Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Восток


19 марта 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


В 2007-2011 годах пятью крупнейшими импортерами вооружений стали страны Азии - Индия, Южная Корея, Пакистан, Китай и Сингапур. На их долю пришлись 30 процентов мирового импорта продукции военного назначения. При этом Китай начал стремительно терять лидирующие позиции, переключившись с закупок вооружений на их активные продажи. За последние пять лет Пекин практически удвоил экспорт военной техники, став шестым по величине мировым поставщиком вооружений после Великобритании.

Для себя

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) 19 марта 2012 года обновил свою базу данных по поставкам вооружений и военной техники, добавив в нее показатели 2011 года. База данных SIPRI включает в себя сведения по ежегодным поставкам вооружений и военной техники с 1950 года. При описании тенденций международной торговли вооружением специалисты института используют усредненные показатели по пятилетним периодам, хотя в базе данных доступна и информация по каждому году. Расчет показателей ведется в долларах США в ценах 1990 года.
 
По итогам 2007-2011 годов первое место по объему импорта заняла Индия, закупившая иностранных вооружений и военной техники на 12,65 миллиарда долларов (21,77 миллиарда долларов в ценах 2011 года по данным CPI Inflation Calculator). Доля Индии в общем объеме мирового импорта вооружений составила десять процентов. В предыдущую пятилетку крупнейшим импортером военной продукции был Китай, закупивший вооружений на 14,95 миллиарда долларов в ценах 1990 года.
 
В прошедшие пять лет наибольшим спросом у индийских военных пользовались авиационная техника, бронированные машины и ракетное вооружение. В частности, Дели в 2007-2011 годах импортировал самолетов и вертолетов на 9,03 миллиарда долларов, танков и бронеавтомобилей - на 1,22 миллиарда долларов, а ракет - на 959 миллионов долларов. Показатели приведены в ценах 1990 года. Индия также активно закупала за рубежом радары и системы слежения (492 миллиона долларов), корабли (347 миллионов долларов) и системы противовоздушной обороны (294 миллиона долларов).

Крупнейшим индийским поставщиком вооружений и военной техники стала Россия, поставившая этой стране оборонной продукции на 10,06 миллиарда долларов. По этому показателю Россия на протяжении многих лет занимает первое место, однако в перспективе ее положение может измениться. Министерство обороны Индии все активнее рассматривает возможность закупать технику не российского производства, а также развивает собственный оборонный сектор. В частности, российский истребитель МиГ-35 проиграл в тендере французскому Rafale, а вертолет Ми-28Н - американскому AH-64D.
 
Другими четырьмя крупнейшими импортерами стали Южная Корея, Пакистан, Китай и Сингапур. Они закупили иностранных вооружений и военной техники на 7,09, 6,92, 6,33 и 5,13 миллиарда долларов соответственно. При этом доля Южной Кореи в общемировом объеме военного импорта составила шесть процентов, Пакистана и Китая - по пять процентов, а Сингапура - четыре процента. Любопытно, что в то время, как все остальные импортеры, входящие в пятерку крупнейших, год от года наращивают объемы закупки иностранных вооружений, Китай сокращает военный импорт.
 
По данным SIPRI, в 2002-2006 годах Китай занимал первое место по объему военного импорта, однако затем начал постепенно переключаться на активный экспорт. В частности, в период с 2006-го по 2010 год эта страна занимала уже второе место среди стран-импортеров с закупками в размере 8,15 миллиарда долларов. При этом в период с 2002-го по 2006 год Китай, для сравнения, экспортировал собственной военной продукции на 2,43 миллиарда долларов, в 2006-2010 годах - на 3,98 миллиарда долларов, а в 2007-2011-м - на 4,74 миллиарда долларов.
 
За прошедшие пять лет Китай экспортировал авиационной техники на 1,78 миллиарда долларов, различных бронемашин - на 965 миллионов долларов и кораблей - на 805 миллионов долларов. При этом Пекин занимался поставкой за рубеж всего спектра военной продукции, включая различные сенсоры и системы наблюдения и артиллерийские установки. В свою очередь китайские военные активно покупали за рубежом ракетное вооружение (на 1,98 миллиарда долларов), авиационную технику (1,52 миллиарда долларов), системы ПВО (1,25 миллиарда) и двигатели (1,02 миллиарда долларов в ценах 1990 года).
 
За последнее десятилетие оборонная промышленность Китая совершила заметный скачок. Собственных крупных оборонных разработок китайские предприятия практически не имеют, а большая часть производимой в стране техники представляет собой доработанные копии иностранных образцов, преимущественно советских и российских. При этом поставки за рубеж китайской техники нередко осуществляются по цене, значительно заниженной по сравнению со стоимостью оригиналов, и это является главным козырем Пекина на мировом рынке вооружений. Однако в техническом отношении китайская продукция пока уступает оригинальным образцам военной техники.
 
В 2007-2011 годах китайскую продукцию военного назначения активнее всего покупали Пакистан (импортировал из Китая вооружений на 2,93 миллиарда долларов), Иран (348 миллионов долларов) и Бангладеш (238 миллионов долларов). В случае с Пакистаном Китай стал крупнейшим поставщиком оборонной продукции. Второе после Китая место по объему военных поставок Пакистану в 2007-2011 годах заняли США с 2,39 миллиарда долларов, а третье - Швеция с 358 миллионами долларов. Следует отметить, что между Пекином и Исламабадом и Вашингтоном и Исламабадом действуют ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве, подразумевающих поставку авиационной техники, систем ПВО и вооружений.
 
При этом гонка вооружений между Китаем, Пакистаном и Индией, фактически тремя главными потенциальными противниками в Азиатском регионе, продолжает наращивать обороты. Китай и Пакистан, являющиеся союзниками, имеют неразрешенные территориальные споры с Индией. По данным SIPRI, в 2006 году военные расходы Индии составили 28,36 миллиарда долларов, а в 2010-м - уже 34,82 миллиарда; для Китая эти показатели составили 72,9 и 114,3 миллиарда долларов соответственно. При этом военный бюджет Пакистана остался практически неизменным и составил около 5,16 миллиарда долларов. Тем не менее, следует отметить, что Исламабад ежегодно получает военную помощь от США и Китая.
 
Если же рассматривать импорт вооружений и военной техники по регионам, то доля Азии и Океании в нем составила 44 процента, Европы - 19 процентов, Ближнего Востока - 17 процентов, Южной и Северной Америки - 11 процентов и Африки - девять процентов. Для сравнения, в период с 2006-го по 2010 год на долю Азии и Океании пришлось 43 процента общемирового импорта, на Европу - 21 процент, Ближний Восток - 17 процентов, Северную и Южную Америки - 12 процентов, а Африку - семь процентов.
 
Пятерка крупнейших импортеров
Страна
2007
2008
2009
2010
2011
Сумма
Индия
2213
1804
2200
2851
3582
12650
Южная Корея
1767
1710
1874
1320
1422
7093
Пакистан
636
1037
1124
2450
1675
6923
Китай
1758
1683
1054
718
1112
6325
Сингапур
384
1178
1697
946
921
5126
В миллионах долларов США; в ценах 1990 года. Источник: SIPRI

Для других

Согласно обновленной версии базы данных SIPRI по поставкам вооружений и военной техники, крупнейшими экспортерами в 2007-2011 годах стали США, Россия, Германия, Франция и Великобритания. Эта пятерка за прошедшие пять лет экспортировала продукции военного назначения на 96,46 миллиарда долларов в ценах 1990 года (166,01 миллиарда долларов в ценах 2011 года). Пятерка крупнейших экспортеров не меняется на протяжении последних нескольких лет, но можно предположить, что в следующем году в рейтинге крупнейших экспортеров по версии SIPRI произойдут перестановки - не исключено, что пятое место в списке займет Китай, оттеснив Великобританию на шестое.

В целом, США за пять лет поставили за рубеж военной продукции на 39,13 миллиарда долларов, Россия - на 30,52 миллиарда долларов, Германия - на 11,79 миллиарда долларов, Франция - на 9,78 миллиарда долларов, а Великобритания - на 5,24 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2006-2010 году США экспортировали вооружений на 37 миллиардов долларов, Россия - на 28,1 миллиарда долларов, Германия - на 13 миллиардов, Франция - на 8,8 миллиарда, а Великобритания - на 4,9 миллиарда долларов.
 
Следует отметить, что данные, публикуемые SIPRI, значительно отличаются от цифр, ежегодно представляемых официальными государственными учреждениями. Так, по официальным данным российский военный экспорт только лишь в 2011 году составил 13,2 миллиарда долларов. Годом ранее этот показатель находился на уровне примерно десяти миллиардов долларов, в 2009-м - 8,8 миллиарда, в 2008-м - 6,7 миллиарда, а в 2007-м - 7,6 миллиарда долларов. Таким образом, общий объем российского экспорта за прошедшие пять лет достиг 46,3 миллиарда долларов.
 
Разница в оценках связана с тем, что ведомства при публикации данных за отчетные периоды учитывают стоимость заключенных контрактов, в то время как SIPRI считает лишь фактические объемы поставленной военной продукции. Кроме того, в отчеты национальных министерств как правило включается и стоимость контрактов по специфическим типам вооружений, а также стоимость оказанных услуг и проданных лицензий. Тем не менее, подсчеты стокгольмского института позволяют выявить общую тенденцию мировой торговли оружием.
Любопытно, что SIPRI оценил российский военный экспорт в 2007-2011 годах выше, чем объявила сама Россия - 52,52 миллиарда долларов в ценах 2011 года. Если же пересчитать официальные данные в цены 1990 года, то данные SIPRI по России также оказываются выше оценок российских ведомств - 30,52 против 27,87 миллиарда долларов соответственно.
 
Обновление базы данных SIPRI по поставкам вооружений и военной техники является вторым этапом подготовки ежегодного детального доклада SIPRI Yearbook 2012. Ранее стокгольмский институт опубликовал рейтинг ста крупнейших мировых производителей и продавцов продукции военного назначения, в который вошли 11 российских компаний. 17 апреля 2012 года институт опубликует доклад о военных расходах государств мира, а в июне выпустит ежегодник SIPRI Yearbook 2012, который будет доступен по подписке.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer