Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Для всех высот и скоростей


3 декабря 2012 года Юрий Бородин, Красная звезда


Подготовка военных пилотов – занятие трудоёмкое, опасное и дорогостоящее: каждая минута в небе стоит десятки тысяч рублей. К тому же реальная отработка элементов пилотирования – всегда определённый риск. Чтобы свести его к минимуму, целый комплекс подготовительных работ проводится на земле, на специальных тренажёрах. Сегодня ими располагает большинство авиационных баз Южного военного округа. В том числе и авиабаза 4-го командования ВВС и ПВО.

- В нашем тренажёрном комплексе пилоты имеют возможность отрабатывать технику пилотирования, навигацию и боевое применение на таких машинах, как Су-27, Су-27СМ3, Су-30М2. Кроме того, в процессе подготовки к полётам они работают с арматурой кабины и органами управления вооружением, - рассказал «Красной звезде» начальник комплекса майор Виктор Тимофеев.

Это только на первый взгляд сидящие перед мониторами пилоты заняты несерьёзным делом – «играют в компьютерные игры». На самом деле и симуляторы здесь совсем иные (они полностью воссоздают обстановку кабины реального боевого самолёта), и задачи перед офицерами стоят очень серьёзные. Ведь полученные в ходе этих занятий навыки пригодятся, когда они поднимут в воздух настоящие «сушки». К примеру, тренажёр универсального истребителя Су-30М2, появившийся на авиабазе в 2012 году одновременно с поставками новых боевых машин, детально повторяет рабочее место лётчика и штурмана-оператора. Как и в кабине, пилоты сидят один за другим. При этом каждый из них отрабатывает свои задачи. Перед лётчиком развёрнута панорама бесконечного количества приборов и световой сигнализации по управлению самолётом. А его напарник работает с вооружением. При этом обоим выдаётся реальная индикация – исходя из конкретной ситуации.

В обязательном порядке здесь отрабатывают, как принято говорить в авиации, особые случаи в полёте. Другими словами, нештатные ситуации. Все без исключения тренажёры позволяют воссоздавать их. И каждый раз пилоты должны уметь принять правильное решение при возможном, например, отказе того или иного узла, агрегата или системы. Отказы, к слову, имеют свою «сезонность». В летнее время это, как правило, нарушение работы двигательных систем из-за высоких температур. А в осенне-зимний период велика вероятность сбоев в работе радиоэлектронных систем.

- Пилоты должны быть готовы уверенно действовать в любой обстановке. Поэтому нештатные ситуации моделируются на различных этапах полёта – от запуска двигателя до посадки. Это значительно повышает натренированность личного состава. Лучше ведь совершить ошибку в кресле тренажёра, чем в воздухе в кабине настоящего самолёта, - комментирует один из опытнейших пилотов авиабазы командир авиационного звена майор Андрей Бамбуров.

В день предварительной подготовки к полётам специально выделяется время, чтобы пилоты поработали на тренажёрах. Именно здесь проводятся тренажи по особым случаям полёта и выполнению запланированных на лётную смену упражнений. Работа на тренажёре важна и для освоения новых типов истребителей, где по-другому расположены те же переключатели и многофункциональные индикаторы. А ведь нужно не просто освоиться в информационно-управленческом поле кабины, необходимо досконально изучить алгоритм работы многофункциональных дисплеев и других приборов. Это касается и лётчика, и штурмана-оператора.

Именно на тренажёре экипаж истребителя отрабатывает технику пилотирования и боевое применение. Используются тренажёры и при подготовке авиаторов к сдаче квалификационной категории. Именно здесь многократно отрабатывается, к примеру, заход на посадку в сложных метеоусловиях. Тренажёр необходим также для восстановления профессиональных навыков пилотов после длительного перерыва в полётах (например, после отпуска).

Истребители Су-27СМ3 и  Су-30М2 – это, по сути, авиакомплексы поколения «4+». Иными словами, промежуточное звено между истребителями четвёртого и пятого поколений. Эти машины оснащены модернизированным бортовым оборудованием и новым вооружением, могут использоваться для решения большого круга задач. Значит, экипажам этих машин необходимо досконально знать и профессионально использовать все возможности этих истребителей. Именно этим и занялись авиаторы сразу же после перегона самолётов на аэродром, ставший их местом постоянной дислокации. К тому времени большинство пилотов и специалистов инженерно-технического состава авиационных эскадрилий авиабазы уже прошли переучивание в Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава ВВС России и были готовы практически осваивать новые истребители на практике. В том числе и на тренажёрной базе, которая усовершенствована имитаторами полёта на самолёте Су-30М2.

Темп боевой подготовки авиаторов базы в последние годы заметно вырос. Сегодня уже мало кого удивишь двумя лётными сменами в сутки. Это, кстати, тоже способствует быстрому и успешному освоению современных воздушных боевых машин. При этом тренажёры работают с одинаковой нагрузкой и в дни полётов, и в промежутках между ними. Такие занятия для всего лётного состава этой авиабазы теперь часть обязательной программы подготовки. Даже опытные пилоты проводят на тренажёрных комплексах много времени. Что уж говорить о молодёжи.

Только на этот аэродром в прошлом году пришли сразу 10 выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища. Им тоже доверено осваивать новые многоцелевые истребители. После переучивания в Липецке лейтенанты получили возможность самостоятельно подниматься в воздух. Сегодня они летают на боевое применение по всему диапазону высот и скоростей. Часть молодых офицеров была задействована в недавнем учении «Кавказ-2012». Например, старший лётчик авиазвена старший лейтенант Олег Карташёв один из тех, кто три года назад получил первое офицерское звание и прибыл по распределению на эту базу. Сегодня он уверенно чувствует себя за штурвалом современной боевой машины. И, как сам признаётся, в том числе благодаря многочисленным занятиям в тренажёрном комплексе. В настоящее время он вместе с другими офицерами готовится сдавать зачёт на классность. Командование не сомневается, что вскоре старший лейтенант Карташёв повысит свой класс с 3-го до 2-го.

Изначально учебный процесс на этой авиабазе был организован таким образом, чтобы провести апробацию новых курсов боевой подготовки авиации. Как показала практика, такой подход к боевой подготовке позволяет довольно быстро сформировать у пилотов новые взгляды на формы и способы ведения боевых действий, оптимизировать порядок подготовки пилотов в интересах повышения качества выполнения боевых задач по предназначению, повысить эффективность боевого применения экипажей, звеньев, эскадрилий.

Стоит также сказать, что освоение современной авиатехники идёт параллельно с приближением условий учебных задач к требованиям реального боя. Для чего большая часть полётов планируется с отработкой сложных видов авиационной подготовки: это групповые манёвренные воздушные бои, дозаправка в воздухе, действия пилотов на малых высотах, над морем, в условиях отсутствия визуального ориентирования, ночные полёты и применение авиации в условиях погодного минимума. Иными словами, авиаторы вырабатывают подходы к более эффективному применению новых образцов вооружения и военной техники по боевому предназначению.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer