Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Приоритет - безопасность


14 марта 2012 года Валентин Михайлов, Комсомольская правда


Несколько дней назад в самолет «Аэрофлота», совершавший рейс Москва - Сочи, при заходе на посадку ударила молния.

Инцидент закончился благополучно: из 148 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, никто не пострадал.
 
Не секрет, что современные самолеты способны выстоять в подавляющем большинстве сложных, нештатных ситуаций.
 
Вместе с тем аналитики рынка констатируют: практически все аварии или катастрофы в мировой гражданской авиации последних лет так или иначе были связаны с так называемым человеческим фактором, или, попросту говоря, ошибками экипажа или его неготовностью правильно действовать в сложных, непредвиденных ситуациях.
 
Пилот «Аэрофлота», командир воздушного судна Сергей Борисов в беседе с нашим корреспондентом, рассказывая о недавнем инциденте, скромно говорит: «Никакого геройства тут нет», - и добавляет, что попадание в сложные метеоусловия не такая уж большая редкость.
 
«Сегодня самолет - это действительно мощный и современный компьютер, но им должен управлять квалифицированный оператор. Ведь компьютер будет выполнять все четко, если ему было верно поставлено задание, поэтому многое зависит и от пилотов», - констатирует главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
 
А потому сегодня во всех авиакомпаниях мира в вопросе безопасности полетов на первый план выходят регулярные тренировки пилотов. «Техника есть техника, и бывают случаи, когда она выходит из строя и все полностью зависит от экипажа, от его умения мобилизоваться, от уровня подготовки, натренированности, - отмечает Роман Гусаров. - Поэтому все нештатные ситуации отрабатываются в учебных центрах и на тренажерах».
 
О том, как крупнейший российский авиаперевозчик - компания «Аэрофлот» - занимается подготовкой собственных кадров, внедряет собственные системы тренировки и обучения пилотов, добивается того, чтобы экипажи находились в постоянной готовности выйти из всех возможных проблемных ситуаций, и рассказывает Сергей Борисов.
 
- Что произошло во время того рейса? Как вы справились с внештатной ситуацией?
 
- Мы заходили на посадку, в районе Сочи были мощные кучевые облака, которые мы обходили и попали в определенный тип облачности, в котором происходит электризация. Надо сказать, что данный тип облаков не определяется на экране самолетного метеолокатора как опасный в отличие от грозовых облаков, полет в которых категорически запрещен. Современные самолеты очень надежно защищены производителями от нежелательных последствий электризации, однако бывают крайне редко случаи, когда электрический разряд все же попадает в воздушное судно, но, как правило, на работу жизненно важных систем самолета это не влияет. Мы находились в нем очень короткий период времени - буквально минуту, может быть, полторы. Был слышен хлопок, видна вспышка, пассажиры обычно на это реагируют, потому что сами все видят и слышат.
 
- А технике на борту подобные ситуации не угрожают? Не получится так, что важные системы самолета выйдут из строя?
 
- Бывает, что-то отказывает, обычно очень уязвимы радиостанции - из-за антенны, но на самолете их три, и обычно страдает только одна. В нашем случае мы только услышали хлопок и увидели вспышку где-то в нижней части фюзеляжа, но никаких технических проблем не было: все продолжало работать.
 
- Насколько я знаю, из Сочи вы должны были сразу же возвращаться в Москву, но рейса на этом же самолете не состоялось. Почему все-таки были какие-то проблемы?
 
- Дело в том, что есть определенный технический регламент, который требует тщательного осмотра самолета после соприкосновения с электрическим разрядом. К нам приехал постоянно находящийся на базе специалист - инженер, чтобы удостовериться в безопасности дальнейшей эксплуатации воздушного судна. Стандарты безопасности в авиакомпании таковы, что от них никуда не уйдешь.
 
- Вообще подобная ситуация была неожиданностью для вас и для экипажа? Проходили ли вы соответствующие тренировки?
 
- Во-первых, существует тренажерная подготовка, которую летчики в обязательном порядке проходят раз в полгода на протяжении всей своей летной жизни. Отрабатываются все нештатные ситуации, и сценарии тренировок постоянно меняются, чтобы ничто не стало для экипажа экстраординарной неожиданностью. В том числе рассматривается и попадание электрического разряда. Во-вторых, все ситуации, которые происходили, озвучиваются внутри компании и внутри отрасли. В информационных бюллетенях безопасности еще раз повторяются и возможные причины, способы предотвращения таких ситуаций. В-третьих, у нас в «Аэрофлоте» существуют так называемые разборы. Все это автоматизировано, и через компьютер можно смотреть учебные фильмы, слайды, презентации. Идет информация, с которой ты должен обязательно ознакомиться в определенный период времени.
 
- Что такое автоматизированные разборы? Как это работает?
 
- У нас введена очень хорошая автоматизированная система, позволяющая заниматься удаленно. Это специальная компьютерная программа, установленная в компании, она выводится на компьютеры, которые стоят в «брифингах» в «Шереметьево», где мы готовимся к полету. В авиаотряде также эти компьютеры есть и можно точно так же зайти на определенную программу через Интернет через наш корпоративный сайт. Но не тот, который для всех пассажиров, а внутрикорпоративный. Вводится пароль, и ты заходишь на свою страничку, где есть вся необходимая информация - все программы тренажеров, которые проходят. Это очень удобно.
 
- «Аэрофлот» сегодня располагает одним из самых молодых парков воздушных судов в Европе - возраст машин не более пяти лет. Это имеет значение для безопасности полетов или не важно, сколько лет машине, лишь бы она была исправна?
 
- Вообще вы правы, машина должна быть исправна, а новая она или не новая - это абсолютно не важно. Но! У новой машины количество отказов всегда меньше. Это как обычная машина. На новой ездить лучше, она меньше ломается, чем подержанная. То же самое с самолетами. Поэтому я считаю, что основная гордость «Аэрофлота» - это его пилоты и новые воздушные суда.
 
- А для пилотов предусмотрена какая-то специальная подготовка, которая проходит именно в компании?
 
- Да, у нас есть своя система обучения и своя летная школа. Новички, которые приходят после училищ, летных университетов, проходят самую длительную подготовку. У кого уже есть стаж, они тоже проходят подготовку, но с учетом того уровня, который они имеют. Если этот уровень недостаточный, значит, им дают возможность его повысить путем всевозможных курсов, обучающих программ. Я думаю, что это оправданно, потому что все люди разные. «Аэрофлот» имеет свою систему подготовки, оценки работоспособности.
 
Это внутренняя система: идет оценка и теоретических, и практических знаний - на тренажере, в частности. Кроме того, в компании распространена общемировая практика, когда, скажем, приходит из другой авиакомпании командир воздушного судна, который летает на таких же типах самолетов. Но его берут на место второго пилота и смотрят, как он справляется. И только потом его опять вводят в командиры. Но если человек, по мнению специалистов, не справляется, его могут не взять командиром либо вообще не взять в компанию.
 
Сейчас много случаев в авиации, когда все квалифицируют как человеческий фактор, поэтому делается все, чтобы максимально уменьшить этот фактор при приеме на работу. Жесткий экзамен, но если ты профессионал, для тебя это не составляет труда.
 
Досье
 
Сергей Борисов, 40 лет. Выпускник Краснокутского летного училища гражданской авиации, свою карьеру начал еще в 1993 году. Общий стаж работы в гражданской авиации составляет 21 год. В компанию «Аэрофлот» пришел летом 2008 года. Пройдя в «Аэрофлоте» специальную переподготовку для полетов на самолетах типа А-320, приступил к работе на должности второго пилота. В сентябре 2009 года прошел курсы капитана воздушного судна и в настоящее время летает в качестве командира экипажа судов А-320.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer