Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Марс попал под сокращение


14 февраля 2012 года Алексей Тимошенко, Московские новости


Национальное агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства решило принести Марс в жертву будущим пилотируемым полетам. Бюджет программы планетных исследований NASA планируется планомерно сокращать уже с 2013 года. Под угрозой окажется в первую очередь изучение Красной планеты — США уже собирается выйти из международного проекта ExoMars.

Руководители NASA не без нажима со стороны Белого Дома решили урезать расходы на планетные исследования на 20% — с 1,5 до 1,2 млрд долл. в год. После 2017 года, как предполагается, эту статью сократят до 1 млрд.
 
Готовность власти и функционеров отрасли сэкономить вызвала весьма негативную реакцию со стороны ученых, некоторые из которых называют решение «национальным позором» и «научной трагедией». Газета Washinghton Post приводит слова сотрудника Стэнфордского университета Скотта Хаббарда, ранее работавшего как раз в рамках планетных исследований NASA: «Это сокращение приведет к немедленному сворачиванию совместных с европейским учеными проектов». По словам исследователя, который специализируется в области поиска внеземных микроорганизмов, экспертов отстранили от управления ими же начатых проектов, и вдобавок правительство США абсолютно не заинтересовано в поиске жизни во Вселенной.
 
Информацию о сокращениях бюджета планетных исследований подтверждает бывший заместитель директора NASA Эд Вейлер, ушедший из агентства в декабре. «Марсианская программа была своего рода жемчужиной NASA, — приводит его слова сайт ScienceInsider (проект издательства, выпускающего всемирно известный журнал Science), — и я не понимаю, в каком иррациональном мире надо жить, чтобы пойти на такое решение? В мире Гомера Симпсона?» В прошлом году эксперт выступил с предложением урезать все программы на 3% вместо того, чтобы приносить в жертву один из проектов, но руководство NASA, по всей видимости, решило поступить иначе.
 
Вейлер в своем прощальном послании NASA заявил прямо: «Это не вопрос моей личной карьеры, не вопрос политики нашего научного отдела и даже не вопрос NASA в целом. Это вопрос будущего страны, мы единственная страна, которая смогла что-то посадить на поверхность Марса, и как мы можем это подрывать?» Последнее утверждение, конечно, можно оспорить примером «Марса-3», но сравнивать проработавший считанные минуты аппарат хотя бы с «Викингами» (несколько лет на поверхности) явно некорректно.
 
Сейчас на Марсе уже девятый год работает марсоход Opportunity, на орбите находятся Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter, в сторону планеты летит марсоход Curiosity — и это только детища NASA, к которым в 2013 году должен присоединиться спутник для изучения марсианской атмосферы MAVEN. Даже Луна, которая расположена намного ближе и серьезно рассматривается как цель для пилотируемых полетов, не удостоилась подобного внимания.
 
С Вейлером и его оценкой марсианской программы, как «драгоценного камня в короне» NASA, сложно не согласиться, но, возможно, именно успех марсианских миссий и стал причиной сокращения расходов. И дело не в недобросовестной конкуренции со стороны, скажем, занимающихся Юпитером или Сатурном групп, а в том, что американские ученые и так оказались вне конкуренции, добыв ценнейшие научные данные о климате и геологии Красной планеты. Европейцам приходится довольствоваться одним аппаратом Mars Express на орбите, российский «Фобос-грунт», также созданный в рамках кооперации с ЕКА, не полетел вовсе, а ExoMars раньше 2016 года не покинет Землю даже по оптимистичным прогнозам.
 
Впрочем, по мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрия Караша, США проводят вполне последовательную политику, направленную на расширение сферы присутствия человека в космосе за пределами околоземного пространства. И сокращение марсианских беспилотных проектов этой цели не противоречат. «Расходы NASA на пилотируемую космонавтику не подверглись такому сокращению, как на беспилотную, — отмечает эксперт. — Сейчас в США создают сразу семь космических транспортных систем, включая как наиболее перспективный «Орион», так и шесть коммерческих кораблей, первый из которых, Dragon (правда, в беспилотном варианте), должен полететь к МКС уже в апреле. Разрабатывается и новая тяжелая ракета, которая превзойдет доставивший людей на Луну «Сатурн-V».»
 
Караш пояснил, что основным приоритетом NASA сейчас является создание собственных пилотируемых кораблей, так как постоянное использование российских «Союзов» нежелательно для США в силу трех факторов: зависимости космического сотрудничества от общеполитической  обстановки, оттока денег за пределы страны и сомнений в надежности российской техники.
 
По словам эксперта, всего же по состоянию на начало 2012 года семь американских компаний «Боинг», «Спэйс Экс», «Сьерра Невада», «Блю Ориджин», «Орбитал Сайнсез», «Локхид Мартин» и «Стратолонч Системс» разрабатывают семь типов новых космических кораблей (каждая свой тип). Шесть из этих машин либо с самого начала проектируются в пилотируемом варианте, либо могут быть модифицированы для полетов с астронавтами на борту. К этому списку следует добавить и еще один потенциальный пилотируемый корабль, который «Боинг» намерен разработать на базе своего уже испытанного многоразового корабля Х-37В.
 
Что же касается марсианских программ, то и в случае успешного приземления и начала работы Curiosity говорить о существенных потерях для общемировой науки не придется. «Конечно, хорошо было бы, если Америка участвовала в ExoMars, если бы запустили еще несколько зондов, но все необходимое для первого пилотируемого полета соберет и этот марсоход», — говорит Караш.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer