентов топлива ракеты используются высокотоксичные компоненты гептил и амил.

"Такое заявление должно быть обосновано гораздо более разумно, нежели это было сделано Мусабаевым,— отмечает источник "Ъ" на Байконуре.— Казкосмос этот вопрос беспокоит только тогда, когда дело касается каких-то договоренностей, зачастую — финансовых. При любых других обстоятельствах их бы ничто не взволновало". Отметим, что только за прошлый год коммерческие пуски ракет данного типа принесли России $777 млн, а в этом году, как ожидается, выручка может составить $800 млн.

В Федеральном космическом агентстве и Центре им. М.В. Хруничева заявления господина Мусабаева вчера официально не комментировали.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer