Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Азербайджан наносит ответный радар


29 февраля 2012 года Владимир Соловьев, Иван Сафронов-мл., Александр Габуев, КоммерсантЪ


Переговоры России и Азербайджана о продлении соглашения "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской РЛС", едва начавшись, зашли в тупик. Как стало известно "Ъ", Баку требует повысить арендную плату с нынешних $7 млн до $300 млн и не желает идти на уступки. В Минобороны РФ эту цену "Ъ" назвали неадекватной и, если Баку не умерит аппетиты, пригрозили уйти из Габалы.

О сложностях в российско-азербайджанских переговорах по продлению аренды Россией радиолокационной станции "Дарьял" в Габале (см. справку) "Ъ" рассказали источники в Минобороны и МИД РФ. Проблемы, по их словам, начались уже на первой в наступившем году встрече главы Минобороны Анатолия Сердюкова с вице-премьером Азербайджана Ягубом Эйюбовым (именно они возглавляют команды переговорщиков, занимающихся РЛС в Габале), которая состоялась в Москве в середине февраля.
 
Как рассказал "Ъ" информированный чиновник в Минобороны, Баку, ранее довольствовавшийся арендной платой за РЛС в размере $7 млн в год, внезапно запросил $300 млн. Информированный о ходе переговоров чиновник в российском МИДе подтвердил наличие сложностей именно при обсуждении арендной платы, однако комментировать возросшие финансовые аппетиты азербайджанской стороны отказался.
 
Интрига вокруг начавшихся переговоров связана с тем, что в этом году истекает десятилетний срок действия соглашения между РФ и Азербайджаном "О статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС "Дарьял")", подписанного в 2002 году. По условиям соглашения оно автоматически продлевается на последующие трехлетние периоды, если ни одна из сторон за полгода до истечения срока действия документа не уведомит другую о намерении расторгнуть договоренности. Очередные полгода истекают 9 июня. Именно к этому времени сторонам нужно успеть уладить все формальности.
 
Москва ставит задачу надолго закрыть вопрос с Габалой, продлив соглашение не на три года, а на 25. В ноябре прошлого года после встречи глав Минобороны РФ и Азербайджана Анатолия Сердюкова и Сафара Абиева российский министр заявил, что стороны сошлись по всем вопросам, кроме финансового (см. "Ъ" от 19 ноября). Тогда, по сведениям источников "Ъ" в российском военном ведомстве, Азербайджан заявил о желании удвоить плату за аренду с $7 млн до $15 млн (подача электроэнергии обходится в дополнительные $5 млн, а еще $10 млн расходуются на коммунальные платежи). Для того чтобы решить финансовый вопрос, в переговоры в начале декабря вступила специально сформированная комиссия Минобороны РФ, МИДа и Минпрома, которая попыталась урегулировать ценовые разногласия. Но эффект оказался обратным. Баку сначала поднял цену до $150 млн, а теперь и вовсе просит $300 млн.
 
"Эта сумма ничем не обоснована и крайне высока, мы будем добиваться ее снижения, причем существенно,— говорит собеседник "Ъ" в оборонном ведомстве.— У нас еще есть надежда прийти к соглашению". Другой высокопоставленный военный в разговоре с "Ъ" был более категоричен: "Если Баку не умерит свои финансовые аппетиты, мы уйдем из Габалы".
 
Впрочем, уход из Габалы может создать для России значительные проблемы. Функционально азербайджанский радар отчасти может заменить более новая РЛС в Армавире "Воронеж-ДМ", однако ее второй сегмент, который должен отслеживать ракетные пуски в зоне ответственности Габалы, еще только предстоит ввести в строй. Между тем на покинутый российскими военными азербайджанский объект сразу могут найтись претенденты из числа стран НАТО, прежде всего — США и Турция. Тогда Москва не только потеряет один из козырей на переговорах с Вашингтоном по ПРО, но и отдаст американцам станцию, которая может помочь им вести боевые действия против Ирана.
 
Новые требования Азербайджана в МИД РФ объясняют конъюнктурой. "Завершение срока действия соглашения — удобный момент, чтобы пересмотреть его условия. Ясно, что в ущерб себе никто их не меняет",— говорит информированный дипломат. Среди дипломатов в ходу и другая версия: отказываясь идти на уступки по Габале, Баку мстит Москве за ее позицию в отношении статуса Каспийского моря.
 
Едва ли не главным раздражителем в отношениях двух стран является возможное участие Азербайджана в проекте Транскаспийского газопровода в обход РФ. Труба мощностью 20-30 млрд кубов в год позволит транспортировать газ из Туркмении в газопровод Nabucco, который является конкурентом лоббируемого "Газпромом" трубопровода South Stream. Москва старается не допустить ее строительства всеми доступными способами. Ключевой российский аргумент, по словам собеседника "Ъ" в МИД РФ, заключается в том, что юридически статус Каспийского моря до сих пор не определен, его дно не разграничено, а потому без согласия всех прибрежных стран Баку и Ашхабад не имеют права прокладывать по дну моря какие-то трубы. Азербайджан же настаивает на том, что может решать эти вопросы с Туркменией на двусторонней основе, и в ответ пытается создать проблемы Москве. Одной из таких проблем и оказалась РЛС в Габале.
Другим источником противоречий является судьба газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на Каспии (запасы — 1,2 трлн куб. м). Сейчас на этот газ рассчитывают различные проекты, которые объединяет одно: все трубы идут в обход России (см. "Ъ" от 21 февраля). Чтобы предотвратить появление конкурента на рынке ЕС, "Газпром" в 2010 году объявил о готовности выкупать весь свободный объем азербайджанского газа. Однако Баку не торопится принять это предложение.
 
В Баку газовую подоплеку конфликта отрицают. Независимый депутат азербайджанского парламента, политолог Расим Мусабеков говорит, что Транскаспийский газопровод не слишком выгоден его стране. "Зачем нам помогать туркменскому газу попасть на рынки, куда мы поставляем собственный?" — поясняет собеседник "Ъ". Неуступчивость на переговорах по Габале он объясняет тем, что эта станция больше не нужна Баку. "От нее никакой пользы для нашей безопасности,— категоричен господин Мусабеков.— Кроме того, она расположена в местности, где развивается курорт. Стали бы русские строить такую станцию у себя в Красной Поляне?"



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer