Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Восток


19 марта 2012 года Василий Сычев, Lenta.ru


В 2007-2011 годах пятью крупнейшими импортерами вооружений стали страны Азии - Индия, Южная Корея, Пакистан, Китай и Сингапур. На их долю пришлись 30 процентов мирового импорта продукции военного назначения. При этом Китай начал стремительно терять лидирующие позиции, переключившись с закупок вооружений на их активные продажи. За последние пять лет Пекин практически удвоил экспорт военной техники, став шестым по величине мировым поставщиком вооружений после Великобритании.

Для себя

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) 19 марта 2012 года обновил свою базу данных по поставкам вооружений и военной техники, добавив в нее показатели 2011 года. База данных SIPRI включает в себя сведения по ежегодным поставкам вооружений и военной техники с 1950 года. При описании тенденций международной торговли вооружением специалисты института используют усредненные показатели по пятилетним периодам, хотя в базе данных доступна и информация по каждому году. Расчет показателей ведется в долларах США в ценах 1990 года.
 
По итогам 2007-2011 годов первое место по объему импорта заняла Индия, закупившая иностранных вооружений и военной техники на 12,65 миллиарда долларов (21,77 миллиарда долларов в ценах 2011 года по данным CPI Inflation Calculator). Доля Индии в общем объеме мирового импорта вооружений составила десять процентов. В предыдущую пятилетку крупнейшим импортером военной продукции был Китай, закупивший вооружений на 14,95 миллиарда долларов в ценах 1990 года.
 
В прошедшие пять лет наибольшим спросом у индийских военных пользовались авиационная техника, бронированные машины и ракетное вооружение. В частности, Дели в 2007-2011 годах импортировал самолетов и вертолетов на 9,03 миллиарда долларов, танков и бронеавтомобилей - на 1,22 миллиарда долларов, а ракет - на 959 миллионов долларов. Показатели приведены в ценах 1990 года. Индия также активно закупала за рубежом радары и системы слежения (492 миллиона долларов), корабли (347 миллионов долларов) и системы противовоздушной обороны (294 миллиона долларов).

Крупнейшим индийским поставщиком вооружений и военной техники стала Россия, поставившая этой стране оборонной продукции на 10,06 миллиарда долларов. По этому показателю Россия на протяжении многих лет занимает первое место, однако в перспективе ее положение может измениться. Министерство обороны Индии все активнее рассматривает возможность закупать технику не российского производства, а также развивает собственный оборонный сектор. В частности, российский истребитель МиГ-35 проиграл в тендере французскому Rafale, а вертолет Ми-28Н - американскому AH-64D.
 
Другими четырьмя крупнейшими импортерами стали Южная Корея, Пакистан, Китай и Сингапур. Они закупили иностранных вооружений и военной техники на 7,09, 6,92, 6,33 и 5,13 миллиарда долларов соответственно. При этом доля Южной Кореи в общемировом объеме военного импорта составила шесть процентов, Пакистана и Китая - по пять процентов, а Сингапура - четыре процента. Любопытно, что в то время, как все остальные импортеры, входящие в пятерку крупнейших, год от года наращивают объемы закупки иностранных вооружений, Китай сокращает военный импорт.
 
По данным SIPRI, в 2002-2006 годах Китай занимал первое место по объему военного импорта, однако затем начал постепенно переключаться на активный экспорт. В частности, в период с 2006-го по 2010 год эта страна занимала уже второе место среди стран-импортеров с закупками в размере 8,15 миллиарда долларов. При этом в период с 2002-го по 2006 год Китай, для сравнения, экспортировал собственной военной продукции на 2,43 миллиарда долларов, в 2006-2010 годах - на 3,98 миллиарда долларов, а в 2007-2011-м - на 4,74 миллиарда долларов.
 
За прошедшие пять лет Китай экспортировал авиационной техники на 1,78 миллиарда долларов, различных бронемашин - на 965 миллионов долларов и кораблей - на 805 миллионов долларов. При этом Пекин занимался поставкой за рубеж всего спектра военной продукции, включая различные сенсоры и системы наблюдения и артиллерийские установки. В свою очередь китайские военные активно покупали за рубежом ракетное вооружение (на 1,98 миллиарда долларов), авиационную технику (1,52 миллиарда долларов), системы ПВО (1,25 миллиарда) и двигатели (1,02 миллиарда долларов в ценах 1990 года).
 
За последнее десятилетие оборонная промышленность Китая совершила заметный скачок. Собственных крупных оборонных разработок китайские предприятия практически не имеют, а большая часть производимой в стране техники представляет собой доработанные копии иностранных образцов, преимущественно советских и российских. При этом поставки за рубеж китайской техники нередко осуществляются по цене, значительно заниженной по сравнению со стоимостью оригиналов, и это является главным козырем Пекина на мировом рынке вооружений. Однако в техническом отношении китайская продукция пока уступает оригинальным образцам военной техники.
 
В 2007-2011 годах китайскую продукцию военного назначения активнее всего покупали Пакистан (импортировал из Китая вооружений на 2,93 миллиарда долларов), Иран (348 миллионов долларов) и Бангладеш (238 миллионов долларов). В случае с Пакистаном Китай стал крупнейшим поставщиком оборонной продукции. Второе после Китая место по объему военных поставок Пакистану в 2007-2011 годах заняли США с 2,39 миллиарда долларов, а третье - Швеция с 358 миллионами долларов. Следует отметить, что между Пекином и Исламабадом и Вашингтоном и Исламабадом действуют ряд соглашений о военно-техническом сотрудничестве, подразумевающих поставку авиационной техники, систем ПВО и вооружений.
 
При этом гонка вооружений между Китаем, Пакистаном и Индией, фактически тремя главными потенциальными противниками в Азиатском регионе, продолжает наращивать обороты. Китай и Пакистан, являющиеся союзниками, имеют неразрешенные территориальные споры с Индией. По данным SIPRI, в 2006 году военные расходы Индии составили 28,36 миллиарда долларов, а в 2010-м - уже 34,82 миллиарда; для Китая эти показатели составили 72,9 и 114,3 миллиарда долларов соответственно. При этом военный бюджет Пакистана остался практически неизменным и составил около 5,16 миллиарда долларов. Тем не менее, следует отметить, что Исламабад ежегодно получает военную помощь от США и Китая.
 
Если же рассматривать импорт вооружений и военной техники по регионам, то доля Азии и Океании в нем составила 44 процента, Европы - 19 процентов, Ближнего Востока - 17 процентов, Южной и Северной Америки - 11 процентов и Африки - девять процентов. Для сравнения, в период с 2006-го по 2010 год на долю Азии и Океании пришлось 43 процента общемирового импорта, на Европу - 21 процент, Ближний Восток - 17 процентов, Северную и Южную Америки - 12 процентов, а Африку - семь процентов.
 
Пятерка крупнейших импортеров
Страна
2007
2008
2009
2010
2011
Сумма
Индия
2213
1804
2200
2851
3582
12650
Южная Корея
1767
1710
1874
1320
1422
7093
Пакистан
636
1037
1124
2450
1675
6923
Китай
1758
1683
1054
718
1112
6325
Сингапур
384
1178
1697
946
921
5126
В миллионах долларов США; в ценах 1990 года. Источник: SIPRI

Для других

Согласно обновленной версии базы данных SIPRI по поставкам вооружений и военной техники, крупнейшими экспортерами в 2007-2011 годах стали США, Россия, Германия, Франция и Великобритания. Эта пятерка за прошедшие пять лет экспортировала продукции военного назначения на 96,46 миллиарда долларов в ценах 1990 года (166,01 миллиарда долларов в ценах 2011 года). Пятерка крупнейших экспортеров не меняется на протяжении последних нескольких лет, но можно предположить, что в следующем году в рейтинге крупнейших экспортеров по версии SIPRI произойдут перестановки - не исключено, что пятое место в списке займет Китай, оттеснив Великобританию на шестое.

В целом, США за пять лет поставили за рубеж военной продукции на 39,13 миллиарда долларов, Россия - на 30,52 миллиарда долларов, Германия - на 11,79 миллиарда долларов, Франция - на 9,78 миллиарда долларов, а Великобритания - на 5,24 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2006-2010 году США экспортировали вооружений на 37 миллиардов долларов, Россия - на 28,1 миллиарда долларов, Германия - на 13 миллиардов, Франция - на 8,8 миллиарда, а Великобритания - на 4,9 миллиарда долларов.
 
Следует отметить, что данные, публикуемые SIPRI, значительно отличаются от цифр, ежегодно представляемых официальными государственными учреждениями. Так, по официальным данным российский военный экспорт только лишь в 2011 году составил 13,2 миллиарда долларов. Годом ранее этот показатель находился на уровне примерно десяти миллиардов долларов, в 2009-м - 8,8 миллиарда, в 2008-м - 6,7 миллиарда, а в 2007-м - 7,6 миллиарда долларов. Таким образом, общий объем российского экспорта за прошедшие пять лет достиг 46,3 миллиарда долларов.
 
Разница в оценках связана с тем, что ведомства при публикации данных за отчетные периоды учитывают стоимость заключенных контрактов, в то время как SIPRI считает лишь фактические объемы поставленной военной продукции. Кроме того, в отчеты национальных министерств как правило включается и стоимость контрактов по специфическим типам вооружений, а также стоимость оказанных услуг и проданных лицензий. Тем не менее, подсчеты стокгольмского института позволяют выявить общую тенденцию мировой торговли оружием.
Любопытно, что SIPRI оценил российский военный экспорт в 2007-2011 годах выше, чем объявила сама Россия - 52,52 миллиарда долларов в ценах 2011 года. Если же пересчитать официальные данные в цены 1990 года, то данные SIPRI по России также оказываются выше оценок российских ведомств - 30,52 против 27,87 миллиарда долларов соответственно.
 
Обновление базы данных SIPRI по поставкам вооружений и военной техники является вторым этапом подготовки ежегодного детального доклада SIPRI Yearbook 2012. Ранее стокгольмский институт опубликовал рейтинг ста крупнейших мировых производителей и продавцов продукции военного назначения, в который вошли 11 российских компаний. 17 апреля 2012 года институт опубликует доклад о военных расходах государств мира, а в июне выпустит ежегодник SIPRI Yearbook 2012, который будет доступен по подписке.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer