Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американский сенат хочет наказать Казанский вертолетный завод за Сирию


11 марта 2012 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


В сенате США вновь всплыла тема российско-американской сделки о поставке в Афганистан 21 вертолета Ми-17В-5 производства КВЗ. На этот раз сенаторы в минувший четверг предложили не покупать у России вертолеты - в отместку за позицию Москвы по Сирии… Вертолетные отношения России и США давно не дают покоя американским законодателям, и заокеанская пресса достаточно много писала о нем. В сети появились русские переводы этих статей и ряд сопроводительных документов к ним. С американским мнением на проблему знакомился корреспондент «БИЗНЕС Online».

АНТИДЕМОКРАТИЧНЫЙ ВЫБОР ПЕНТАГОНА
 
На слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил законодатели Джон Корнин и Ричард Блюменталь выразили недовольство тем, что «деньги американских налогоплательщиков идут на приобретение вертолетов у России, которая продает оружие режиму Асада». «Одно из армейских подразделений сейчас закупает по меньшей мере 21 Ми-17 для афганских военных у «Рособоронэкспорта», – цитирует Корнина "Газета.Ru". – Меня тревожит то, что среди клиентов «Рособоронэкспорта» числится армия США. Неужели США, имея столько своих альтернативных вертолетов, должны вознаграждать Россию, покупая у нее Ми-17, за ее действия в Сирии?» Как указал в ответе начальник штаба сухопутных войск генерал Реймонд Одьерно, «других вариантов удовлетворения оперативных потребностей афганских сил безопасности нет». Аргументы военных в пользу российских машин известны: идеальны в горных условиях, неприхотливы, надежны, дешевы, знакомы афганцам.
 
Сделка была заключена 26 мая 2011 года между командованием сухопутных войск и ОАО «Рособоронэкспорт». Но, как утверждает пресса (а Пентагон, собственно, и не отрицает), до июня 2010 года американцы уже купили для афганских ВВС 31 новый и подержанный Ми-17 (некоторые источники считают, что всего в Афганистане их будет 128). Причем закупки строились таким образом, чтобы обойти введенные самим же Вашингтоном в 2006 году санкции против «Рособоронэкспорта» - из-за его связей с Ираном. Пентагон покупал Ми-17 через посредников: у России приобретались гражданские машины, которые сторонние компании дорабатывали до военных версий и продавали Пентагону, сообщает портал ассоциации вертолетной индустрии. То есть крайним контрактом на 21 вертолет американцы лишь «легализовали» уже шедший процесс.
 
Причем процесс этот вызывал многочисленные вопросы у американской общественности и сената. В январе стало известно, что служба главного инспектора министерства обороны США провела аудит этих закупок. Согласно выводам аудиторов, организация импорта вертолетов неудовлетворительна. К тому же Пентагон оказался не в состоянии предоставить список всех своих Ми-17, а также данные о совокупной стоимости владения и ожидаемых эксплуатационных расходах для парка вертолетов этой марки. По мнению аудиторов, Пентагон, предположительно, недостаточно эффективно израсходовал $1,6 миллиардов.
 
ВАШИНГТОН – МОСКВА – КАЗАНЬ – ШАРДЖА - КАБУЛ
 
В РФ и США договор на поставку 21 Ми-17В-5, конечно, освещается по-разному. И дело не только в идеологических вопросах. В России контракт с армией США преподнесен как нечто небывалое. И такая точка зрения адекватна для имеющейся в РФ информации. Но вот американские СМИ утверждают, что КВЗ уже давно выполняет заказ Пентагона – пусть и через посредников, но это именно целевой американский заказ.
 
На известном неофициальном вертолетном портале oboronprom.narod.ru (аннотация гласит, что «сайт создан в рамках информационного обеспечения программы президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией») есть занятные материалы по теме – переводы статей из американских СМИ и аналитические записки (судя по всему, какой-то из американских структур).
 
Суть выкладок журналистов и неведомых комментаторов заключается в следующем.
 
Энное количество лет назад управление закупок минобороны США решило приобрести для Ирака и Афганистана вертолеты Ми-17 – уж больно понравились, а также «налицо сильная работа российских посредников в США, сумевших заинтересовать даже должностных лиц в министерстве сухопутных войск». Но как обойти санкции против «Рособоронэкспорта»? Тогда «российские и американские представители» разработали следующую схему. Холдинг ОАО «Вертолеты России» обязывается поставить компании Airfreight Aviation Ltd (возглавляется россиянами, расположена в свободной экономической зоне эмирата Шарджа) 27 гражданских вертолетов производства КВЗ (сам завод участвовать в схеме не мог, поскольку с 1 апреля 2008 года «дочки» холдинга лишены права подписывать внешнеэкономические контракты, утверждают американцы). Она переделывает машины в военно-транспортный вариант и заключает контракт на их поставку с ARINC – «дочкой» известной американской финансовой инвестиционной Carlyle Group. Она и поставляет вертолеты министерству обороны Афганистана, которое выдает сертификат конечного пользователя, в котором указывается поставка гражданских вертолетов, но не оговариваются обязательства не переоборудовать их в военный вариант.
 
Все это изначально было связано со многими юридическими и техническими сложностями. Из этого законодательного и международного политического тупика можно было найти грамотный выход, но очень поджимало время. Не за горами были выборы президента США, то есть смена администрации. К тому же формировавшие сделки посредники шантажировали американскую сторону информацией о том, что цена на российские вертолеты вот-вот подскочит в два раза.
 
В общем, соблюсти требования российского, эмиратского, американского, международного законодательства в таких условиях было невозможно, то есть разработчики схемы с самого начала понимали, что затевают контрабанду. Тем не менее в середине 2008 года контракт заключили, а осенью Airfreight Aviation Ltd передала предоплату в 30 млн. евро. На МВЗ им. Миля было создано несколько бригад для командирования в ОАЭ. Оборудование, необходимое для переделки вертолетов в военный вариант, развернули на площадях в Шардже. Поставочная цена КВЗ за один вертолет в гражданской комплектации составила 4,5 млн. евро. Контрактная цена Airfreight Aviation Ltd за один вертолет в военной комплектации составит примерно $16 млн., хотя считается, что стоимость дополнительных работ ниже цены вертолета… Аналогичная схема действовала в направлении «Улан-Удэнский авиазавод – министерство обороны Ирака».
 
ТО ЛИ СГОВОР, ТО ЛИ ОПЕРАЦИЯ СПЕЦСЛУЖБ
 
Сколько вертолетов было поставлено таким образом, неизвестно. Но в одной из американских статей за апрель 2009 года говорится о контракте ARINC на $177,5 млн. на поставку в Афганистан 10 вертолетов. Возможно, о них идет речь в приводимом ниже американском новостном ролике от 4 октября 2010 года. В сюжете рассказывается о том, что в дополнение к недавно полученным шести новым Ми-17В-5 в афганские ВВС поступили еще четыре таких вертолета.
 
Если данные с oboronprom.narod.ru верны, становится объяснимой невероятная скорость исполнения контракта на 21 вертолет. По официальным данным, сделка начала прорабатываться в августе 2010 года. Контракт заключен 26 мая 2011-го. А уже 29 декабря, то есть через семь месяцев, из Казани в Афганистан отправились первые девять бортов. Остальные 12 будут поставлены до июля 2012 года. Учитывая то, что руководство заваленного заказами на несколько лет вперед КВЗ дает понять, что американский заказ стал для него сюрпризом, это рекордные темпы. Например, важнейший контракт на поставку Индии 80 Ми-17В-5 был заключен 5 декабря 2008 года с условием поставки первой партии в сентябре 2010-го (но отправили ее на год позже). Прошлым летом источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроительной отрасли предположил, что американские вертолеты «возьмут из индийского заказа». Но теперь можно предположить, что объемы были заложены задолго до официального контракта.
 
Данные сделки уже обрастают легендами, отмечается в материалах oboronprom.narod.ru. Муссируется информация, что это чуть ли не совместная операция российских и американских спецслужб. Но вероятнее всего другое. Данные по этим сделкам начали просачиваться в СМИ США летом 2008 года, говорится на сайте. За утечками, судя по косвенным «уликам», стоит ЦРУ, которое обошли в изначальной сделке. Бывшие (а может быть и нынешние) сотрудники разведуправления инициировали в палате представителей и сенате конгресса интерес к вертолетным закупкам. Причем уровень чиновников, лоббировавших данные сделки в министерстве сухопутных войск, министерстве обороны США, достаточно велик. Так, сенатор Джон Маккейн выразил опасение, что педалирование скандала, связанного с российскими вертолетными поставками для США, может смести «единственного нормального министра в этом правительстве» - имеется в виду министр обороны США Роберт Гейтс.
 
Но, подчеркнем, ничего этого не было бы, если бы не особые качества российских вертолетов.
 
И кстати, об отношениях Сирии и КВЗ. В советские годы завод поставил туда примерно 200 Ми-8/Ми-17 и 20 противолодочных Ми-14. По данным разных источников, сегодня в летном состоянии могут находиться до ста Ми-8/Ми-17 и 19 Ми-14.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhKd1
Сервис подбора специалистов: https://youdo.com/lawyer/civillaw/healthcare/, подробнее по ссылке.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/msk/, подробнее тут.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/extended/6m/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer