Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Потерял связь


13 марта 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


Под Торжком разбился ударный вертолет Ка-52, приписанный к Центру подготовки и переучивания летного состава армейской авиации. В катастрофе погиб штурман машины, а позднее от полученных ран скончался командир экипажа. Разбившийся вертолет восстановлению не подлежит. Эта катастрофа стала первой в истории Ка-52 и второй - в семействе боевых машин Ка-50/52. Решение о временной приостановке полетов вертолетов Ка-52 пока не принято.

Связь с ударным вертолетом, взлетевшим с военного аэродрома Торжка, пропала в 21:05 по московскому времени 12 марта 2012 года. Машина выполняла плановый учебный полет без боекомплекта. Вертолетом управлял опытный пилот первого класса, а штурманом был молодой офицер. По неподтвержденным данным, Ка-52 пропал с радаров практически сразу после взлета. Вскоре после прекращения связи начались поиски пропавшей машины, однако они были приостановлены на темное время суток и из-за плохих погодных условий - в районе Торжка накануне шел сильный снегопад.

В целом вертолеты семейства Ка-50/52 зарекомендовали себя как надежные и, главное, простые в управлении машины благодаря отсутствию перекрестных связей. На двухместном Ка-52 реализована дублированная система управления машиной. Ка-52 оснащен катапультируемыми креслами, а также системой деформации узлов кабины пилотов, позволяющей сохранить жизнь пилотов при падении машины с высоты нескольких метров.

Разбившийся вертолет был обнаружен только в 8:45 13 марта в десяти километрах к западу от аэродрома неподалеку от деревни Малая Кисиленка. В катастрофе погиб штурман вертолета, а пилот с тяжелыми ранениями был доставлен в больницу, однако позже он тоже скончался. Ка-52 оборудован катапультными креслами, но летчики, по предварительным данным, не воспользовались ими. По словам представителя Министерства обороны России Владимира Дрика, бортовые самописцы Ка-52 уже обнаружены, они в хорошем состоянии, и их расшифровка начнется в ближайшее время.

Затянувшиеся поиски вертолета в Министерстве обороны России объяснили не только плохой погодой, но и тем, что установленные на Ка-52 аварийные радиомаячки не были включены. Такие маячки автоматически активируются при катапультировании экипажа. По словам источника РИА Новости в военном ведомстве, следствию предстоит выяснить, почему экипаж не стал аварийно покидать машину.

По факту крушения Ка-52 под Торжком возбуждено уголовное дело по статье 351 УК России (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Источник в комиссии, расследующей падение вертолета, рассказал "Интерфаксу", что наиболее вероятной причиной катастрофы Ка-52 стало попадание машины "в мощный снежный заряд". В результате этого пилоты, летевшие по приборам, могли на время потерять пространственную ориентацию (снежный заряд - это снег, идущий при сильном ветре плотными полосами, между которыми бывают спокойные участки). Впрочем, комиссия рассматривает и другие версии происшествия, включая отказ приборов.

Падение Ка-52 под Торжком стало первым подобным происшествием в истории вертолетов данной модели. Проектирование Ка-52 началось во второй половине 1990-х годов, а первый прототип вертолета поднялся в воздух в июне 1997 года. В июне 2008 года состоялся первый полет Ка-52 из мелкосерийной партии, а уже в октябре того же года было принято решение о начале серийного производства машины. Ка-52, получивший заводское название "Аллигатор", создан на базе Ка-50, известного как "Черная акула".

Ка-52 создавался как универсальная двухместная машина, которую можно было бы использовать для подготовки пилотов. Кроме того, одной из основных задач этого вертолета должно было стать управление во время боевых действий группой ударных вертолетов Ка-50. Серийное производство последних было закрыто в 2009 году; на вооружение поступило только 11 машин, из которых в пригодном к полетам состоянии остаются шесть единиц. После прекращения производства Ка-50, созданные на его базе Ка-52 стали рассматриваться и как самостоятельные боевые единицы с усиленным бронированием и универсальным вооружением.

Ударный вертолет оснащен четырьмя точками подвески (модифицированные машины производства 2012 года имеют уже шесть точек подвески) для управляемых и неуправляемых ракет и бомб, которые также могут быть использованы и на других вертолетах армейской авиации России и штурмовиках Су-25СМ. Машина также имеет 30-миллиметровую пушку 2А42 с боекомплектом на 460 выстрелов. Такие же пушки используются на боевых машинах пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. Универсальность вооружения была введена для облегчения пополнения боекомплекта непосредственно во время боевых действий.

Вертолет Ка-52 при максимальной взлетной массе 11,3 тонны способен развивать скорость до 310 километров в час и совершать полеты на расстояние до 520 километров. Машина обладает мощным радарным комплексом "Арбалет", высокой живучестью и активной системой защиты от переносных зенитных ракетных комплексов. Вертолет предназначен для выполнения боевых задач в сложных погодных условиях днем и ночью.

Главной особенностью конструкции Ка-52, как и его предшественника - Ка-50, является соосное расположение двух несущих винтов, которое улучшает летные характеристики вертолета. Например, Ка-52 способен выполнять маневр "воронка", при котором вертолет кружит вокруг цели, ведя ее обстрел; носовая часть машины всегда остается повернутой в сторону обстреливаемого объекта. Ка-52 также способен разворачиваться во время полета на 180 градусов, не меняя направления движения. Кроме того, использование соосной схемы позволило уменьшить диаметр воздушных винтов и общие размеры вертолета.

Катастрофа под Торжком стала вторым подобным происшествием в истории семейства боевых вертолетов Ка-50/52. В апреле 1985 года во время исследования предельных режимов полета потерпел крушение вертолет Ка-50 с бортовым номером 010. По данным расследования, пилот превысил допустимую отрицательную перегрузку, в результате чего произошел перехлест лопастей. Летчик-испытатель Евгений Ларюшин погиб.

Два вертолета Ка-50 (бортовые номера 24 и 25) с декабря 2000-го по февраль 2001 года входили в состав боевой ударной группы, участвовавшей в боевых действия на территории Чечни. Машины выполнили несколько десятков боевых вылетов в сопровождении вертолета Ка-29 со штурманом наведения и двумя Ми-24 для прикрытия. Основной задачей Ка-50 была оценка боевой эффективности машин и испытание на боевое применение. Во время одного из вылетов вертолет Ка-50 поразил цель с крайне малой высоты, в результате чего разлетевшиеся осколки повредили законцовку одной из лопастей. На аэродроме Ханкала часть лопасти отрезали, после чего вертолет самостоятельно перелетел на аэродром базирования Северный в Грозном.

Для предотвращения подобных аварий в будущем было увеличено расстояние между несущими винтами вертолета и установлена система, увеличивающая сопротивление ручки управления при сближении лопастей до опасного предела. При выполнении мертвой петли - фигуры, не рекомендованной для частой демонстрации на Ка-50/52, минимальное расстояние между лопастями может достигать 40 сантиметров. При этом косая петля является штатной пилотажной фигурой для вертолетов этого семейства.

Крушение Ка-52 под Торжком на программе производства и принятия таких машин на вооружение не скажется. В настоящее время на вооружении России стоят 19 вертолетов Ка-52 (за вычетом разбившейся машины), 12 из которых базируются в Черниговке и семь - в Торжке. В 2011 году Министерство обороны России заключило с холдингом "Вертолеты России" долгосрочный контракт на поставку 140 вертолетов Ка-52. Кроме того, палубной версией машины - Ка-52К - планируется укомплектовать авиагруппы четырех десантных вертолетоносных кораблей-доков типа "Мистраль", купленных Россией у Франции в июне 2011 года.

Как ожидается, первая партия палубных боевых вертолетов Ка-52К будет построена и пройдет испытания к 2014 году. В числе нововведений - механизм складывания лопастей и консолей, а также усиленные шасси, которые позволят осуществлять посадку машины на палубу во время сильной качки. Не исключено также, что Ка-52К получит новую авионику и радарные системы, а также обновленную номенклатуру вооружений с учетом морской специфики применения. Морские испытания обычной версии Ка-52 состоялись осенью 2011 года, когда машины выполнили несколько посадок на палубу большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Кулаков".

Катастрофа не окажет влияния и на экспорт Ка-52. Россия пока официально не предлагает вертолеты такой модели на продажу на мировом рынке, однако ранее интерес к машинам проявляли Бруней и Ливия (вертолетами Ка-50, в свою очередь, интересовались Словакия и Турция). Производством Ка-52 занимается компания "Прогресс", способная собирать две машины в месяц. Но пока не будут удовлетворены потребности российских войск в таких вертолетах, об их поставках за рубеж говорить не приходится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer