Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальше будет трудней


25 декабря 2012 года Наталья Журавлева, Мадина Шавлохова, Взгляд.ру


Важнейший покупатель российского оружия – Индия – сделала новый крупный заказ почти на три миллиарда долларов. Правда, покупки традиционны – истребители Су-30 и вертолеты Ми-17. Тенденция налицо – чем дальше, тем все труднее России выдерживать конкуренцию на индийском рынке с западными производителями оружия.

Новые контракты

Владимир Путин впервые посетил Индию с официальным визитом после вступления в должность на третий срок. Этот визит дал возможность России снова заявить о своих интересах в Индии. Самое пристальное внимание, как и ожидалось, было приковано к соглашениям по военному сотрудничеству.

Накануне визита Путина посол России в Индии Александр Кадакин сообщил, что именно военно-техническое сотрудничество станет одной из основных тем переговоров российского президента с индийской стороной.

Ранее сообщалось о возможности заключения между Москвой и Дели военных контрактов на сумму около 7,5 млрд долларов. Один из источников в российской оборонной индустрии говорил, что речь может идти о поставках 42 истребителей Су-30МКИ и долгосрочном соглашении о поставках 970 авиационных двигателей.

Практические результаты несколько скромнее. Как сообщает РИА «Новости», Россия и Индия заключили два контракта в сфере ВТС, общая сумма которых составила около 2,9 млрд долларов.

В частности, подписан контракт на поставку 71 вертолета Ми-17В-5 стоимостью 1,3 млрд долларов, а также договор на поставку техкомплектов для лицензионного сборочного производства 42 истребителей Су-30МКИ стоимостью 1,6 млрд долларов.

На данный момент Индия уже приобрела у России 230 Су-30МКИ на общую сумму 8,5 млрд долларов. Согласно лицензионному контракту, подписанному в 2000 году, корпорация HAL должна построить на своих заводах до конца 2015 года 140 истребителей этого типа.

Су-30МКИ разрабатывался под требования индийских ВВС. В России самолет серийно строится в корпорации «Иркут», там же производятся машинокомплекты Су-30МКИ, направляемые для сборки на предприятия индийской корпорации HAL.

Что касается вертолетов Ми-17В-5, то их Индия уже получает в рамках контракта, заключенного в 2008 году на поставку 80 единиц машин стоимостью 1,34 млрд долларов. Эта модификация легендарного Ми-8 – одна из самых современных как на мировом рынке, так и в составе ВВС Индии.

«Претензии на статус региональной сверхдержавы»

Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), глава Общественного совета при Минобороны, напомнил газете ВЗГЛЯД, что Индия давно претендует на роль региональной сверхдержавы.

«Поэтому Дели в последние годы активно закупает как готовые самолеты, так и лицензии на производство этих самолетов в Индии. Стоит отметить, что российские вертолеты и истребители конкурентоспособны даже на таком жестком рынке, как индийский. Ведь нашими оппонентами являются США, Великобритания, Китай», – сказал Коротченко.

Вместе с тем, напомнил эксперт, на истребителях Су-30МКИ индийские военные уже проводили учебные бои с американскими новейшими модификациями истребителей F-15, и неоднократно одерживали победу.

Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий напомнил, что заключенный между Индией и Россией в понедельник контракт – отнюдь не самый большой. «Самое большое крупное единичное соглашение было заключено в октябре. Это контракт на поставки двигателей для истребителей  АЛ-31ФП – почти на тысячу экземпляров – стоимостью пять миллиардов», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

Как отмечает Макиенко, Индии не хватает боевых самолетов, именно поэтому она и наращивает закупки этого вида техники. «В том же Китае, с которым Дели соревнуется, на вооружении уже стоит 300 Су, а Индия теперь сейчас выйдет на параметр 269, – пояснил эксперт. – При этом Китай только легально приобрел 281, и неизвестно, сколько еще пиратских копий сделал. Тот Су-30, который поставлялся в Китай, гораздо хуже, чем тот, который мы сейчас поставляем под тем же названием в Индию. Это уже новая модель, с новыми двигателями, у него другое радиоэлектронное оборудование, а боевая мощь – выше».

«Особо привилегированный» партнер

Россия с 2000 года официально объявила Индию стратегическим партнером, а с 2010 года – «особо привилегированным», говорил помощник Путина Юрий Ушаков.

Сегодня Индия является одним из крупнейших импортеров российской военной техники и вторым крупнейшим экспортером оружия в мире. В ближайшие 10 лет она планирует потратить около 100 млрд долларов на модернизацию военной техники.

У России Индия закупает до 60% всего импортируемого вооружения, но в последнее время старается максимально диверсифицировать поставщиков. Одновременно она переходит на закупку деталей, а не полноценных образцов вооружения. «Индийский спрос сдвигается в более высокие ценовые и технологические ниши, то есть в сторону западного вооружения», – говорит Константин Макиенко.

За последние полтора года Россия проиграла крупные тендеры на поставку в Индию военной техники. Так, год назад в конкурсе на поставку ударных вертолетов индийцы предпочли американский AH-64D Apache российскому Ми-28НЭ «Ночному охотнику» (сумма контракта – 1,4 млрд долларов), а весной 2011 года российский МиГ-35 проиграл французскому Rafale рекордный по сумме (10 млрд долларов) тендер на поставку 126 средних истребителей.
же осенью стало известно о проигрыше российских авиастроителей еще в двух крупных конкурсах – Ми-26Т2 проиграл американскому CH-47F Chinook от Boeing (стоимость контакта на 15 машин – 1 млрд долларов) а самолет-заправщик Ил-78МК-90 – европейскому A330MRT от концерна Airbus (стоимость контракта на поставку шести таких самолетов – 1 млрд долларов).

Впрочем, Рособоронэкспорт в последних двух случаях объявил, что не считает себя проигравшим и продолжит бороться за индийские заказы.

По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), с 2005 по 2012 год объем фактического импорта Индией обычных вооружений превысил 27,8 млрд долларов. Именно Россия в этот период оказалась крупнейшим экспортером продукции военного назначения (ПВН) в Индию – 15,9 млрд долларов.

На втором месте Израиль – 3,8 млрд долларов (13,8%), а замыкает тройку Великобритания – 3 млрд долларов (11%). Соединенные Штаты лишь на четвертой строчке с показателем 1,7 млрд долларов. В целом за последние восемь лет Индия импортировала вооружение из 17 стран.

Битва за индийский рынок

По словам Игоря Коротченко, индийский рынок имеет для России первостепенное значение. «В общем объеме валютных поступлений за экспорт российского оружия на Индию приходится свыше 50% всех продаж. Поэтому этот рынок для нас сегодня номер один, – поясняет эксперт. – Индийские заказы позволили нам сохранить в превосходном состоянии целый ряд отраслей оборонного комплекса еще до начала подписания крупных контрактов по внутреннему гособоронзаказу».

Вместе с тем с приходом на индийский рынок США он стал более жестко конкурентным, указывает директор ЦАМТО. В этом смысле Россия будет сталкиваться с нарастающим американским противодействием своим оружейным поставкам в Индию.

Помимо США, на индийском рынке Россия столкнется (и уже сталкивается) с жесткой конкуренцией со стороны Франции, Великобритании и Израиля.

В ближайшие четыре года в структуре военного импорта Индии произойдут существенные изменения. В 2013–2016 гг., согласно имеющемуся портфелю заказов, тендерам и озвученным планам по прямой закупке вооружений, объем военного импорта Индии составит 50,4 млрд долларов. Эта цифра в шесть раз превышает показатель 2005–2008 гг. и в 2,6 раза – показатель 2009–2012 гг.

России удастся сохранить за собой первое место на рынке вооружений Индии только благодаря существенному росту объема экспорта, который прогнозируется на уровне 14,6 млрд долларов. Однако доля России снизится, по расчетам ЦАМТО, до 29%.

Конкурентная борьба будет очень жесткой. В отдельные периоды времени Россия даже будет уступать своим основным конкурентам. В частности, по 2014 году первое место займут США с объемом прогнозируемого экспорта в сумме 4,1 млрд долларов, в 2016 году на лидирующие позиции выйдет Франция (с учетом того, что контракт по «Рафалям» будет подписан) – 3,7 млрд долларов.

В целом в период 2013–2016 гг. второе место по прогнозируемому объему экспорта ПВН Индии займут США – 11,8 млрд долларов (23,4% рынка). Для сравнения: доля США на индийском рынке в 2005–2012 году составила 6,1%.

Третье место занимают поставки (расчет произведен до 2016 года включительно) по категории «тендер», окончательные результаты которых пока не подведены – 8,6 млрд долларов (17,1%). Четвертое место по прогнозируемому объему экспорта ПВН займет Франция – 6,2 млрд долларов (12,5% рынка), пятое место – Израиль – 3,6 млрд долларов, шестое место – Великобритания – 2 млрд долларов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9c47
YouDo: http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/newbuilding/, подробнее по ссылке.
По ссылке http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/price/other/price/, быстро и недорого.
Ремонтные услуги на Юду: http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/toilet/plastic/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer