Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воротилы оружейного рынка


29 февраля 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Российские оборонные компании продолжают наращивать свое присутствие в рейтинге крупнейших производителей продукции военного назначения, ежегодно составляемом Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира. Если по итогам 2008 года в список попали семь отечественных предприятий, то в 2009-м их число в рейтинге выросло до девяти, а в 2010-м - до 11-ти. В первую очередь, это объясняется постоянным увеличением военного экспорта России: с 6,7 миллиарда долларов в 2008 году до десяти миллиардов - в 2010-м.

При составлении рейтинга Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) использует данные о продажах вооружений и военной техники компаниями как внутри страны, так и на мировом рынке. При этом учитывается и информация о занятости на оборонных предприятиях и их финансовые показатели. Список ста крупнейших производителей традиционно публикуется с более чем годовой задержкой, поскольку SIPRI требуется значительное время на обработку полученной информации и проведение подсчетов. Так, рейтинг 2011 года выйдет в 2013 году.

Наступление России

В Топ-100 2010 года вошли 11 российских компаний, одна из которых попала в первую двадцатку благодаря существенному увеличению объемов продаж. По итогам 2010 года 20-е место занял Концерн ПВО "Алмаз-Антей", занимающийся разработкой и производством систем противовоздушной и противоракетной обороны. Это предприятие сумело продать своей продукции на 3,95 миллиарда долларов, то есть на 690 миллионов долларов больше, чем годом ранее.

К слову, позиции компаний в уже опубликованном списке до публикации следующего рейтинга могут незначительно меняться, поскольку подсчет финансовых показателей все равно продолжается. Например, в рейтинге, составленном по итогам 2009 года, "Алмаз-Антей" стоит на 23-м месте с объемом продаж в размере 3,26 миллиарда долларов. В 2010 году доля военных продаж предприятия в общем объеме продаж - 4,43 миллиарда долларов - составила 89 процентов.

На 21-е место SIPRI поместил Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая сумела продать военной техники на 3,44 миллиарда долларов. Доля военной продукции в общем объеме продаж концерна (4,22 миллиарда долларов) составила 82 процента. 47-е место занял холдинг "Вертолеты России", сумевший реализовать военной продукции на 1,91 миллиарда долларов, или 71 процент от общего объема поставок. На 51-м месте оказалась Объединенная судостроительная корпорация с 1,65 миллиарда долларов. Доля военных поставок в общем объеме реализованной корпорацией продукции составила 70 процентов.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), продавшая продукции военного назначения на 1,25 миллиарда долларов, заняла 62 место. На военные продажи пришлись лишь 44 процента продукции ОДК. Примечательно, что ОДК сделала рывок с 91 места, которое она занимала годом ранее. Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") оказалась на 69 месте, опустившись на одну строчку. Она сумела продать вооружений на 1,01 миллиарда долларов, или 90 процентов от общего объема продаж.

Производитель танков и вагонов "Уралвагонзавод", реализовавший военной продукции на 730 миллионов долларов, занял 89 место. У этого предприятия самая низкая доля военных продаж среди всех российских компаний в Топ-100 - 40 процентов. Это объясняется низким спросом на тяжелую бронированную технику предприятия со стороны Министерства обороны России и зарубежных заказчиков и высоким объемом заказов на железнодорожную технику. Тремя строчками ниже "Уралвагонзавода" расположилась моторостроительная компания ММПП "Салют" с продажами на уровне 690 миллионов долларов. Доля военной продукции для этой компании составила 95 процентов.

Помимо перечисленных предприятий в Топ-100 также были включены компании "Сухой" (1,36 миллиарда долларов), "Иркут" (1,33 миллиарда долларов) и "Севмашпредприятие" (1,24 миллиарда долларов). Тем не менее, конкретные места им присвоены не были, поскольку они входят в состав ОАК и ОСК, уже присутствующих в рейтинге. Совокупные продажи всех перечисленных российских предприятий составили 14,6 миллиарда долларов (в эту сумму также входит стоимость продукции, реализованной компаниями с неприсвоенным местом в рейтинге). Общий объем продаж всех ста компаний в рейтинге составил 411,1 миллиарда долларов.

По итогам 2009 года в стокгольмский рейтинг вошли девять российских предприятий, причем конкретные места были присвоены только шести из них: "Алмаз-Антею", ОАК, "ТРВ", "Вертолетам России", "Уралвагонзаводу" и ОДК. Без присвоения места в список были включены "Сухой", "Иркут" и РСК "МиГ".

Увеличение присутствия российских производителей военной продукции в мировом рейтинге объясняется преимущественно ростом военного экспорта. Если в 2008 году Россия сумела экспортировать оборонной продукции на 6,7 миллиарда долларов, в 2009-м - на 8,8 миллиарда долларов, то в 2010 году этот показатель составил десять миллиардов долларов. Сказать, преобладает ли военный экспорт в общем объеме продаж всех российских предприятий, сложно - открытой статистики Россия не публикует. Тем не менее, по оценке ряда экспертов, благодаря иностранным покупателям российские компании получают возможность поддерживать производство.

Можно предположить, что в рейтинге ста крупнейших компаний 2011 года окажется еще больше предприятий из России. По итогам прошлого года объем российского военного экспорта составил рекордные 13,2 миллиарда долларов. Поставки продукции военного назначения осуществлялись в 57 стран мира, включая Индию, Алжир, Китай, Венесуэлу, Вьетнам и Сирию. С рядом государств, среди которых Гватемала, Киргизия, Лаос, Мали, Сингапур, Чехия, Германия, Уругвай и Экваториальная Гвинея, возобновилось военно-техническое сотрудничество.

 

Российские компании в SIPRI Топ-100 2010 года
Место в рейтинге Компания Военные продажи* Общие продажи* Процент военных продаж
20 "Алмаз-Антей" 3950 4436 89
21 ОАК 3440 4222 82
47 "Вертолеты России" 1910 2677 71
51 ОСК 1650 2359 70
62 ОДК 1250 2805 44
69 "ТРВ" 1010 1120 90
89 "Уралвагонзавод" 730 1814 40
92 "Салют" 690 490 95
 
- "Сухой" 1360 1466 93
- "Иркут" 1330 1548 86
- "Севмашпредприятие" 1240 1381 90
* В миллионах долларов США

Лидеры и аутсайдеры

В первой десятке рейтинга SIPRI традиционно большинство мест занимают американские компании. Первое место получила Lockheed Martin, продавшая военной продукции на 35,73 миллиарда долларов. На втором расположилась британская BAE Systems с 32,88 миллиарда долларов. С третьего по шестое место заняли американские Boeing (31,26 миллиарда долларов), Northrop Grumman (28,15 миллиарда долларов), General Dynamics (23,94 миллиарда долларов) и Raytheon (22,98 миллиарда долларов). Для большинства из них, за исключением Boeing (49 процентов), доля продаж военной продукции значительно превышает 70 процентов.

Седьмую строчку стокгольмского рейтинга занял европейский концерн EADS с продажами на уровне 16,36 миллиарда долларов. На восьмом месте оказалась итальянская Finmeccanica с 14,41 миллиарда долларов. Девятое и десятое место заняли американские L-3 и United Technologies с продажами на уровне 13,07 и 11,41 миллиарда долларов соответственно. Совокупные продажи военной продукции ведущей десяткой в 2010 году составили 230,29 миллиарда долларов, или около 56 процентов от общей стоимости реализованной продукции всеми фирмами, включенными в Топ-100.

Замыкают список SIPRI финская Patria с продажами на уровне 660 миллионов долларов, американские Force Protection с 660 миллионами долларов, AAR с 650 миллионами, GenCorp с 650 миллионами долларов и немецкая MTU Aero Engines с 640 миллионами долларов. Их позиции в рейтинге из года в год практически не меняются (кроме Force Protection, занимавшей годом ранее 64-е место).

Напоследок следует сказать, что рейтинг SIPRI является первой публикацией института при подготовке ежегодного издания SIPRI Yearbook. Весной традиционно выходят еще две публикации: отчет о поставках военной техники государствами и подсчет военных расходов разных стран мира. В очередном выпуске SIPRI Yearbook будут собраны и проанализированы данные по итогам 2010 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer