Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Марс попал под сокращение


14 февраля 2012 года Алексей Тимошенко, Московские новости


Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства решило принести Марс в жертву будущим пилотируемым полетам. Бюджет программы планетных исследований NASA планируется планомерно сокращать уже с 2013 года. Под угрозой окажется в первую очередь изучение Красной планеты — США уже собирается выйти из международного проекта ExoMars.

Руководители NASA не без нажима со стороны Белого Дома решили урезать расходы на планетные исследования на 20% — с 1,5 до 1,2 млрд долл. в год. После 2017 года, как предполагается, эту статью сократят до 1 млрд.
 
Готовность власти и функционеров отрасли сэкономить вызвала весьма негативную реакцию со стороны ученых, некоторые из которых называют решение «национальным позором» и «научной трагедией». Газета Washinghton Post приводит слова сотрудника Стэнфордского университета Скотта Хаббарда, ранее работавшего как раз в рамках планетных исследований NASA: «Это сокращение приведет к немедленному сворачиванию совместных с европейским учеными проектов». По словам исследователя, который специализируется в области поиска внеземных микроорганизмов, экспертов отстранили от управления ими же начатых проектов, и вдобавок правительство США абсолютно не заинтересовано в поиске жизни во Вселенной.
 
Информацию о сокращениях бюджета планетных исследований подтверждает бывший заместитель директора NASA Эд Вейлер, ушедший из агентства в декабре. «Марсианская программа была своего рода жемчужиной NASA, — приводит его слова сайт ScienceInsider (проект издательства, выпускающего всемирно известный журнал Science), — и я не понимаю, в каком иррациональном мире надо жить, чтобы пойти на такое решение? В мире Гомера Симпсона?» В прошлом году эксперт выступил с предложением урезать все программы на 3% вместо того, чтобы приносить в жертву один из проектов, но руководство NASA, по всей видимости, решило поступить иначе.
 
Вейлер в своем прощальном послании NASA заявил прямо: «Это не вопрос моей личной карьеры, не вопрос политики нашего научного отдела и даже не вопрос NASA в целом. Это вопрос будущего страны, мы единственная страна, которая смогла что-то посадить на поверхность Марса, и как мы можем это подрывать?» Последнее утверждение, конечно, можно оспорить примером «Марса-3», но сравнивать проработавший считанные минуты аппарат хотя бы с «Викингами» (несколько лет на поверхности) явно некорректно.
 
Сейчас на Марсе уже девятый год работает марсоход Opportunity, на орбите находятся Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter, в сторону планеты летит марсоход Curiosity — и это только детища NASA, к которым в 2013 году должен присоединиться спутник для изучения марсианской атмосферы MAVEN. Даже Луна, которая расположена намного ближе и серьезно рассматривается как цель для пилотируемых полетов, не удостоилась подобного внимания.
 
С Вейлером и его оценкой марсианской программы, как «драгоценного камня в короне» NASA, сложно не согласиться, но, возможно, именно успех марсианских миссий и стал причиной сокращения расходов. И дело не в недобросовестной конкуренции со стороны, скажем, занимающихся Юпитером или Сатурном групп, а в том, что американские ученые и так оказались вне конкуренции, добыв ценнейшие научные данные о климате и геологии Красной планеты. Европейцам приходится довольствоваться одним аппаратом Mars Express на орбите, российский «Фобос-грунт», также созданный в рамках кооперации с ЕКА, не полетел вовсе, а ExoMars раньше 2016 года не покинет Землю даже по оптимистичным прогнозам.
 
Впрочем, по мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрия Караша, США проводят вполне последовательную политику, направленную на расширение сферы присутствия человека в космосе за пределами околоземного пространства. И сокращение марсианских беспилотных проектов этой цели не противоречат. «Расходы NASA на пилотируемую космонавтику не подверглись такому сокращению, как на беспилотную, — отмечает эксперт. — Сейчас в США создают сразу семь космических транспортных систем, включая как наиболее перспективный «Орион», так и шесть коммерческих кораблей, первый из которых, Dragon (правда, в беспилотном варианте), должен полететь к МКС уже в апреле. Разрабатывается и новая тяжелая ракета, которая превзойдет доставивший людей на Луну «Сатурн-V».»
 
Караш пояснил, что основным приоритетом NASA сейчас является создание собственных пилотируемых кораблей, так как постоянное использование российских «Союзов» нежелательно для США в силу трех факторов: зависимости космического сотрудничества от общеполитической  обстановки, оттока денег за пределы страны и сомнений в надежности российской техники.
 
По словам эксперта, всего же по состоянию на начало 2012 года семь американских компаний «Боинг», «Спэйс Экс», «Сьерра Невада», «Блю Ориджин», «Орбитал Сайнсез», «Локхид Мартин» и «Стратолонч Системс» разрабатывают семь типов новых космических кораблей (каждая свой тип). Шесть из этих машин либо с самого начала проектируются в пилотируемом варианте, либо могут быть модифицированы для полетов с астронавтами на борту. К этому списку следует добавить и еще один потенциальный пилотируемый корабль, который «Боинг» намерен разработать на базе своего уже испытанного многоразового корабля Х-37В.
 
Что же касается марсианских программ, то и в случае успешного приземления и начала работы Curiosity говорить о существенных потерях для общемировой науки не придется. «Конечно, хорошо было бы, если Америка участвовала в ExoMars, если бы запустили еще несколько зондов, но все необходимое для первого пилотируемого полета соберет и этот марсоход», — говорит Караш.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer