Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


А мы возьмем и помрем


12 марта 2012 года Кирилл Сугробов, Lenta.ru


Армянский авиационный монополист "Армавиа" заявил о готовности начать процедуру банкротства, если базовый аэропорт не предоставит ему скидки и льготы. Авиаперевозчик не может договориться с аргентинской компанией, управляющей аэропортом. Кроме того, "Армавиа" задолжала россиянам. Некоторые СМИ видят в действиях перевозчика шантаж, другие говорят о своеобразной предпродажной подготовке.

Наличие давно "зависших" долгов различным компаниям и структурам, похоже, является одной из особенностей работы "Армавиа". О первой серьезной задолженности авиакомпании, созданной бизнесменом Михаилом Багдасаровым и российским перевозчиком "Сибирь" в 2002 году, стало известно в 2005-м. Тогда возник конфликт с налоговыми органами.
 
У "Армавиа" обнаружилась задолженность по налогам в два миллиона долларов. По данным СМИ, тогда развитием компании занималась именно "Сибирь", которая активно использовала собственный опыт, связанный с эксплуатацией иностранной техники и организацией бизнес-процессов. О размерах инвестиций участников не сообщалось.
 
В 2011 году воздушный парк "Армавиа" состоял из трех самолетов А320, трех A319, трех Bombardier CRJ-200, одного Як-42 и нового российского авиалайнера Sukhoi Superjet 100. Также было запланировано приобретение самолетов Airbus A321 и Sukhoi Superjet 100.

В 2005 году "Сибирь" продала свой 70-процентный пакет акций "Армавиа" Багдасарову, который с того момента стал главным собственником авиаперевозчика, и конфликт вокруг начисленной налоговиками задолженности вскоре разрешился. Некоторые увидели в этом намек на связи Багдасарова с властями Армении, другие посчитали, что россияне просто потеряли интерес к этому бизнесу. В подтверждение первой точки зрения говорил и тот факт, что "Армавиа" достаточно быстро заняла положение национального перевозчика Армении.
 
С 2005 по 2009 год компания активно росла, расширяя маршрутную сеть и увеличивая парк самолетов. К 2011 году авиакомпания выполняла 102 рейса в неделю по 35 направлениям в 20 стран мира. Кроме "Армавиа", в стране есть еще один перевозчик - Air Armenia, но он работает в основном в VIP-сегменте. В то же время кризис, начавшийся в 2009 году, не мог не сказаться на "Армавиа" - началось снижение пассажиропотока. По итогам 2011 года показатель составил 700 тысяч человек - что несколько меньше, чем в 2010-м.
 
6 марта 2012 года долги "Армавиа" стали причиной запрета полетов авиаперевозчика в Россию. Росавиация запретила полеты компании из-за задолженности перед ФГУП "Корпорация воздушного движения", которая организует аэронавигационное обслуживание. По данным СМИ, сумма долга составила 178 тысяч долларов. Но в тот же день Росавиация получила гарантии оплаты долга и разрешила полеты авиакомпании до 20 марта.

Конфликт с землей

В 2001 году аэропорт Еревана, "Звартноц", был передан аргентинской компании "Аэропуэртос Архентина 2000" в управление на 30 лет. Аргентинцы обязались инвестировать в развитие инфраструктуры аэропорта. Они также получили право устанавливать тарифы на обслуживание самолетов на земле.
 
Борьба между управляющей компанией аэропорта "Звартноц" и "Армавиа" обострилась в 2011 году. Авиакомпания требовала снизить оплату услуг, аэропорт, в свою очередь, настаивал на выплате накопившейся задолженности. "Звартноц" является базовым аэропортом для авиаперевозчика - из него "Армавиа" совершает большинство рейсов на международных направлениях. В авиакомпании отмечали, что рассчитывают на дополнительные льготы, поскольку носят статус национального перевозчика.

Менеджмент "Армавиа" неоднократно заявлял, что управляющая компания требует непосильной платы от авиаторов - по многочисленным заявлениям самого Багдасарова и пресс-службы компании, цена услуг "в три раза выше, чем в Москве". В "Армавиа" говорили, что снижение тарифов компании обещали после ввода в эксплуатацию нового терминала в четвертом квартале 2011 года, но когда это произошло, плата не была уменьшена.
 
В свою очередь, менеджмент аэропорта "Звартноц" утверждал, что "Армавиа" уже была предоставлена значительная скидка. В ноябре 2011 года стороны договорились, что до конца года авиаперевозчик погасит задолженность перед аэропортом Еревана. Сообщалось, что сумма долга составляет около пяти миллионов евро.
 
Но уже 6 марта 2012 года "Армавиа" объявила бессрочную забастовку до тех пор, пока тарифы на обслуживание самолетов не будут снижены. Несколько сотен пассажиров оказались брошены в аэропорту, многие из них были вынуждены сдать билеты. 9 марта Михаил Багдасаров заявил, что компания инициирует процедуру банкротства и прекратит полеты навсегда, если аэропорт не снизит цены на билеты на 25 процентов. Он также обозначил крайний срок переговоров - 13 марта, хотя, по словам бизнесмена, авиаперевозчик готов обанкротиться уже сейчас.

То ли шантаж, то ли предпродажная подготовка

Не исключено, что причиной беспрецедентного ультиматума, выдвинутого "Армавиа" аэропорту, действительно стали финансовые трудности авиакомпании. По данным источников "Коммерсанта" в авиационной отрасли, финансовое положение перевозчика действительно "вызывает много вопросов", а свою отчетность "Армавиа" не раскрывает.
 
Через аэропорт Еревана "Звартноц" совершают полеты более сорока авиакомпаний, из которых около половины - из стран бывшего СССР. По собственным данным, "Аэропуэртос Архентина 2000" инвестировала в аэропорт около 180 миллионов долларов. В 2007 году в эксплуатацию был сдан новый международный терминал, а в конце 2011 года - еще один. В настоящее время "Звартноц" может обслуживать около 3,5 миллиона пассажиров в год.

Местные СМИ имеют два основных предположения по поводу происходящего. Так, некоторые полагают, что конфликт достаточно серьезен и заключается в столкновении местных бизнесменов, привыкших опираться в своей деятельности в основном на связи и административный ресурс, и западного бизнеса, построенного на принципах эффективности.
 
Некоторые предполагают, что "Армавиа" занимается своего рода шантажом. В случае ее банкротства у Армении не останется крупного перевозчика на международных рейсах, а пассажиры окажутся брошены в аэропортах. Как следствие, против такого варианта развития событий могут выступить власти, давление которых вынудит "Звартноц" пойти на уступки.
 
Вторая распространенная версия - предпродажная подготовка. Сам Багдасаров ранее косвенно подтверждал интерес крупного бизнеса к его авиакомпании - в ходе пресс-конференции он заявлял, что "есть влиятельные люди", которые намерены заполучить "Армавиа". В таком случае своего рода давление было организовано уже на самих собственников национальной авиакомпании.
 
Стоит отметить, что подобные конфликты между аэропортами и авиаперевозчиками не являются редкими для стран бывшего СССР, но чаще всего они заканчиваются взаимными уступками. Кроме того, обычно в них участвуют авиакомпании, не имеющие статус национальных. В случае же с "Армавиа" речь идет не просто о крахе местной авиакомпании - фактически, Армения потеряет большую часть своего рынка международных авиаперевозок. И не исключено, что его могут занять иностранные авиакомпании, в том числе и российские. К слову сказать, их в "Звартноце" больше десяти, в том числе и "Аэрофлот".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer