Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему в России не нужны дешевые авиаперевозки?


17 декабря 2012 года Андрей Зайцев, Комсомольская правда


За 10 месяцев этого года с авиарынка, согласно данным Росавиации, ушли 7 перевозчиков. Среди причин - как финансовые проблемы, так и несовершенство регулирования. В результате конкуренция на рынке авиационных перевозок снижается, а авиагиганты получают все больше возможностей диктовать свои правила игры. Эксперты пророчат скорую смерть региональной авиации и, как результат, еще большее снижение мобильности населения внутри страны. Простой пример, попасть из Екатеринбурга в Омск на самолете можно только через Москву.- Региональная авиация уже давно умерла, - говорит Борис Рыбак, глава консалтинговой компании «Инфомост». - Политика правительства сейчас направлена на консолидацию рынка. По крайней мере, все действия, которые предпринимались в последние годы, ведут к тому, чтобы на рынке осталось 3 - 5 компаний. Конечно, результат будет только один - рост цен на внутренние перевозки. Примерно то же самое сейчас происходит на рынке мобильной связи, где фактически осталось три игрока и президенту приходится вмешиваться и вручную снижать стоимость роуминга.

ВЫЛЕТЕВШИЕ С ПОЛЯ

Последнее громкое событие в авиаотрасли – прекращение полетов авиакомпании «Кубань». Еще пару лет назад этот перевозчик входил в десятку крупнейших в отрасли. Ежегодно услугами этих авиалиний пользовалось более миллиона пассажиров. Что же произошло?

- Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил, - поясняется в официальном пресс-релизе компании.

Что это значит? У «Кубани» накопились долги и пришлось вернуть три Airbus A-319 лизингодателю. Но не факт, что компания не пережила бы временную потерю части авиапарка, ведь огромные задолженности – это обычная ситуация для авиационной отрасли. Однако не так было в этот раз. В этом месяце вступили в силу федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки» (ФАП-11). Они требуют наличия в парке авиаперевозчика не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. Вот в эту ловушку и попала «Кубань». Чиновники от авиации объясняли свое решение тем, что это, мол, будет стимулировать перевозчиков покупать современные самолеты. По факту это лишь усугубило и без того плачевную ситуацию. Как говорят эксперты, для большинства мелких авиакомпаний соблюдение новых правил - это прямой путь к закрытию и банкротству, поскольку у многих из них количество машин в парке гораздо меньше требуемых восьми. При этом, как ранее рассказывали в «Кубани», компания пыталась восполнить свои потери, закупив российские SSJ-100. В начале текущего авиакомпания даже подписала контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» на 12 воздушных судов. Поставки по нему должны были начаться уже в 2013 году. Однако в начале ноября стало известно, что совет директоров ГСС не одобрил сделку.

Как считают эксперты, новые сертификационные требования приведут к тому, что с рынка в ближайшее время могут уйти еще несколько авиакомпаний.

- Сам по себе бизнес региональных и местных перевозок убыточен для абсолютного большинства игроков, - говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Развивать его можно либо при условии перекрестного субсидирования за счет маржинальных международных перевозок или авиационных работ, либо при наличии субсидий от региональных властей.

У АВИАЦИИ НА ЭТО ПЯТЬ ПРИЧИН

- Ситуация парадоксальна, - говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. - Несмотря на значительный рост пассажиропотока в среднем 15-16%, сохраняется существенный перевес в сторону компаний, входящих в пятерку лидеров. Они прибавляют по 25 - 30% в год, когда другие авиакомпании уходят в минус. Впереди отрасль ждет существенное сокращение игроков.

Как говорят эксперты, такая ситуация была предсказуемой. Во-первых, большинство региональных авиакомпаний работают в убыток или на грани рентабельности. Постоянное повышение цен на топливо, рост тарифов на услуги аэропортов и аэронавигации привели к тому, что авиакомпании накопили критический объем задолженностей.

Во-вторых, доступ к рынку международных авиаперевозок компании получают выборочно. А это, между прочим, самый доходный сектор. Новые критерии усложняют допуск к международным чартерным и регулярным перевозкам. Например, отсутствие у перевозчика сертификата ИАТА по аудиту эксплуатационной безопасности полетов (IOSA) снижает шансы на получение разрешения на выполнение рейсов. Как правило, этими преференциями пользуются крупные игроки. В итоге они, обладая по сути эксклюзивными правами на международные маршруты и получая с этого неплохую прибыль, имеют возможность снижать цены на внутренних рейсах. Таким образом с регионального рынка выдавливаются небольшие авиакомпании, которые не могут на равных конкурировать в таких условиях.

В-третьих, субсидии получают не все. Только обладатели широкофюзеляжных самолетов имеют возможность участвовать в программе субсидирования полетов по ряду федеральных округов. В федеральном бюджете на 2013 год на субсидирование предусмотрено около 3 млрд рублей. Да и то эта программа реализуется не во всех регионах страны. К примеру, Южного федерального округа в списке нет.

В-четвертых, нет механизмов межрегионального субсидирования, т.е между двумя разными регионами, скажем Краснодарским краем и Волгоградской областью. Именно поэтому большинство рейсов сейчас совершаются через Москву. Естественно, это и неудобно, и дорого.

И наконец, пятый фактор. Медленно продвигается работа по снижению сертификационных требований к региональным аэропортам, которые должны в результате привести к повышению интенсивности полетов и снизить финансовую нагрузку на аэропорты. А ведь это фактор, который должен повлиять на снижение тарифов по обслуживанию авиакомпаний в региональных аэропортах.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- По данным Минтранса РФ, с середины 1990-х годов в России было образовано 374 авиакомпании. В 2011 году их количество сократилось до 128. В 2012 году работает уже только 121 авиакомпания.

- В госреестре - 315 аэродромов. За 10 последних лет их количество сократилось в 1,5 раза, и только в 2011 году было закрыто 17.

- Основа парка региональных авиакомпаний - «Ту-134» (четверть парка региональных самолетов), и Ан-2 (98% парка малой авиации). Средний возраст судов превышает 30 лет, а степень износа приближается к 95%. За последние 10 лет в среднем списывалось по 33 самолета в год, а поступало около 13 (в основном подержанные «иномарки»). По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), уже к 2015-2017 годам ни один из самолетов, которые эксплуатируются сегодня региональными авиакомпаниями, не сможет подняться в воздух.

- За этот год российские авиакомпании перевезли в общей сложности более 64 млн человек. Тем не менее, больше половины пассажиропотока обеспечили всего пять крупнейших авиакомпаний. И именно они увеличивают свою долю на рынке быстрее остальных. Согласно данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), пять крупнейших авиакомпаний перевезли 35,9 млн. пассажиров, что на 27,3% больше, чем год назад.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, почетный директор Московского аэрокосмического салона: В соседнюю область? Через Москву!

- Почему государство создает преференции крупным авиакомпаниям и не хочет субсидировать мелких перевозчиков, как это делают во всем мире?

- Это называется лоббирование. У малой авиации нет ни денег, ни влияния; у крупных авиакомпаний — миллионы долларов.

- Выживает сильнейший. Разве не по этому принципу устроен бизнес?

- Бизнес бизнесу рознь. С крупными авиакомпаниями все понятно: летают, деньги зарабатывают, вкладывают в покупку новых самолетов... Это их дело. А развитие региональной авиации — дело государево. Малая авиация не рентабельна пор определению. Ведь речь идет о перелетах на минимальное расстояние с малым количеством людей на борту.

- Чем отмирание малой авиации грозит пассажирам?

- У людей нарушаются связи: родственные, технологические, бизнес-связи. А это дополнительный урон государству. В России 28 тысяч населенных пунктов не имеют никакой связи с внешним миром. Совсем никакой: нет ни железных дорог, ни автомобильных, ни малой авиации... Люди отрезаны от всего мира!

- Что нужно сделать, чтобы развить внутренние авиаперевозки в стране?

- Для этого есть губернаторы. Что, Ивановская область не хочет дружить с Ярославской? Или Башкирия с Татарстаном? Приведу пример. Чтобы из Махачкалы попасть в соседние Кавминводы необходимо сделать крюк через Москву. А в советское время ЯК-40 или АН-24 летали напрямую.

- Большая часть регионов — дотационные...

- Воруют миллиардами, а на развитие малой авиации денег нет?..

- Как решить проблему?

- Я рад, что президент прислушался к моему обращению. Путин подписал закон о развитии малой авиации. Сейчас разрабатывается федеральная целевая программа развития региональной малой авиации. Шаг за шагом проблема решается. Правда, к сожалению, получается как в песне «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем». Разрушить разрушили, а строить будет непросто.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer