Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воротилы оружейного рынка


29 февраля 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Российские оборонные компании продолжают наращивать свое присутствие в рейтинге крупнейших производителей продукции военного назначения, ежегодно составляемом Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира. Если по итогам 2008 года в список попали семь отечественных предприятий, то в 2009-м их число в рейтинге выросло до девяти, а в 2010-м - до 11-ти. В первую очередь, это объясняется постоянным увеличением военного экспорта России: с 6,7 миллиарда долларов в 2008 году до десяти миллиардов - в 2010-м.

При составлении рейтинга Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) использует данные о продажах вооружений и военной техники компаниями как внутри страны, так и на мировом рынке. При этом учитывается и информация о занятости на оборонных предприятиях и их финансовые показатели. Список ста крупнейших производителей традиционно публикуется с более чем годовой задержкой, поскольку SIPRI требуется значительное время на обработку полученной информации и проведение подсчетов. Так, рейтинг 2011 года выйдет в 2013 году.

Наступление России

В Топ-100 2010 года вошли 11 российских компаний, одна из которых попала в первую двадцатку благодаря существенному увеличению объемов продаж. По итогам 2010 года 20-е место занял Концерн ПВО "Алмаз-Антей", занимающийся разработкой и производством систем противовоздушной и противоракетной обороны. Это предприятие сумело продать своей продукции на 3,95 миллиарда долларов, то есть на 690 миллионов долларов больше, чем годом ранее.

К слову, позиции компаний в уже опубликованном списке до публикации следующего рейтинга могут незначительно меняться, поскольку подсчет финансовых показателей все равно продолжается. Например, в рейтинге, составленном по итогам 2009 года, "Алмаз-Антей" стоит на 23-м месте с объемом продаж в размере 3,26 миллиарда долларов. В 2010 году доля военных продаж предприятия в общем объеме продаж - 4,43 миллиарда долларов - составила 89 процентов.

На 21-е место SIPRI поместил Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая сумела продать военной техники на 3,44 миллиарда долларов. Доля военной продукции в общем объеме продаж концерна (4,22 миллиарда долларов) составила 82 процента. 47-е место занял холдинг "Вертолеты России", сумевший реализовать военной продукции на 1,91 миллиарда долларов, или 71 процент от общего объема поставок. На 51-м месте оказалась Объединенная судостроительная корпорация с 1,65 миллиарда долларов. Доля военных поставок в общем объеме реализованной корпорацией продукции составила 70 процентов.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), продавшая продукции военного назначения на 1,25 миллиарда долларов, заняла 62 место. На военные продажи пришлись лишь 44 процента продукции ОДК. Примечательно, что ОДК сделала рывок с 91 места, которое она занимала годом ранее. Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" ("ТРВ") оказалась на 69 месте, опустившись на одну строчку. Она сумела продать вооружений на 1,01 миллиарда долларов, или 90 процентов от общего объема продаж.

Производитель танков и вагонов "Уралвагонзавод", реализовавший военной продукции на 730 миллионов долларов, занял 89 место. У этого предприятия самая низкая доля военных продаж среди всех российских компаний в Топ-100 - 40 процентов. Это объясняется низким спросом на тяжелую бронированную технику предприятия со стороны Министерства обороны России и зарубежных заказчиков и высоким объемом заказов на железнодорожную технику. Тремя строчками ниже "Уралвагонзавода" расположилась моторостроительная компания ММПП "Салют" с продажами на уровне 690 миллионов долларов. Доля военной продукции для этой компании составила 95 процентов.

Помимо перечисленных предприятий в Топ-100 также были включены компании "Сухой" (1,36 миллиарда долларов), "Иркут" (1,33 миллиарда долларов) и "Севмашпредприятие" (1,24 миллиарда долларов). Тем не менее, конкретные места им присвоены не были, поскольку они входят в состав ОАК и ОСК, уже присутствующих в рейтинге. Совокупные продажи всех перечисленных российских предприятий составили 14,6 миллиарда долларов (в эту сумму также входит стоимость продукции, реализованной компаниями с неприсвоенным местом в рейтинге). Общий объем продаж всех ста компаний в рейтинге составил 411,1 миллиарда долларов.

По итогам 2009 года в стокгольмский рейтинг вошли девять российских предприятий, причем конкретные места были присвоены только шести из них: "Алмаз-Антею", ОАК, "ТРВ", "Вертолетам России", "Уралвагонзаводу" и ОДК. Без присвоения места в список были включены "Сухой", "Иркут" и РСК "МиГ".

Увеличение присутствия российских производителей военной продукции в мировом рейтинге объясняется преимущественно ростом военного экспорта. Если в 2008 году Россия сумела экспортировать оборонной продукции на 6,7 миллиарда долларов, в 2009-м - на 8,8 миллиарда долларов, то в 2010 году этот показатель составил десять миллиардов долларов. Сказать, преобладает ли военный экспорт в общем объеме продаж всех российских предприятий, сложно - открытой статистики Россия не публикует. Тем не менее, по оценке ряда экспертов, благодаря иностранным покупателям российские компании получают возможность поддерживать производство.

Можно предположить, что в рейтинге ста крупнейших компаний 2011 года окажется еще больше предприятий из России. По итогам прошлого года объем российского военного экспорта составил рекордные 13,2 миллиарда долларов. Поставки продукции военного назначения осуществлялись в 57 стран мира, включая Индию, Алжир, Китай, Венесуэлу, Вьетнам и Сирию. С рядом государств, среди которых Гватемала, Киргизия, Лаос, Мали, Сингапур, Чехия, Германия, Уругвай и Экваториальная Гвинея, возобновилось военно-техническое сотрудничество.

 

Российские компании в SIPRI Топ-100 2010 года
Место в рейтинге Компания Военные продажи* Общие продажи* Процент военных продаж
20 "Алмаз-Антей" 3950 4436 89
21 ОАК 3440 4222 82
47 "Вертолеты России" 1910 2677 71
51 ОСК 1650 2359 70
62 ОДК 1250 2805 44
69 "ТРВ" 1010 1120 90
89 "Уралвагонзавод" 730 1814 40
92 "Салют" 690 490 95
 
- "Сухой" 1360 1466 93
- "Иркут" 1330 1548 86
- "Севмашпредприятие" 1240 1381 90
* В миллионах долларов США

Лидеры и аутсайдеры

В первой десятке рейтинга SIPRI традиционно большинство мест занимают американские компании. Первое место получила Lockheed Martin, продавшая военной продукции на 35,73 миллиарда долларов. На втором расположилась британская BAE Systems с 32,88 миллиарда долларов. С третьего по шестое место заняли американские Boeing (31,26 миллиарда долларов), Northrop Grumman (28,15 миллиарда долларов), General Dynamics (23,94 миллиарда долларов) и Raytheon (22,98 миллиарда долларов). Для большинства из них, за исключением Boeing (49 процентов), доля продаж военной продукции значительно превышает 70 процентов.

Седьмую строчку стокгольмского рейтинга занял европейский концерн EADS с продажами на уровне 16,36 миллиарда долларов. На восьмом месте оказалась итальянская Finmeccanica с 14,41 миллиарда долларов. Девятое и десятое место заняли американские L-3 и United Technologies с продажами на уровне 13,07 и 11,41 миллиарда долларов соответственно. Совокупные продажи военной продукции ведущей десяткой в 2010 году составили 230,29 миллиарда долларов, или около 56 процентов от общей стоимости реализованной продукции всеми фирмами, включенными в Топ-100.

Замыкают список SIPRI финская Patria с продажами на уровне 660 миллионов долларов, американские Force Protection с 660 миллионами долларов, AAR с 650 миллионами, GenCorp с 650 миллионами долларов и немецкая MTU Aero Engines с 640 миллионами долларов. Их позиции в рейтинге из года в год практически не меняются (кроме Force Protection, занимавшей годом ранее 64-е место).

Напоследок следует сказать, что рейтинг SIPRI является первой публикацией института при подготовке ежегодного издания SIPRI Yearbook. Весной традиционно выходят еще две публикации: отчет о поставках военной техники государствами и подсчет военных расходов разных стран мира. В очередном выпуске SIPRI Yearbook будут собраны и проанализированы данные по итогам 2010 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer