Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Аэрофлот" хочет заработать на разгоне птиц в аэропортах


17 декабря 2012 года Константин Пукемов, Владимир Зыков, Известия


Уникальная технология российских ученых обезопасит самолеты от попадания пернатых в двигатели.


«Аэрофлот» закупает технологию, которая избавит авиаторов от попадания птиц в двигатель самолета, что периодически приводит к катастрофам. Новый способ обеспечения «орнитологической безопасности» изобрели и запатентовали в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) — ученые уверены, что их электромагнитные излучатели надежно распугают всех птиц в окрестностях аэропортов.

— Это оригинальный способ, который заключается в электромагнитном воздействии на мозг птиц. На первом этапе ученые разрабатывали этот способ на собственные средства, дальнейшие работы будут выполняться по заказу «Аэрофлота», — заявил «Известиям» ректор МГТУ ГА Борис Елисеев.

Суть метода — в электромагнитном облучении насиженных птицами мест в дециметровом и оптическом диапазонах. По мнению авторов изобретения, это ослепит пернатых и вызовет панику среди них. А самое неприятное для птиц и эффективное для борьбы с ними — использование электромагнитных колебаний на частотах, на несколько см проникающих в биологические ткани. Этот способ вызывает повышение температуры тела пернатых: они сначала начинают испытывать дискомфорт, а затем и боль, что заставляет их улетать и не возвращаться. «Бить» излучатели будут на растение до 1 км, рассматриваются стационарные и мобильные варианты установки.

Сейчас в аэропортах, чтобы отпугивать птиц, используют главным образом акустические средства: воспроизводят крики птиц, сигнализирующие об опасности. Кроме того, с полей отпугивают грызунов, которые, в свою очередь, привлекают птиц. Но все эти методы оказываются недостаточными. Птицы постепенно привыкают к тревожным звукам, а в российских аэропортах ежегодно несколько случаев столкновения самолетов с птицами и по несколько десятков таких случаев — за пределами ответственности аэропортов.

Так в апреле прошлого года в двигатель аэробуса A-319, который принадлежит «Аэрофлоту», выполнявшего рейс Москва – Пермь, попала птица. Экипажем было принято решение вернуться. В мае этого года сразу два пассажирских Airbus столкнулись с птицами при взлете и посадке в «Шереметьево». Оба самолета смогли благополучно приземлиться. В июне Boeing-737 при посадке в аэропорту Пулково едва не задел крылом стаю птиц. А в октябре, в Омске стая птиц попала в правый двигатель заходившего на посадку «Аэробуса-319», летевшего из Москвы.

Были случаи, когда птицы попавшие в двигатели самолетов, становились причиной гибели людей: в ноябре 2008 года в Подмосковье из-за столкновения с пернатыми произошло крушение самолета АН-12 — погиб весь экипаж. Большое количество птиц в районе аэропорта Шереметьево и Домодедово специалисты связывают с несанкционированными свалками, расположенными поблизости.

В «Аэрофлоте» подтвердили готовность к сотрудничеству с университетом. Договор на исследования по разработке мобильной системы, обеспечивающей «чистоту орнитологической обстановки в аэропортах РФ», находится на стадии подписания. По данным «Известий», сумма договора на исследовательскую работу составит 20 млн рублей, после чего может быть заключен новый договор на изготовление промышленного образца.

При этом авиакомпания не сможет самостоятельно бороться с птицами — это зона ответственности аэропортов. Зато «Аэрофлот» сможет на этом заработать. Как сообщил «Известиям» советник гендиректора «Аэрофлота» по науке и инновациям Андрей Полозов-Яблонский, речь идет о дальнейшей передаче прав на интеллектуальную собственность третьему лицу. Здесь возможны разные варианты.

— Мы вкладываемся в разработку — это будет нематериальный актив на нашем балансе. Дальше нужно заинтересовывать производителя, который мог бы наладить выпуск продукции и предлагать ее потребителям, прежде всего аэропортам. Мы будем получать либо роялти от использования наших разработок, либо некую венчурную прибыль. Мы можем войти в стартап, а потом его продать, либо просто продать технологию с премией производителю, — объясняет коммерческий интерес Полозов-Яблонский. — Когда система будет внедрена, мы также избавим себя от убытков, связанных с птицами. При всех случаях столкновения с ними на взлете, самолет возвращается для тщательного обследования.

По мнению Полозова-Яблонского, не исключено, что экспертный совет по инновационной продукции при Минтрансе будет рекомендовать аэропортам использовать эти устройства. Он также рассчитывает, что метод может войти в список сертификационных требований к аэропорту по обеспечению орнитологической безопасности.

В международном аэропорту Шереметьево готовы испытывать разработки ученых, но деньги платить пока не готовы.

— Мы готовы тестировать любые системы, которые на бесплатной основе нам предоставит пост тестирования, и мы периодически это делаем. На протяжении последних пяти лет не было случаев, которые приводили бы к серьезным последствиям. Но понятно, что нужно делать так, чтобы птицы вообще не попадали. Нужно отметить, что сейчас заметно улучшилась орнитологическая ситуация в регионе — гендиректор аэропорта Шереметьево добился закрытия огромной свалки бытовых отходов, которая привлекала стаи птиц к аэропорту, — прокомментировал идею начальник пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево Роман Генис.

Физиологи к идее отнеслись настороженно, считая, что необходимо тщательно изучить воздействие волн, разгоняющих птиц, и на человека.

— Говорить, что это однозначно безопасно для человека, нельзя, не зная конкретных характеристик, — говорит вице-президент РАМН, председатель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук Любомир Афтанас. — Все эти виды излучения обладают в той или иной мере различными эффектами воздействия на живой объект. Но какой именно будет эффект, можно сказать, только исследовав прибор.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer