Отправной точкой для такого решения стало поручение заместителя министра транспорта России Валерия Окулова. После завершения переговоров в российских аэропортах должны появиться подразделения САБ, призванные обеспечить безопасность граждан Израиля. Договоры между службами авиационной безопасности и авиакомпаниями Израиля планируется заключить уже до конца этого года. В России еще не было прецедента, когда бы спецподразделения создавались для обеспечения безопасности граждан одной страны. Эксперт агентства "Авиа Порт" Олег Пантелеев считает полезным такого рода сотрудничество:
"Безусловно, в Израиле создана одна из наиболее эффективных систем защиты авиаперевозок. Те нормы и требования, которые установлены израильскими коллегами, являются во многом передовыми в мире. В принципе и российская система обеспечения авиационной безопасности вполне может быть отнесена к передовым с точки зрения теоретических наработок и практической реализации. Однако с учетом разной специфики часть вопросов, которые израильским коллегам кажутся существенными, в российской практике не являются первостепенными".
Израиль известен своими мощными антитеррористическими мерами. Так, самолеты израильских авиалиний в аэропортах разных стран размещаются отдельно, среди пассажиров в обязательном порядке есть вооруженный человек в штатском, которого называют воздушным маршалом. Такие меры безопасности вызваны тем, что у Израиля есть реальные основания опасаться за жизнь своих граждан, отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
"Израиль уже много лет находится в состоянии войны с рядом соседних государств, в этой стране очень высока террористическая угроза. Поэтому традиционно израильские авиакомпании предпринимают чрезвычайные меры по обеспечению своей безопасности. Почти во всех аэропортах мира дополнительно к их собственным службам безопасности находятся еще и сотрудники безопасности израильских авиакомпаний".
По мнению эксперта, российским службам, занятым обеспечением безопасности авиаперевозок в аэропортах, более тесное сотрудничество с израильскими коллегами пойдет на пользу. Взять хотя бы придуманную в Израиле процедуру профайлинга - собеседование с вылетающими пассажирами. Оно позволяет опытным психологам выявлять террористов буквально по глазам и едва уловимым жестам.
Пока не решен вопрос о финансировании специальных подразделений, возможно, это будет возложено на российские аэропорты. Сотрудники САБ должны быть гражданами России, но не исключено, что они могут иметь и израильское гражданство.