Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сдавайте билеты


21 декабря 2012 года Мария Михайлова, Новая газета


В уходящем году власти как никогда много говорили о развитии региональной авиации. Но пока слова так и остаются словами. Отраслевые эксперты говорят об отсутствии рыночных поводов для развития региональных перевозок — нет спроса. Авиакомпании заявляют, что готовы формировать адекватное предложение, но мешают регуляторы — Минтранс и Росавиация.

Авиакомпания «Кубань» прекратила полеты в ночь с 10 на 11 декабря. Согласно сообщению перевозчика, причиной остановки деятельности стала тяжелая финансовая ситуация и неспособность соблюсти новые требования, которые Росавиация предъявляет к авиакомпаниям с конца ноября 2012 года.

Уход c рынка «Кубани» — наиболее значимое событие в сфере региональных перевозок за прошедший год, которое смогли вспомнить опрошенные «Новой» эксперты. В остальном, несмотря на многочисленные разговоры чиновников о важности региональной авиации и необходимости ее возрождения, все то же, что в 2011-м: незначительный рост объемов перевозок на фоне сокращения количества авиакомпаний и аэропортов. Одним словом, стагнация.

Важно помнить, что «Кубань» была отнюдь не самым слабым игроком на этом рынке. Авиапарк, состоящий из 6 относительно современных Boeing 737 и Airbus 319, развитая маршрутная сеть, регулярные и чартерные международные перевозки, стабильный рост количества перевезенных пассажиров. И при всем при этом, если верить отчетности компании, отсутствие прибыли с 2007 года.

Но что бы ни происходило внутри «Кубани», последний гвоздь в крышку гроба краснодарского перевозчика был забит государственным регулятором. С ноября 2012 года в силу вступили изменения Федеральных авиационных правил в части сертификационных требований, предъявляемых к перевозчикам (ФАП-11). Согласно новым требованиям, авиакомпания, осуществляющая регулярные перевозки, должна иметь как минимум 8 самолетов, рассчитанных на перевозку 55 и более пассажиров. А у «Кубани» было всего 6 таких бортов, 3 из которых нужно было в ближайшее время вернуть лизингодателю.

***

Наибольшее количество авиакомпаний (более 30) российская гражданская авиация потеряла в прошлом году, когда зампред правительства Сергей Иванов после крушения Ту-134 под Петрозаводском и Як-42 под Ярославлем официально открыл сезон охоты на «живопырки» — небольшие авиакомпании, которые, по консолидированному мнению российских властей, не способны обеспечить должный уровень безопасности.

Авиационные эксперты в один голос просили «не перекладывать с больной головы на здоровую»: безопасность не зависит напрямую от размера авиакомпании, а то, что у Росавиации не получается всех проконтролировать, — это не проблема участников рынка, это проблема регулятора. Услышаны они, конечно, не были.

Между тем именно силами небольших авиакомпаний выполнялся и пока выполняется основной объем региональных перевозок. «Безусловно, магистральные и региональные перевозки очень различаются с точки зрения ведения бизнеса, — рассуждает руководитель консалтинговой компании «Инфопорт» Борис Рыбак. — Обслуживание региональных маршрутов почти всегда низкорентабельно. Единственная авиакомпания, которой удалось сделать региональные перевозки прибыльными, — «ЮТэйр», и ее, кстати, нельзя назвать небольшой. Но если получилось у них, это не значит, что получится у всех».

«Это все равно что сравнить крупный супермаркет и магазин шаговой доступности, — подтверждает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Нужны оба, и один другого заменить не сможет»

***

Создать авиакомпанию с нуля в силу несбалансированности и противоречивости авиационного законодательства, а также многочисленных бюрократических препон практически невозможно, что подтверждается статистикой: появившиеся за последние несколько лет авиакомпании можно пересчитать по пальцам.

Услуги региональных аэропортов очень дороги из-за того, что последним при небольшом количестве обслуживаемых самолетов необходимо соответствовать тем же сертификационным требованиям, которые предъявляются к крупнейшим аэроузлам. Что, естественно, сказывается на стоимости облуживания авиакомпаний и в конечном итоге на цене билетов конкретного маршрута.

Наконец, не стоит забывать о том, что отечественные самолеты, на которых выполняются значительные объемы региональных перевозок, полностью исчерпают свой ресурс в течение ближайших пяти лет. А значит, региональным компаниям придется искать им замену.

«В развитии региональной авиации есть два пути. Консолидация и значительные субсидии или создание среды, которая благоприятствует формированию рынка. Российские власти, очевидно, выбрали первый путь, — резюмирует Борис Рыбак. — Это означает, что в ближайшей перспективе нас ждет то же, что и сегодня. Региональные перевозки будут существовать в высокодоходных субъектах. В дотационных — в минимально необходимом для жизни населения объеме. Правда, новых авиакомпаний не появится даже там, где они очень нужны, — например, на востоке страны».

Сегодня в Сибири и на Дальнем Востокое есть населенные пункты, не обеспеченные постоянным воздушным сообщением, хотя здесь возможен только такой способ перевозки. Дальнейшее сокращение внутренних перевозок приведет к тому, что 14% населения России, живущего на 60% ее территории, окажется без какого-либо сообщения с Большой землей.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer