Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Где alma mater военного инженера?


21 декабря 2012 года Александр Буравлев, Военно-промышленный курьер


Военно-инженерное образование в армиях различных стран, в том числе и России, всегда было важнейшей компонентой системы подготовки военных кадров. Начиная с древнейших времен обучению военных инженеров фортификации и минному делу в сухопутных войсках, а затем в артиллерии, на флоте и в авиации уделялось значительное внимание наравне с подготовкой командных кадров.

Военно-инженерное образование по своим целям, содержанию, формам и методам обучения является специфическим видом высшего военного образования. Это связано прежде всего с характером и особенностями военно-инженерной деятельности. Во все времена военного инженера отличали высокая профессиональная подготовка, глубокие научные и инженерные знания, твердые навыки и умение решать сложные военно-технические задачи, широкая эрудиция, творческий подход к делу. Не случайно многие военные инженеры были известными учеными.

До и после реформирования

Развитие военной техники и вооружения в ХХ веке привело к необходимости усиления военно-технической подготовки командных кадров. Поэтому во всех видах и родах войск появились не только инженерные, но и командно-инженерные кадры. Примером являются Ракетные войска стратегического назначения, Войска воздушно-космической обороны, флот.

Для подготовки командно-инженерных и инженерных кадров в СССР была создана разветвленная сеть высших военно-учебных заведений с пятилетним сроком обучения. Программы подготовки военных инженеров включали изучение фундаментальных естественно-научных и инженерных дисциплин, таких как математика, физика, химия, теоретическая и прикладная механика, аэродинамика, внутренняя и внешняя баллистика, строительная механика, электротехника и радиоэлектроника, навигация и приборное оборудование и пр., а также тактика применения вооружения и военной техники (ВВТ) видов и родов войск, логистика и техническое обеспечение, основы военной экономики, управление воинскими коллективами, и многих других специальных дисциплин.

Теоретическая подготовка военных инженеров по объему и глубине соответствовала уровню подготовки ведущих технических вузов страны в различных сферах техники. Этому способствовали рациональная организация системы подготовки военно-инженерных кадров, высокий научно-методический и профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава вузов, современная учебная и материально-техническая база, четко организованный учебный процесс. Подготовка специалистов велась в высших военно-инженерных училищах (институтах) и военно-инженерных академиях. Как правило, эти вузы располагались в крупных городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Минске, Ростове-на-Дону и др., которые являлись научными и культурными центрами СССР и Российской Федерации.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) военных училищ и академий имел возможность сотрудничать со специалистами ведущих институтов РАН и отраслевых академий, ведущих гражданских вузов, осуществлявших подготовку гражданских специалистов по родственным профессиям. Все это способствовало формированию и успешному развитию научных школ в ввузах, обеспечению высокого качества подготовки военных инженеров, собственных научно-педагогических кадров. Поэтому не случайно, что до 2000 года в составе вузов Министерства обороны РФ работали свыше 1500 докторов наук и профессоров, около 8000 кандидатов и доцентов. В академиях и училищах успешно функционировало более 250 научных школ, признанных в России и за рубежом.

В соответствии с законом «Об образовании РФ» в 1993 году все военные инженерные вузы перешли на единые стандарты подготовки инженерных кадров с выдачей диплома о квалификации специалиста соответствующей общегражданской классификации.

Концепция военно-инженерного образования, разработанная еще в 40–50-х годах прошлого века, и ее реализация на практике позволяли выпускникам академии в течение всего срока службы в Вооруженных Силах (25 и более лет) успешно исполнять свои служебные обязанности в различных сферах профессиональной деятельности: командно-административной, инженерно-исследовательской, научно-педагогической.

При этом обеспечивались неразрывная связь технических и инженерных кадров, непрерывность их профессионального роста и образования.

Реформа системы военного образования, проведенная в 2007–2012 годах, привела не только к сокращению, но и к закрытию десятков ведущих инженерных академий и институтов, смене мест дислокации. Самая главная утрата – разрушение военно-научных школ и потеря высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Ряд ведущих академий, составлявших гордость Вооруженных Сил России (Военно-воздушная инженерная академия – ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского, Военная академия химзащиты имени маршала С. К. Тимошенко, Военная академия связи имени маршала С. М. Буденного, Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Г. К. Жукова, Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева и прочие), ликвидирован либо передислоцирован в другие города.

Ярким примером «реформирования» системы военно-инженерного образования является судьба Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Она была создана в 1920 году как первое авиационное высшее учебное заведение Советской России, в формировании которого принимал активное участие первый его ректор – выдающийся русский ученый в области аэромеханики профессор Н. Е. Жуковский. После смерти Жуковского академия получила его имя и с честью несла вплоть до ликвидации 1 августа 2012 года.

В созданной академии сразу же открыли два факультета: летно-командный и инженерный. На базе Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского в 30–50-х годах прошлого века были созданы Московский и Харьковский авиационные институты, Киевское, Харьковское, Рижское, Тамбовское, Даугавпилсское, Иркутское военные авиационные инженерные училища (институты).

В 1940-м Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского разделили на две – Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Военно-воздушную академию для подготовки летно-командных кадров, впоследствии получившую имя первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина. Этот небольшой экскурс в историю свидетельствует о том, насколько важным тогда представлялась руководству страны и Вооруженных Сил подготовка авиационных военно-инженерных кадров. Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского за 90 лет своего существования превратилась в alma mater отечественного авиационного инженерного образования, получившего мировое признание.
Новый авиационный ВУЗ

В новейшей истории России в связи с реформированием Вооруженных Сил старая система подготовки авиационных военно-инженерных кадров оказалась избыточной и непригодной для нового облика армии. В результате «оптимизации» системы военного образования были ликвидированы все средние военные авиационно-технические училища, все высшие авиационные инженерные училища (военные институты), уволены десятки и сотни высококвалифицированных профессоров, доцентов и преподавателей, утрачена материально-техническая база.

Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского ликвидирована, а ее «останки» вместе с именем Н. Е. Жуковского перенесены в Воронежский авиационный технический университет, который никогда не был университетом. В свое время Воронежское высшее инженерное училище готовило специалистов по аэродромно-техническому (строительство и обслуживание аэродромов) и метеорологическому обеспечению авиации. После ликвидации высших авиационных инженерных училищ (военных институтов) и ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского оно приняло на себя задачу подготовки военных-инженеров по всем авиационным специальностям. В настоящее время Воронежский авиационный инженерный университет стал ядром ВУНЦ Министерства обороны и носит название военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Новый авиационный вуз принял около 30 человек из преподавательского состава ликвидированных ВВИА имени профессора Н. Е Жуковского и ВВА имени Ю. А. Гагарина, порядка 20–30 процентов их учебно-материальной базы. В нем работают 59 докторов и 455 кандидатов наук. В целом это очень хорошие показатели. Однако если посмотреть, как укомплектованы профессорско-преподавательским составом факультеты, обеспечивающие подготовку инженеров по эксплуатации авиационных комплексов, то здесь ситуация менее благоприятная. Так, например, на факультетах, осуществляющих подготовку инженеров по инженерно-авиационному обеспечению, кафедры укомплектованы преподавателями со степенью:

    факультет летательных аппаратов – на 60 процентов и только один доктор наук;
    факультет авиационного вооружения – на 50 процентов и только один доктор наук;
    факультет авиационного оборудования – на 63 процента и два доктора наук;
    факультет радиоэлектронного оборудования – на 63 процента и пять докторов наук.

На факультетах радиотехнического обеспечения и средств связи укомплектованность ППС с ученой степенью – порядка 80 процентов и имеется по одному доктору наук. Возрастной состав руководителей кафедр также должен вызывать озабоченность, так как 41 процент имеют возраст более 45 лет, то есть близкий к предельному.

Таким образом, говорить о высоком уровне ППС для основных инженерных факультетов Воронежского авиационного инженерного университета пока преждевременно. Вызывает также сомнение и организационно-штатная структура этих факультетов, включающая по три кафедры.

С учетом формирования нового облика ВС РФ требования к выпускникам военного вуза неизмеримо возрастают. Они должны быть готовыми к исполнению широкого круга профессиональных обязанностей, мобильными с точки зрения исполнения должностных обязанностей в течение срока службы по контракту.

В какой мере данный вуз будет обеспечивать требования нового облика Вооруженных Сил, связанные прежде всего с техническим перевооружением авиации, внедрением в войска роботизированных беспилотных авиационных комплексов, автоматизированных систем управления и связи, радиоэлектронного противодействия, прогрессивных методов эксплуатации авиационной техники?

Некоторые крупные «специалисты» утверждают, что в настоящее время избыточной и экономически неоправданной является подготовка широкообразованного и высокопрофессионального авиационного инженера. Мол, современная и перспективная авиатехника будет абсолютно автоматизирована, а ее техническую эксплуатацию станет осуществлять персонал авиационных предприятий, поставляющих технику в войска. Возможно, так и будет. Но не в ближайшей перспективе. Мнение же других не менее крупных специалистов таково, что проведенная реформа военного образования резко снизила качество подготовки авиационных военно-инженерных кадров. И это снижение в скором времени обязательно себя проявит. Начавшееся перевооружение авиации на авиакомплексы «4++» и «5» поколений потребует насыщения авиационных частей высококвалифицированными инженерами и специалистами, подготовленными на современном фундаменте науки и техники. Такого фундамента в Воронежском авиационном инженерном университете пока нет.

По мнению многих ученых и специалистов, проведенные преобразования значительно снизили научный потенциал сегодняшней системы военно-инженерного образования России.
Есть предложения

Какие сегодня стоят проблемы перед отечественной военно-инженерной школой и как видятся пути их решения?

1. Восстановление и развитие научно-образовательного потенциала созданных военных учебно-научных центров и входящих в них вузов за счет:

    привлечения ППС, находящегося в запасе и отставке;
    использования в учебном процессе научных сотрудников и специалистов научно-исследовательских центров (НИЦ), входящих в ВУНЦ;
    привлечения ППС родственных гражданских вузов, располагающихся в месте дислокации ВУНЦ;
    развития учебно-материальной базы ВУНЦ: оснащения современными образцами ВВТ, руководствами по их технической эксплуатации, тренажерами.

2. Развитие системы подготовки научно-педагогических кадров вузов через магистратуру, адъюнктуру и докторантуру. Для научного руководства соискателей ученых степеней привлекать известных ученых и специалистов, оставшихся не у дел или работающих в гражданских организациях.

3. Пересмотр содержания учебных планов и образовательных программ подготовки специалистов (не бакалавров) с введением в классификатор образовательных программ раздела военно-технических специальностей, поскольку за пять лет невозможно подготовить квалифицированного военного инженера и инженера гражданского профиля. Практика подготовки военно-инженерных кадров различных специальностей свидетельствует, что примерно треть учебного времени уходит на изучение и практическое освоение основ тактики и военного искусства, вопросов применения образцов вооружения и военной техники (ВВТ), их технической эксплуатации, военной эргономики, управления воинскими коллективами и др.

4. Внедрение в учебный процесс передовых технологий обучения и компьютеризации учебного процесса. В настоящее время эта проблема решается больше на формальном уровне (поставка интерактивных досок и компьютеров без использования их в учебном процессе по режимным ограничениям, технических средств обучения без штатного состава для их обслуживания и пр.).

5. Восстановление в учебном процессе полноценных полигонных и войсковых практик, войсковых стажировок. В последние годы эти формы практического обучения извращены и проводятся формально в связи с финансовыми и другими ограничениями.

6. Обеспечение единства процессов обучения и воспитания как ведущего образовательного принципа, который сформулировал еще Сократ: «…и всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью». Исторический опыт развития отечественного военного образования свидетельствует, что реализация этого принципа позволяет формировать истинно высокообразованного военного инженера, патриота и гражданина, офицера с высокими морально-психологическими качествами, авторитетного и умелого руководителя воинских коллективов.

7. Реализация многоуровневой системы военно-инженерного образования, предполагающая подготовку военного инженера тактического уровня (батальон, дивизион, полк) в университетах (институтах) в течение пяти лет, затем служба в войсках (два – пять лет). После этого возможность обучения в магистратуре (один-два года) и адъюнктуре (два-три года) для последующей работы в научно-педагогической сфере либо обучение в видовой академии в течение двух лет для последующего использования на должностях оперативно-тактического уровня. В академиях видов и родов войск должны быть адъюнктура и докторантура для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров по военно-инженерным специальностям, а также факультет повышения квалификации специалистов (до трех месяцев).

Опыт работы военных академий в 80–90-е годы, когда большинство элементов данной схемы были опробированы на практике, позволяет надеяться, что и в новых условиях эта схема будет вполне эффективной. При этом не нужно ссылаться на обязательность внедрения рекомендаций Болонского процесса.

Александр Буравлев,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор технических наук, профессор




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBx9Am
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/price/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer