Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Почему в России не нужны дешевые авиаперевозки?


17 декабря 2012 года Андрей Зайцев, Комсомольская правда


За 10 месяцев этого года с авиарынка, согласно данным Росавиации, ушли 7 перевозчиков. Среди причин - как финансовые проблемы, так и несовершенство регулирования. В результате конкуренция на рынке авиационных перевозок снижается, а авиагиганты получают все больше возможностей диктовать свои правила игры. Эксперты пророчат скорую смерть региональной авиации и, как результат, еще большее снижение мобильности населения внутри страны. Простой пример, попасть из Екатеринбурга в Омск на самолете можно только через Москву.- Региональная авиация уже давно умерла, - говорит Борис Рыбак, глава консалтинговой компании «Инфомост». - Политика правительства сейчас направлена на консолидацию рынка. По крайней мере, все действия, которые предпринимались в последние годы, ведут к тому, чтобы на рынке осталось 3 - 5 компаний. Конечно, результат будет только один - рост цен на внутренние перевозки. Примерно то же самое сейчас происходит на рынке мобильной связи, где фактически осталось три игрока и президенту приходится вмешиваться и вручную снижать стоимость роуминга.

ВЫЛЕТЕВШИЕ С ПОЛЯ

Последнее громкое событие в авиаотрасли – прекращение полетов авиакомпании «Кубань». Еще пару лет назад этот перевозчик входил в десятку крупнейших в отрасли. Ежегодно услугами этих авиалиний пользовалось более миллиона пассажиров. Что же произошло?

- Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых Федеральных авиационных правил, - поясняется в официальном пресс-релизе компании.

Что это значит? У «Кубани» накопились долги и пришлось вернуть три Airbus A-319 лизингодателю. Но не факт, что компания не пережила бы временную потерю части авиапарка, ведь огромные задолженности – это обычная ситуация для авиационной отрасли. Однако не так было в этот раз. В этом месяце вступили в силу федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки» (ФАП-11). Они требуют наличия в парке авиаперевозчика не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. Вот в эту ловушку и попала «Кубань». Чиновники от авиации объясняли свое решение тем, что это, мол, будет стимулировать перевозчиков покупать современные самолеты. По факту это лишь усугубило и без того плачевную ситуацию. Как говорят эксперты, для большинства мелких авиакомпаний соблюдение новых правил - это прямой путь к закрытию и банкротству, поскольку у многих из них количество машин в парке гораздо меньше требуемых восьми. При этом, как ранее рассказывали в «Кубани», компания пыталась восполнить свои потери, закупив российские SSJ-100. В начале текущего авиакомпания даже подписала контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» на 12 воздушных судов. Поставки по нему должны были начаться уже в 2013 году. Однако в начале ноября стало известно, что совет директоров ГСС не одобрил сделку.

Как считают эксперты, новые сертификационные требования приведут к тому, что с рынка в ближайшее время могут уйти еще несколько авиакомпаний.

- Сам по себе бизнес региональных и местных перевозок убыточен для абсолютного большинства игроков, - говорит глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Развивать его можно либо при условии перекрестного субсидирования за счет маржинальных международных перевозок или авиационных работ, либо при наличии субсидий от региональных властей.

У АВИАЦИИ НА ЭТО ПЯТЬ ПРИЧИН

- Ситуация парадоксальна, - говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. - Несмотря на значительный рост пассажиропотока в среднем 15-16%, сохраняется существенный перевес в сторону компаний, входящих в пятерку лидеров. Они прибавляют по 25 - 30% в год, когда другие авиакомпании уходят в минус. Впереди отрасль ждет существенное сокращение игроков.

Как говорят эксперты, такая ситуация была предсказуемой. Во-первых, большинство региональных авиакомпаний работают в убыток или на грани рентабельности. Постоянное повышение цен на топливо, рост тарифов на услуги аэропортов и аэронавигации привели к тому, что авиакомпании накопили критический объем задолженностей.

Во-вторых, доступ к рынку международных авиаперевозок компании получают выборочно. А это, между прочим, самый доходный сектор. Новые критерии усложняют допуск к международным чартерным и регулярным перевозкам. Например, отсутствие у перевозчика сертификата ИАТА по аудиту эксплуатационной безопасности полетов (IOSA) снижает шансы на получение разрешения на выполнение рейсов. Как правило, этими преференциями пользуются крупные игроки. В итоге они, обладая по сути эксклюзивными правами на международные маршруты и получая с этого неплохую прибыль, имеют возможность снижать цены на внутренних рейсах. Таким образом с регионального рынка выдавливаются небольшие авиакомпании, которые не могут на равных конкурировать в таких условиях.

В-третьих, субсидии получают не все. Только обладатели широкофюзеляжных самолетов имеют возможность участвовать в программе субсидирования полетов по ряду федеральных округов. В федеральном бюджете на 2013 год на субсидирование предусмотрено около 3 млрд рублей. Да и то эта программа реализуется не во всех регионах страны. К примеру, Южного федерального округа в списке нет.

В-четвертых, нет механизмов межрегионального субсидирования, т.е между двумя разными регионами, скажем Краснодарским краем и Волгоградской областью. Именно поэтому большинство рейсов сейчас совершаются через Москву. Естественно, это и неудобно, и дорого.

И наконец, пятый фактор. Медленно продвигается работа по снижению сертификационных требований к региональным аэропортам, которые должны в результате привести к повышению интенсивности полетов и снизить финансовую нагрузку на аэропорты. А ведь это фактор, который должен повлиять на снижение тарифов по обслуживанию авиакомпаний в региональных аэропортах.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- По данным Минтранса РФ, с середины 1990-х годов в России было образовано 374 авиакомпании. В 2011 году их количество сократилось до 128. В 2012 году работает уже только 121 авиакомпания.

- В госреестре - 315 аэродромов. За 10 последних лет их количество сократилось в 1,5 раза, и только в 2011 году было закрыто 17.

- Основа парка региональных авиакомпаний - «Ту-134» (четверть парка региональных самолетов), и Ан-2 (98% парка малой авиации). Средний возраст судов превышает 30 лет, а степень износа приближается к 95%. За последние 10 лет в среднем списывалось по 33 самолета в год, а поступало около 13 (в основном подержанные «иномарки»). По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА), уже к 2015-2017 годам ни один из самолетов, которые эксплуатируются сегодня региональными авиакомпаниями, не сможет подняться в воздух.

- За этот год российские авиакомпании перевезли в общей сложности более 64 млн человек. Тем не менее, больше половины пассажиропотока обеспечили всего пять крупнейших авиакомпаний. И именно они увеличивают свою долю на рынке быстрее остальных. Согласно данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), пять крупнейших авиакомпаний перевезли 35,9 млн. пассажиров, что на 27,3% больше, чем год назад.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Магомед ТОЛБОЕВ, летчик-испытатель, почетный директор Московского аэрокосмического салона: В соседнюю область? Через Москву!

- Почему государство создает преференции крупным авиакомпаниям и не хочет субсидировать мелких перевозчиков, как это делают во всем мире?

- Это называется лоббирование. У малой авиации нет ни денег, ни влияния; у крупных авиакомпаний — миллионы долларов.

- Выживает сильнейший. Разве не по этому принципу устроен бизнес?

- Бизнес бизнесу рознь. С крупными авиакомпаниями все понятно: летают, деньги зарабатывают, вкладывают в покупку новых самолетов... Это их дело. А развитие региональной авиации — дело государево. Малая авиация не рентабельна пор определению. Ведь речь идет о перелетах на минимальное расстояние с малым количеством людей на борту.

- Чем отмирание малой авиации грозит пассажирам?

- У людей нарушаются связи: родственные, технологические, бизнес-связи. А это дополнительный урон государству. В России 28 тысяч населенных пунктов не имеют никакой связи с внешним миром. Совсем никакой: нет ни железных дорог, ни автомобильных, ни малой авиации... Люди отрезаны от всего мира!

- Что нужно сделать, чтобы развить внутренние авиаперевозки в стране?

- Для этого есть губернаторы. Что, Ивановская область не хочет дружить с Ярославской? Или Башкирия с Татарстаном? Приведу пример. Чтобы из Махачкалы попасть в соседние Кавминводы необходимо сделать крюк через Москву. А в советское время ЯК-40 или АН-24 летали напрямую.

- Большая часть регионов — дотационные...

- Воруют миллиардами, а на развитие малой авиации денег нет?..

- Как решить проблему?

- Я рад, что президент прислушался к моему обращению. Путин подписал закон о развитии малой авиации. Сейчас разрабатывается федеральная целевая программа развития региональной малой авиации. Шаг за шагом проблема решается. Правда, к сожалению, получается как в песне «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем». Разрушить разрушили, а строить будет непросто.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer