Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В рядах ВПК началась "прополка"


21 декабря 2012 года Яна Янушкевич, КоммерсантЪ – Сибирь


Российские власти признали необходимость модернизации военно-промышленного комплекса. До 2020 года на решение этой задачи планируется потратить триллионы рублей. Правда, до сих пор неясно, как именно распределять деньги, ведь многие предприятия безнадежно убыточны или производят устаревшие виды вооружений. Эксперты полагают, что среди новосибирских предприятий «оборонки» шансы дождаться финансовой помощи есть у наиболее успешных производств, а безнадежно убыточные заводы надо ликвидировать.

Новосибирск, чей промышленный потенциал сформировался в годы Второй мировой войны, должен и в дальнейшем играть роль центра отечественной «оборонки», убежден вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, курирующий российский ВПК. Чиновник предложил создать в Новосибирске центр «оборонного кластера», поскольку рядом расположены сибирские города «с десятками важных предприятий оборонной промышленности»: Барнаул, Кемерово, Томск, Северск, Омск, Бийск. Немаловажен, по его мнению, и тот факт, что в Новосибирске уже работают крупнейшие предприятия ВПК, в частности авиационное производственное объединение им. Чкалова. Продукция НАПО востребована рынком, в планах завода дальнейший рост объемов производства, портфель заказов на самолет Sukhoi Superjet-100 сформирован до 2015 года.

20 трлн руб., которые предполагается потратить на оборонную промышленность до 2020 года, – «гигантские по российским меркам финансовые ресурсы», отмечает господин Рогозин. Поэтому, по его мнению, их надо использовать «максимально эффективно» - значит новосибирский ВПК должен сотрудничать с Минобороны. Военное ведомство должно выступать не просто «случайным заказчиком» вооружений, а «вместе с производителями заниматься формированием оборонзаказа», подчеркнул он. Только в этом случае, считает чиновник, новосибирским ученым и промышленникам удастся «создать мощный оборонный центр по разработке самых современных видов вооружений, способных обеспечить безопасность страны».

Впрочем, у российских властей пока нет единой позиции в отношении предприятий оборонного комплекса. «Отрасль нуждается в модернизации, которая должна быть столь же кардинальной, как и в 30-е годы прошлого века», - отмечал президент РФ Владимир Путин. По его инициативе в ближайшие 10 лет расходы бюджета на оборонную промышленность вырастут до 23 трлн руб., а на закупки военной техники на этот срок по госпрограмме вооружений - до 20 трлн руб. А премьер-министр Дмитрий Медведев более скептичен – он знает, что промышленность России «не готова производить современное вооружение». В результате финансирование гособоронзаказа было частично перенесено.

Зато есть понимание, в каком направлении двигаться, у представителей новосибирской «оборонки». По данным директора Научно-исследовательского института электронных приборов (НИИЭП) Валерия Эдвабника, в оборонном комплексе, сосредоточенном в регионе, наиболее серьезное падение объемов производства произошло на предприятиях электронного и приборного профиля, а также в изготовлении боеприпасов и спецхимии. В более выигрышном положении, чем производители традиционного вооружения, оказались предприятия, специализирующиеся на производстве микрорадиоэлектроники. «В Новосибирске сохранились предприятия, способные составить конкуренцию иностранным производителям, а мировой рынок микрорадиоэлектроники исчисляется суммами в миллиарды долларов», - говорит начальник конструкторского бюро завода ОАО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» Александр Гуляев. Поэтому холдинг «Росэлектроника» (входит в корпорацию «Ростехнологии») решил создать в Новосибирске кластер радиоэлектронной промышленности. Проект будет реализовываться в партнерстве с СО РАН, базовыми предприятиями станут заводы ОАО «Научно-производственное предприятие «*Восток»», ОАО «Новосибирский завод радиодеталей «*Оксид»» и ОАО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ».

Объем инвестиций в создание кластера, включая строительство корпусов, приобретение нового оборудования, по предварительным оценкам, составит около 2 млн руб. Предполагается, что кластер расположится в районе новосибирского Академгородка.

Работа на одной площадке позволит увеличить в разы объемы выпуска продукции, надеется директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Александр Якунин. Он предположил, что к 2020 году благодаря созданию кластера совокупный объем выручки увеличится «на порядок» с нынешних 1 млрд руб.

Спрос на продукцию данных предприятий, по оценкам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «большой и до сих пор не удовлетворенный». Аналитик прогнозирует, что по итогам 2012 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» предприятиями отрасли может вырасти на 15-18% по сравнению с 2011 годом (1,254 трлн руб.).

Признает перспективы отечественной электронно-оптической промышленности и совладелец новосибирского завода «Экран — оптические системы» Эдуард Таран. Завод производит бинокли, телескопы, приборы ночного видения для бронетанковой техники – все это у предприятия закупается преимущественно через гособоронзаказ. По данным господина Тарана, продукция завода конкурентоспособна на мировом рынке, более 80% идет на экспорт. «Разработки завода могут привлечь порядка миллиарда долларов государственных инвестиций», - уверен собеседник.

Некоторым новосибирским предприятиям удается диверсифицировать свой бизнес и снизить зависимость от гособоронзаказа. Удачным примером является опыт завода ОАО «Корпорация — Новосибирский завод Электросигнал», который выпускает продукцию двойного назначения (аппаратуру связи по гособоронзаказу, радиостанции для железнодорожного транспорта и авиации). Уже сейчас завод помимо основной продукции производит двери и оконные блоки, а также сборные дома из деревянных панелей. В планах на 2013-2014 годы - создание отеля на 200 мест. «Проект будет реализован на собственные и заемные средства и в дальнейшем обеспечит стабильный денежный поток», - рассказал директор предприятия Николай Рычков.

Если с относительно успешными предприятиями оборонного комплекса ситуация ясна, то вопрос, как быть с безнадежно убыточными участниками рынка, которых в Новосибирске также немало, пока открыт. Например, ОАО НПО «Сибсельмаш», производящее сельскохозяйственную технику, горно-шахтное оборудование, а также технологические части для артиллерийского выстрела. Сейчас на заводе идет процедура банкротства - объем кредиторской задолженности превысил 1 млрд руб. Созданное на его базе ОАО «Сибтекстильмаш. Спецтехника. Сервис» (ССС), также находится в процедуре банкротства, кредиторская задолженность этого предприятия — 246 млн руб.

Председатель новосибирского отделения Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Евгений Плахов видит причины такого положения вещей на «Сибсельмаше» в больших запасах боеприпасов, накопленных российской армией. «Они настолько велики, что завод не увидит гособоронзаказа еще несколько лет», - предполагает он. А губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, долгие годы проработавший на заводе, напротив, считает, что виновато «не столько государство, сколько менеджмент предприятия, который должен был учитывать изменения в геополитической обстановке и облике вооруженных сил».

Правительство Новосибирской области в поиске способов спасения завода рассматривало возможность концентрации промпроизводств предприятий ОАО НПО «Сибсельмаш», ОАО «Сибтекстильмаш. Спецтехника. Сервис» (ССС) и ОАО НПО «Луч» на одной территории. Наиболее подходящей площадкой, по мнению министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергея Семки, могла бы стать площадка «Сибсельмаша», поскольку «здесь есть возможность разместить мощности предприятий, исключением, возможно, станут некоторые производства «Луча» в силу их специфики».

Дмитрий Рогозин предложил создать на базе «Сибсельмаша», а также других крупных предприятий оборонного комплекса технопарки. По его мнению, стоит преобразовать в технопарки многие крупные градообразующие предприятия, особенно те, что не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. «На данных промплощадках сможет работать не только крупный, но и средний, и даже малый бизнес, например изготавливать различные изделия и продавать их на рынке, составляя конкуренцию даже монополистам», - объяснил свою идею чиновник. Исполнительный директор «Сибсельмаша» Андрей Макагонов согласен с такой идеей. По его словам, уже сейчас на промплощадке завода работают небольшие фирмы-производители, которые заинтересованы в аренде площадей и развитии небольшого собственного производства. «Заводские цеха и большая территория, около 200 га, привлекательны для них», - аргументирует он. В результате правительство Новосибирской области согласилось с господином Рогозиным и решило создать на площадке «Сибсельмаша» промышленный парк.

Ликвидация «Сибсельмаша», а также многих других убыточных предприятий оборонного комплекса назрела давно, убеждена управляющий партнер юридической компании «Лэнд» Ирина Гребнева. По ее мнению, банкротство оборонных предприятий может принести пользу, поскольку предполагает возможность избавиться от неликвидного, непрофильного имущества и привлечь инвесторов в новые проекты на базе ликвидированных предприятий.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer