Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Предсказуемый "вылет" "Кубани"


11 декабря 2012 года Николай Проценко, Эксперт


Краснодарская авиакомпания «Кубань» объявила о банкротстве и прекращении полетов в связи с невозможностью обеспечить обязательства перед контрагентами и выполнить нормы федерального законодательства. Аналитики авиационного рынка предрекали подобное развитие событий еще несколько месяцев назад.

 

О прекращении выполнения рейсов начиная с сегодняшнего дня авиаперевозчик сообщил накануне. «Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил», — гласит пресс-релиз «Кубани», распространенный в середине дня 10 декабря. Формально авиакомпания, входящая в структуру холдинга «Базовый элемент», не смогла пройти минимальный входной барьер, установленный вступившими в силу в конце ноября сертификационными требованиями к субъектам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки (ФАП-11). Согласно этому регламенту, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должно быть не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. Незадолго до утверждения сертификационных требований «Кубань» вывела из эксплуатации экономически неэффективные самолеты ЯК-42, а также вернула лизингодателям три Airbus-319 из-за невозможности своевременных выплат по контракту и задолженности по лизинговым платежам. В результате в парке перевозчика осталось всего три Boeing 737 (а также четыре аналогичных самолета, доставшихся «Кубани» от присоединенной к ней обанкротившейся компании Sky Express), что автоматически означало невозможность выполнить требования регулятора. 
 
Неофициальные источники говорили о том, что «Кубань» уйдет с рынка еще осенью прошлого года, однако пресс-служба авиакомпании эти слухи принципиально не комментировала. «Первым звоночком» для «Кубани» стало сделанное в конце прошлого декабря заявление руководства столичного аэропорта Внуково о «плавном прекращении» обслуживания рейсов компании из-за накопившейся задолженности порядка 400 млн рублей. Однако тогда компромисс был достигнут — приближался Новый год, и срыв чартерной программы «Кубани» грозил крупным скандалом. История с долгами краснодарского перевозчика получила продолжение в нынешнем сентябре, когда появилась не подтвержденная компанией информация, что «Базовый элемент» ищет для Кубани стратегического партнера. Тогда рынок активно обсуждал новость, что сумма внешнего долга «Кубани» перед поставщиками услуг дошла до 5 млрд рублей (для сравнения, общий долг несостоявшегося российского дискаунтера «Авианова» незадолго до лишения его свидетельства эксплуатанта в октябре прошлого года оценивался источником в Минтрансе в 1,5 млрд рублей). А незадолго до этого «Кубань» стала лидером «антирейтинга» Росавиации по задержке рейсов среди российских авиаперевозчиков (в июне этот показатель составил 12,3%). Но уже в ноябре компания сообщила о росте пассажиропотока на 40% по итогам 10 месяцев этого года и планах перешагнуть планку 1 млн пассажиров в последней декаде декабря. Но этого уже не случится. 
 
До недавних пор существовала возможность спасения авиакомпании путем пополнения ее парка новыми самолетами Sukhoi Superjet 100. В феврале «Кубань» подписала крупный контракт на приобретение 12 «суперджетов» в собственность с компанией «Гражданские самолеты Сухого». Но вскоре после этого, как сообщила пресс-служба «Кубани», стоимость каждого самолета была увеличена поставщиком на 1,7 млн долларов. Авиакомпания попыталась заменить покупку самолетов лизингом, но в середине ноября стало известно, что совет директоров «Гражданских самолетов Сухого» отказался утверждать данный контракт — опять-таки из-за высокой долговой нагрузки перевозчика. Похоже, это стало для «Кубани» последним аргументом в пользу решения прекратить полеты. «Данная мера — вынужденная, — заявил гендиректор авиакомпании Сергей Мордвинцев. — Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной». 
 
«Кубань» уже направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. Одним из первых «глубокое сожаление» компании выразил аэропорт Внуково, не преминув отметить, что «Кубань» не поставила его в известность об этом шаге и продолжала продавать билеты на свои рейсы. 
 
С «вылетом» «Кубани» из числа действующих игроков рынка в России стало одним региональным авиаперевозчиком меньше. Годом раньше на юге России прекратили деятельность еще две крупные региональные авиакомпании — «Кавминводыавиа» и «Авиалинии Дагестана». Руководство «Кубани» оценивает это как тревожную тенденцию, констатируя в прощальном пресс-релизе, что «на сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу». «Этому способствуют несовершенство действующего законодательства, наличие проблем при доступе к рынкам, выборочная поддержка ряда авиакомпаний в виде протекционистских мер и субсидий, непрозрачность поставщиков авиационной отрасли, отсутствие благоприятного финансового фона, направленного на стимулирование региональных перевозчиков для перехода на новые современные воздушные суда. Имеющийся регуляторный режим для авиакомпаний не способствует развитию конкуренции, появлению новых авиаперевозчиков, открытию региональных маршрутов и общему финансовому оздоровлению работающих авиакомпаний», — сетует перевозчик. 
 
Следует отметить, что выбывающие с рынка региональные авиакомпании нередко неспособны проводить масштабную модернизацию своего парка, а в ряде случаев являлись монополистами на самой прибыльной линии, связывавшей регион с Москвой. Так, за год, прошедший после снятия с рейсов устаревших лайнеров «Авиалиний Дагестана», на маршруте Москва—Махачкала стали летать около пяти авиакомпаний, что быстро привело к снижению тарифов. Аналогичная ситуация и в Минеральных Водах, где монополист «Кавминводыавиа» долгое время контролировал московское направление и не прилагал никаких реальных усилий к обновлению парка. 
 
Правда, ситуация в Краснодаре изначально отличалась: «Кубань» в последние годы на своем основном маршруте Краснодар— Москва, где работают около десятка перевозчиков, работала в жесткой конкурентной среде. Развитие маршрутной сети из Внуково, чартерные программы и диверсификация полетов из Краснодара также не вывели компанию в «плюс» — для небольшого перевозчика игра на одном поле с такими гигантами, как «Трансаэро», S7 или UTAir, оказалась явно не под силу. Однако не следует забывать, что холдинг «Базовый элемент» контролирует не только авиакомпанию «Кубань», но и всю сеть пассажирских аэропортов Краснодарского края в рамках группы «Базэл аэро». А это, как видно из приведенных ниже таблиц, куда более прибыльный актив. Пока «Кубань» генерировала убытки в борьбе с крупными «птицами» во Внуково и Краснодаре, краснодарский аэропорт Пашковский планомерно наращивал свою чистую прибыль даже в условиях «скачущей» валовой выручки. И если «Кубани» как региональному перевозчику в обозримом будущем едва ли светил какой-то качественный скачок (например, вхождение в один из международных авиационных альянсов), то «Базэл аэро» после создания совместного предприятия с сингапурской аэропортовой группой Changi существенно повысил свой статус на рынке аэропортовых услуг страны. 
 
Исходя из этих соображений, эксперты авиарынка еще в сентябре высказывали предположение, что «Базэл» не будет бороться за «Кубань» с большим энтузиазмом. «Зачем вкладывать в авиакомпанию, если есть другие, более рентабельные проекты? — отмечал тогда руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Появившаяся информация о поисках стратегического партнера для "Кубани" не говорит о том, что у головной структуры есть желание сохранить эту авиакомпанию. Краснодарский перевозчик на протяжении длительного времени был неэффективен, и стабильность компании строилась на ее более или менее монопольном положении в регионе. Изначально эта авиакомпания нужна была как базовый перевозчик для Краснодара. Но в том случае, если в Краснодар и Сочи зайдут другие сильные авиакомпании, претендующие на роль базовых перевозчиков и обеспечивающие загрузку аэропортов, жесткая конкуренция не оставит "Кубани" шанса». Об этом же говорил и редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров: «Региональные перевозки — единственное, что сейчас может позволить себе эта авиакомпания при условии поддержки государства. Все остальное упущено — и безвозвратно».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer