Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Аэрофлот" хочет заработать на разгоне птиц в аэропортах


17 декабря 2012 года Константин Пукемов, Владимир Зыков, Известия


Уникальная технология российских ученых обезопасит самолеты от попадания пернатых в двигатели.


«Аэрофлот» закупает технологию, которая избавит авиаторов от попадания птиц в двигатель самолета, что периодически приводит к катастрофам. Новый способ обеспечения «орнитологической безопасности» изобрели и запатентовали в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) — ученые уверены, что их электромагнитные излучатели надежно распугают всех птиц в окрестностях аэропортов.

— Это оригинальный способ, который заключается в электромагнитном воздействии на мозг птиц. На первом этапе ученые разрабатывали этот способ на собственные средства, дальнейшие работы будут выполняться по заказу «Аэрофлота», — заявил «Известиям» ректор МГТУ ГА Борис Елисеев.

Суть метода — в электромагнитном облучении насиженных птицами мест в дециметровом и оптическом диапазонах. По мнению авторов изобретения, это ослепит пернатых и вызовет панику среди них. А самое неприятное для птиц и эффективное для борьбы с ними — использование электромагнитных колебаний на частотах, на несколько см проникающих в биологические ткани. Этот способ вызывает повышение температуры тела пернатых: они сначала начинают испытывать дискомфорт, а затем и боль, что заставляет их улетать и не возвращаться. «Бить» излучатели будут на растение до 1 км, рассматриваются стационарные и мобильные варианты установки.

Сейчас в аэропортах, чтобы отпугивать птиц, используют главным образом акустические средства: воспроизводят крики птиц, сигнализирующие об опасности. Кроме того, с полей отпугивают грызунов, которые, в свою очередь, привлекают птиц. Но все эти методы оказываются недостаточными. Птицы постепенно привыкают к тревожным звукам, а в российских аэропортах ежегодно несколько случаев столкновения самолетов с птицами и по несколько десятков таких случаев — за пределами ответственности аэропортов.

Так в апреле прошлого года в двигатель аэробуса A-319, который принадлежит «Аэрофлоту», выполнявшего рейс Москва – Пермь, попала птица. Экипажем было принято решение вернуться. В мае этого года сразу два пассажирских Airbus столкнулись с птицами при взлете и посадке в «Шереметьево». Оба самолета смогли благополучно приземлиться. В июне Boeing-737 при посадке в аэропорту Пулково едва не задел крылом стаю птиц. А в октябре, в Омске стая птиц попала в правый двигатель заходившего на посадку «Аэробуса-319», летевшего из Москвы.

Были случаи, когда птицы попавшие в двигатели самолетов, становились причиной гибели людей: в ноябре 2008 года в Подмосковье из-за столкновения с пернатыми произошло крушение самолета АН-12 — погиб весь экипаж. Большое количество птиц в районе аэропорта Шереметьево и Домодедово специалисты связывают с несанкционированными свалками, расположенными поблизости.

В «Аэрофлоте» подтвердили готовность к сотрудничеству с университетом. Договор на исследования по разработке мобильной системы, обеспечивающей «чистоту орнитологической обстановки в аэропортах РФ», находится на стадии подписания. По данным «Известий», сумма договора на исследовательскую работу составит 20 млн рублей, после чего может быть заключен новый договор на изготовление промышленного образца.

При этом авиакомпания не сможет самостоятельно бороться с птицами — это зона ответственности аэропортов. Зато «Аэрофлот» сможет на этом заработать. Как сообщил «Известиям» советник гендиректора «Аэрофлота» по науке и инновациям Андрей Полозов-Яблонский, речь идет о дальнейшей передаче прав на интеллектуальную собственность третьему лицу. Здесь возможны разные варианты.

— Мы вкладываемся в разработку — это будет нематериальный актив на нашем балансе. Дальше нужно заинтересовывать производителя, который мог бы наладить выпуск продукции и предлагать ее потребителям, прежде всего аэропортам. Мы будем получать либо роялти от использования наших разработок, либо некую венчурную прибыль. Мы можем войти в стартап, а потом его продать, либо просто продать технологию с премией производителю, — объясняет коммерческий интерес Полозов-Яблонский. — Когда система будет внедрена, мы также избавим себя от убытков, связанных с птицами. При всех случаях столкновения с ними на взлете, самолет возвращается для тщательного обследования.

По мнению Полозова-Яблонского, не исключено, что экспертный совет по инновационной продукции при Минтрансе будет рекомендовать аэропортам использовать эти устройства. Он также рассчитывает, что метод может войти в список сертификационных требований к аэропорту по обеспечению орнитологической безопасности.

В международном аэропорту Шереметьево готовы испытывать разработки ученых, но деньги платить пока не готовы.

— Мы готовы тестировать любые системы, которые на бесплатной основе нам предоставит пост тестирования, и мы периодически это делаем. На протяжении последних пяти лет не было случаев, которые приводили бы к серьезным последствиям. Но понятно, что нужно делать так, чтобы птицы вообще не попадали. Нужно отметить, что сейчас заметно улучшилась орнитологическая ситуация в регионе — гендиректор аэропорта Шереметьево добился закрытия огромной свалки бытовых отходов, которая привлекала стаи птиц к аэропорту, — прокомментировал идею начальник пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево Роман Генис.

Физиологи к идее отнеслись настороженно, считая, что необходимо тщательно изучить воздействие волн, разгоняющих птиц, и на человека.

— Говорить, что это однозначно безопасно для человека, нельзя, не зная конкретных характеристик, — говорит вице-президент РАМН, председатель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук Любомир Афтанас. — Все эти виды излучения обладают в той или иной мере различными эффектами воздействия на живой объект. Но какой именно будет эффект, можно сказать, только исследовав прибор.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer