Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Для "Руслана" 30 лет – не возраст


20.12.12 17:03 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз" № 5/6(декабрь) 2012г.


24 декабря 1982 года состоялся первый полет самолета Ан-124 «Руслан». За более чем 66-летнюю историю в знаменитом ОКБ О.К. Антонова (в настоящее время – Государственное предприятие «Антонов») создано немало самолетов различного назначения. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что в последние десятилетия наиболее известным и востребованным из них является мировой лидер в перевозках сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния уникальный самолет Ан-124 «Руслан».

Этот лайнер в значительной степени стал продуктом масштабного противостояния в 70-80-х г.г.  СССР и США во многих сферах, в первую очередь, военно-технической. Естественно, это касалось и авиации. Триумф предыдущего детища ОКБ О.К. Антонова – первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» – подстегнул американцев в работе по созданию большегрузных транспортных самолетов. Успех пришел в 1968 г., когда совершил первый полет стратегический тяжелый военно-транспортный самолет С-5А Galaxy фирмы Локхид, серийное производство которого началось в 1969 г. Его характеристики значительно превосходили «Антей»: максимальная нагрузка – 345 военнослужащих или 120 т груза. Он способен был перевозить несколько танков, полтора десятка автомобилей, 10 ракет «Першинг» и др.
В качестве адекватного ответа США рассматривались варианты дальнейшего развития Ан-22 и реализации проекта нового самолета, в том числе,  Ан-126 с шестью двигателями под крылом. В феврале 1972 г. Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР, курировавшая работу отечественной «оборонки», остановилась на предложенном ОКБ О.К. Антонова проекте транспортного самолета с четырьмя двигателями, который впоследствии стал называться Ан-124 «Руслан». Общее руководство проектом осуществлял Генеральный конструктор О.К. Антонов, для которого Ан-124 стал, по сути, «лебединой песней», последним самолетом, созданным под его непосредственным началом.

Проект Ан-124 был революционным для отечественного авиастроения, а по ряду технических решений – и для мировой авиации. Вот лишь некоторые «новинки»: стреловидное крыло суперкритического профиля (впервые для самолетов такого класса); широкое применение композиционных материалов; разработка уникальных прессованных панелей крыла до 28 м и крупногабаритных панелей фюзеляжа; установка электродистанционной системы управления (ЭДСУ) с аналоговыми вычислительными устройствами и другие.

Большое внимание, как и при проектировании всех антоновских самолетов, было уделено достижению хороших эксплуатационных характеристик. Для обеспечения эффективной загрузки-выгрузки техники предусмотрены два грузолюка: носовой и хвостовой. Многоопорное шасси уменьшило нагрузки на аэродромное покрытие, позволив существенно расширить аэродромную сеть для «Руслана». Фюзеляж спроектирован двухпалубным с раздельной герметизацией, на верхней палубе размещена большая часть бортового оборудования, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании и устранении неисправностей. Для достижения высокого уровня безопасности полетов впервые в отечественной авиации Ан-124 был оснащен бортовой автоматизированной системой контроля (БАСК) важнейших параметров работы силовой установки и других систем самолета, а также работы экипажа на различных режимах полета. На реализацию проекта «Руслана» работали сотни предприятий Минавиапрома и других ведомств. В частности, двигатели Д-18Т выпускались в Запорожье, шасси – в Куйбышеве (ныне Самара), а крупногабаритные части крыла – в Ташкенте, откуда перевозились на верхней части фюзеляжа Ан-22.

Олег Константинович Антонов еще успел принять участие в организации испытательных полетов своего последнего детища. 24 декабря 1982 г. с аэродрома «Святошино» в Киеве Ан-124 совершил первый взлет и перелетел на антоновскую летно-испытательную базу в Гостомеле (летчики-испытатели В.Терский и А. Галуненко). В конце 1984 г., уже после смерти О.К. Антонова, к испытаниям подключился второй Ан-124. Дальнейшее руководство проектом осуществлял Генеральный конструктор Петр Васильевич Балабуев, ученик и преемник О.К. Антонова. Мировая премьера «Руслана» состоялась на Парижском авиасалоне в Ле Бурже в мае 1985 г., где он, как и его предшественник «Антей» 20 лет назад, вызвал огромный интерес.

Одновременно, с проведением различных испытаний, было организовано серийное производство «Руслана» на авиазаводах в Киеве (первый серийный взлетел в декабре 1984 г.) и Ульяновске (октябрь 1985 г.). Всего в серии был выпущен 51 Ан-124 «Руслан», в том числе 17 – в Киеве и 34 – в Ульяновске.

В настоящее время «Русланы» эксплуатируются в российских ВВС, а также в авиакомпаниях «Волга-Днепр», «Полет» и «Авиалинии «Антонова».

В последние годы существенно возросла коммерческая привлекательность «Руслана», все более актуальными становятся вопросы реализации программы его модернизации и возобновления серийного производства. Работы по модернизации самолета продолжаются под руководством Президента – Генерального конструктора ГП «Антонов» – Дмитрия Семеновича Кивы. Только за последние несколько лет разработаны и сертифицированы новые гражданские версии Ан-124-100: Ан-124-100М, Ан-124-100-150 и Ан-124-100М-150.

Для авиакомпании «Волга-Днепр» планируется выполнение работ по модернизации самолетов Ан-124-100 в вариант Ан-124-111. На нем будут установлены модернизированные двигатели Д-18Т серии ЗМ с цифровой системой управления. Они будут отвечать требованиям Главы IV ИКАО по шуму на местности с запасом не менее 10 дБ ENP, а также требованиям по эмиссии согласно Приложению 16 к Конвенции ИКАО. Существенно модернизируются кабина экипажа и радиоэлектронное оборудование самолета. Большинство систем меняются на системы с цифровым управлением, либо адаптируются для взаимодействия с цифровыми системами. С целью реализации принципа «темной кабины» в кабине экипажа устанавливается современная комплексная система электронной индикации и сигнализации. В результате численность экипажа самолета сокращается с 6-ти до 3-х человек с возможностью выполнения полетов вне трасс с участием штурмана, для которого оборудуется рабочее место со всем необходимым оборудованием. В целом, новая модификация «Руслана» Ан-124-111 будет соответствовать существующим и перспективным требованиям ИКАО и Евроконтроля.
 
В интересах военно-транспортной авиации предлагается возобновить серийное производство «Русланов» в варианте Ан-124-200 Его летно-технические характеристики практически идентичны с Ан-124-111, но при этом он существенно отличается специальным оборудованием для решения военных задач, в том числе, связанных с десантированием техники и грузов. Как и Ан-124-111, он будет оснащен двигателями Д-18Т серии 3М, модернизированным радиоэлектронным оборудованием. При этом, в отличие от гражданских модификаций, на самолете применяются оборудование и элементная база преимущественно российской разработки, за исключением зарубежного оборудования, не имеющего отечественных аналогов.

По расчетам ГП «Антонов», проектный ресурс и календарный срок службы новых модификаций самолета составят 60 тыс. летных часов, 12 тыс. полетов, 50 лет. С учетом этих цифр, не будет преувеличением говорить о реальности эксплуатации «Руслана» еще в течение полувека и более.

В августе 2012 г. автор этих строк побывал на авиазаводе в Ульяновске, где в конце 80-х годов было выпущено более трех десятков «Русланов». Огромные полупустые ангары  словно замерли в ожидании самолетов-гигантов, для производства которых они были сооружены. На заводе еще работают специалисты, которые осваивали серийное производство «Руслана».

Новые модификации «Руслана», с учетом установки самого современного оборудования, – это лайнеры XXI века. Главное – не «заболтать» вопрос и не упустить время для реализации всех принятых решений по модернизации и возобновлению серийного производства уникального самолета.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer