Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зигзаг добычи


3 декабря 2012 года Екатерина Дранкина, КоммерсантЪ


На прошлой неделе было объявлено, что менеджеры ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" вместе с Газпромбанком выкупают у "Ростехнологий" 45,42% акций корпорации.

На прошлой неделе было объявлено, что менеджеры ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" вместе с Газпромбанком выкупают у "Ростехнологий" 45,42% акций корпорации. Будущие собственники (речь идет о контроле — ранее та же команда управленцев скупила на рынке 4,6% акций) уже зарегистрировали офшор на Кипре — Nordcom Ltd, на который и будут переведены акции.

Покупка дорогая. Пять покупателей, имена которых раньше не фигурировали в списках миллиардеров, а теперь, конечно, будут,— председатель совета директоров "ВСМПО-Ависмы" Михаил Шелков, гендиректор Михаил Воеводин, директор по правовым вопросам Артем Кисличенко, главный бухгалтер Дмитрий Санников и заместитель гендиректора по экономике и финансам Алексей Миндлин, а также примкнувший к ним Газпромбанк — выплатят за контроль над предприятием примерно $965-970 млн. При себе таких денег у группы товарищей, включающей главного бухгалтера, однако, не нашлось, их в виде кредита выдаст им консорциум банков: известно, что в него входит Сбербанк, а входит ли Газпромбанк, неизвестно.

Заранее отвечая на обвинения в том, что действуют госменеджеры по принципу "что охраняем, то и имеем", Михаил Шелков подчеркнул, что покупатели дают за товар хорошую цену: премия к рынку — 16% исходя из стоимости акций на ММВБ за последние три месяца. Но осадок почему-то остался.

Исключительно для нужд авиапрома

Источник "Денег", близкий к "Ростехнологиям", утверждает, что план выкупа акций "ВСМПО-Ависмы" "на доверенных лиц" существовал давно, едва ли не с момента перехода компании под контроль "Ростехнологий". Напомним, как происходил этот переход.

"ВСМПО-Ависма" — одно из немногих в России высокотехнологичных и при этом хорошо структурированных и прибыльных предприятий. В своем секторе это мировой лидер: у российских предприятий спроса на титановый прокат практически нет, основная часть продукции "ВСМПО-Ависмы" поставляется гигантам Boeing и Airbus. Успехом в постсоветский период предприятие обязано главным образом своему бывшему генеральному директору Владиславу Тетюхину и бывшему председателю совета директоров Вячеславу Брешту — эти двое в условиях распада внутренней кооперации сумели сохранить производство, выстроить отношения с зарубежными партнерами, объединить два предприятия (поставщика сырья "Ависму" и производителя конечной продукции ВСМПО). Угрозы им приходилось отбивать постоянно: были попытки корпоративного шантажа со стороны нескольких западных фондов, покушались на сладкий актив и российские промышленные группы. В 2006 году менеджеры-акционеры (им принадлежало 60% акций) находились как раз в состоянии войны с одним из претендентов: структуры Виктора Вексельберга скупили на рынке 13% предприятия. Игра была в разгаре: противники запустили опционный механизм под названием "русская рулетка", раскрутка которого должна была завершиться выкупом акций в пользу либо Вексельберга, либо Тетюхина и Брешта. В тот момент появился глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, сообщивший, что все пакеты акций "стратегически важного для оборонной промышленности предприятия" купит он. Говорят, акционеры повели себя по-разному. Тетюхин согласился сразу и в результате сохранил на какое-то время кресло генерального директора и 4% акций. Брешт же пытался сопротивляться, возникла угроза возбуждения уголовного дела, еще какие-то угрозы — в итоге Брешт все-таки продал акции и уехал в Израиль.

"Возвращение производства титана, без которого немыслимо современное авиастроение, под контроль государства означает утвердительный ответ на вопрос, быть или не быть российской авиационной и космической промышленности. А это уже вопрос национальной безопасности России",— объяснял причины столь жестких действий глава госкорпорации Сергей Чемезов сразу после того, как контроль над предприятием был установлен. Смысла в этих словах было не много: проблемы авиации и космонавтики вовсе не в дефиците титана, но на публику такие заявления действовали хорошо.

Большую часть активов "Ростехнологии" получили при создании: специальным указом президента Медведева им было передано почти 500 госпредприятий. Но еще несколько десятков частных предприятий "Ростехнологии" приобрели по той же схеме, что и "ВСМПО-Ависму". Таким образом были куплены предприятия, входящие в Объединенную двигателестроительную компанию с выручкой около $5 млрд, "Вертолеты России" и еще много всего. Тем не менее "ВСМПО-Ависма" с выручкой около 40 млрд руб., прибылью более 7 млрд руб. и уникальным положением на мировых рынках стала, пожалуй, лучшим активом "Ростехнологий". Аналитики оценивают потенциал капитализации этой компании в $20 млрд. "Премия к рынку 16%" кажется поэтому просто смешной: какой бы ни была цена акций на фондовых рынках (а сегодня она даже ниже, чем в 2006 году), добровольно такой актив ни один собственник в здравом уме не продаст.

В разных видах осуществленная национализация прибыльных и во всех отношениях привлекательных предприятий вообще была характерной чертой второй половины нулевых. Бессмертный памятник эпохи — интервью "Коммерсанту" выплывшего из ниоткуда и ушедшего в никуда горе-бизнесмена Олега Шварцмана, который называл себя агентом "бархатной реприватизации", проводимой в том числе в интересах "Рособоронэкспорта", и рассказывал, как он будет "всяких Ходорковских нагибать, наклонять, мучить, выводить на социальную ответственность". Начавшись с покупки "Роснефтью" ЮКОСа в 2004 году, к концу нулевых процесс национализации вошел в полную силу. Основным сборным пунктом активов стали, безусловно, "Ростехнологии", которые сейчас управляют более чем пятьюстами предприятий из нескольких десятков никак не соприкасающихся отраслей. Но вершиной творчества национализаторов следует все же признать трансформацию "Роснефти". До покупки ЮКОСа это был жалкий огрызок советского нефтяного хозяйства, с ЮКОСом компания превратилась в передовика отечественного нефтекомплекса, а после того как компания переварит ТНК-BP, она превратится уже в мирового лидера.

В конце нулевых в экспертном сообществе было модно говорить о том моменте, когда национализацию сменит новая волна приватизации. Поскольку рано или поздно группы влияния, оседлавшие финансовые потоки национализированных предприятий, захотят легализовать свою собственность.

Не исключено, что этот миг как раз и настал. Судить о том, почему именно сейчас, значит совсем уж погружаться в чужую голову или личные обстоятельства. Но степень цинизма, с которой осуществляется продажа "ВСМПО-Ависмы", говорит о том, что это дело только открывает список. Комментируя создание "большой "Роснефти"" путем покупки ТНК-BP, Михаил Ходорковский назвал это событие "легализацией активов, изъятых у ЮКОСа". А легализованные государственные активы легче будет превращать в частные, и так же, как "Роснефть" стала вершиной национализации, она же может стать конечной целью в процессе приватизации.

Если говорить о хронометраже, следует оговориться, что "Ростехнологии" продавали полученные активы и до "ВСМПО-Ависмы". Так, например, иностранным инвесторам были проданы пакеты акций АвтоВАЗа и КамАЗа — в этом активно участвовала компания "Тройка Диалог", которая в союзе со Сбербанком участвует и в реализации схемы по "ВСМПО-Ависме". Но приватизацию автозаводов считать началом той самой волны, пожалуй, нельзя — это совсем не те предприятия, в которых "группы влияния" хотели бы задержаться. Зато на них была обкатана схема, когда "правильная" финансовая структура выступает в качестве фронтмена: в тех двух случаях — Сбербанк, в случае с "ВСМПО-Ависмой" — Газпромбанк. Впрочем, если с АвтоВАЗом продажу пакета Renault можно считать действительно удачей для предприятия, хотя и не для инвестора, то с КамАЗом все не так однозначно. "Ростехнологии" действительно продали 15-процентный пакет акций КамАЗа Daimler AG и ЕБРР, но блокирующий пакет контролирует по-прежнему Сбербанк (ранее — "Тройка Диалог"), а чьи интересы он представляет, неизвестно. Не так давно появилась информация о том, что в составе этого пакета — 5% акций, принадлежащих гендиректору предприятия Коготину. Так что КамАЗом, имеющим меньший оборот, чем АвтоВАЗ, но зато хоть какую-то прибыль, команде Чемезова интересно не только управлять, но и владеть. Планы продажи неких пакетов акций КамАЗа у "Ростехнологий" существуют давно: рассматривались варианты слияния с белорусским МАЗом или увеличения пакета Daimler — возможно, схему, аналогичную продаже "ВСМПО-Ависмы", по ходу реализации этих планов тоже удастся использовать.

Возвращаясь к покупке "ВСМПО-Ависмы", хотелось бы добавить еще вот что. Вполне очевидно, что проворачивать такую сделку в разгар "антикоррупционной кампании" могут только люди, получившие карт-бланш на — будем называть вещи своими именами — легализацию собственности. Можно предположить, что те, против кого ведется антикоррупционная кампания, такого карт-бланша не получили. Жестокой шуткой прозвучало поэтому сообщение о том, что Сердюкова якобы берут в советники Чемезова: первый возглавил когорту отлучаемых от пирога, второй — один из тех, кто его делит.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer