Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-30СМ, индийский подарок для ВВС России


23 марта 2012 года Константин Богданов, РИА Новости


Минобороны заказало для своих нужд 30 тяжелых истребителей Су-30СМ. Российской авиацией оказались востребованы машины, по своему происхождению являющиеся экспортными и уже более 10 лет поставляющиеся в Индию. Этот выбор представляется логичным и прагматичным.

Тридцать "тридцатых"
 
Военное ведомство и НПК "Иркут", входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию подписали контракт на поставку 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ.
 
Об этом сообщил в четверг журналистам официальный представитель Минобороны. "В соответствии с условиями контракта, корпорация "Иркут" до 2015 года построит для Минобороны России 30 самолетов данного типа", – сказал он.
 
О том, что "Иркут", давно и плотно работающий на экспорт, может поставить несколько десятков истребителей для российских авиаторов, сообщалось еще в прошлом году. И вот теперь эта возможность закреплена на бумаге.
 
Итак, что же закупается и для кого? "Тридцатые" в рядах российских вооруженных сил – гость редкий: эти машины больше шли на внешний рынок. Откуда же интерес именно к этой машине?
 
Ходивший за три моря вернулся
 
Су-30 – это, вообще говоря, не самолет, а целое их семейство, довольно разное, с двоюродными и троюродными связями. Зато это, пожалуй, самый прославленный за рубежом истребитель, выпускаемый российской (не путать с советской) авиапромышленностью.
 
Появился он еще в Союзе, и сделали его на базе двухместного учебно-боевого Су-27УБ. Предназначение у него было простое и довольно узкое: командный самолет для авиаполков ПВО, сидевших на обычных перехватчиках Су-27. Потенциал модернизации платформы Сухого Т-10 тогда еще только раскрывался. Напомним, самый младший отпрыск этого фамильного древа (Су-35С) только-только закончил летные испытания и начал приниматься на вооружение ВВС в 2011 году.
 
В 1993 году в судьбе Су-30 сделали определяющий шаг: на его базе появился Су-30К ("коммерческий") – экспортная версия. Машину начали продвигать за рубеж, и через несколько лет пошли прорывы. В итоге, на сегодняшний день счет поставленных и законтрактованных машин этого семейства идет буквально на сотни единиц.
 
"Тридцатые", как и весь наш боевой авиапром, живут двумя обособленными кланами. Есть версия Су-30МКК/МК2 – это "китайцы", которых производили на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Также эти самолеты достались Венесуэле, Индонезии, Уганде и Вьетнаму. А есть Су-30МКИ – "индийцы", производимые на Иркутском авиазаводе, и модификации которых также закупали Алжир и Малайзия.
 
Заказанные российскими военными Су-30СМ – это как раз "локализованная" версия "индийца" Су-30МКИ, производимого НПК "Иркут". Это не первый экспортный в основе своей самолет, который попадет на вооружение российской авиации: чуть ранее ВВС уже получили 4 машины типа Су-30М2 – точно такую же "локализацию" комсомольского Су-30МК2.
 
Летающий многостаночник
 
Су-30МКИ как базовая платформа для многоцелевого тяжелого истребителя интересен в первую очередь своей универсальностью. На нем была успешно реализована так называемая "открытая архитектура борта", позволяющая сравнительно легко включать в состав радиоэлектронного оборудования новые системы и применять с него новое управляемое вооружение (в том числе от разных производителей).
 
Во многом это было связано с традиционной индийской, скажем так, "мозаичностью" в вопросах закупок вооружений, превращающей боевые единицы в форменный зверинец, где всякой твари должно быть непременно по паре.
 
На борту Су-30МКИ потребовалось собирать воедино российский радар и оптико-локационную станцию, французский навигационный комплекс и систему индикации на лобовом стекле, израильские станции радиоэлектронной борьбы и прицельные комплексы, а заодно и вычислительные системы индийского производства.
 
Экспортные машины "тридцатого" семейства, выросшие из "китайской" линии, строились по логике "обводного канала", когда новые системы монтировались на борт параллельно, без полной интеграции в единый комплекс.
 
Скорее всего, именно легкость, с которой платформа Су-30МКИ может быть использована для применения различного вооружения и аппаратуры, и притягивает военных. Привлекательность возможностей многофункционального самолета, довольно легко превращаемого и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО, подтверждается хотя бы составом тех, кто заинтересован в его "внутреннем" аналоге Су-30СМ.
 
Кто заказчик?
 
На данном этапе трудно сделать вывод о том, кто именно заказал эти 30 машин. Контракт подписывали министр Анатолий Сердюков и президента "Иркута" Алексей Федоров. Сердюков, комментируя подписание, заметил, что эти машины "увеличат боевую мощь ВВС".
 
В чем интрига? Ранее, летом 2011 года, тот же Алексей Федоров назвал цифру в 40 истребителей для Минобороны. Позднее, со ссылкой на генерального директора Иркутского авиазавода Александра Вепрева пресса сообщала, что поставки, возможно, будут разбиты на две части: 28 машин для ВВС первым траншем, а потом, в виде опциона, еще 12 машин для авиации ВМФ. Цифру в 28 истребителей конкретно для ВВС подтверждал осенью 2011 года и главком ВВС Александр Зелин.
 
Первая партия "тридцатых", как мы видим, закуплена (пусть и превратившись из 28 в 30). Последнюю же дюжину пресса, опираясь на источники среди военных, связала с обновлением парка морской авиации Черноморского флота. В связи с этим называлась авиабаза Гвардейское в Крыму: бывший 43-й отдельный морской штурмовой авиаполк ("Севастопольский"), имеющий сейчас на вооружении бомбардировщики Су-24.
 
С учетом сокращения числа боевых машин в морской авиации, введение в ее состав многофункциональных тяжелых "спарок" Су-30СМ, способных как эффективно вести воздушный бой, так и наносить удары по наземным и надводным целям, выглядит довольно логичным шагом.
 
Однако пока о закупках "тридцатых" для авиации ВМФ речи не ведется. Возможно, опцион будет реализован позже.
 
Экспортеры подстраховали
 
Выбор Су-30МКИ имеет и еще одно, очень простое объяснение. Этот самолет в Иркутске ритмично выпускается уже больше десяти лет (а первые Су-30К для той же Индии были выпущены "Иркутом" еще в 1997 году), он абсолютно освоен в производстве, технология на заводе "вылизана". А это трансформируется в сроки выпуска, качество продукции и – что немаловажно для нынешнего руководства Минобороны – ее стоимость.
 
Одно дело, когда у вас заказывают 30 машин, и для этого вам нужно раскочегарить стоявший завод, отладить (а то и разработать заново) технологический процесс, дозакупить оснастку и оборудование, а то еще и набрать кадры. (Такие заводы в России есть, и с ними до сих пор не очень понятно, что делать: запускать в неритмичную работу на малых партиях дорого, а "выбросить" – жалко.)
 
Другое дело, когда предприятие годами штампует освоенные до стандарта машины, и в этот экспортный поток можно сравнительно несложно встроить выпуск "подправленной" модификации для своих ВВС. Удельные затраты на выпуск такой "побочной" серии резко падают.
 
Такой подход среди российских военных (закупить быстро и недорого то, что могут произвести прямо с ходу) в последнее время приобретает все большую популярность. Учебно-боевые Су-30М2 для ВВС России мы уже упоминали, также закупается и палубный МиГ-29К, который в своем нынешнем облике создавался для авиации ВМФ Индии. Флот брал фрегаты проекта 1135.7 (косметическую модификацию индийского проекта 1135.6 Talwar) и заказывает подводные лодки проекта 636.3, до того неплохо экспортировавшиеся.
 
В этом подходе есть логика: военные ждут принципиально новые образцы, которые с разной степенью удачности проходят сейчас испытания. В случае с ВВС это истребитель пятого поколения Т-50, а флот, скажем, отчаянно пытается довести до ума проект неатомных лодок "Лада" (вместо них пока и заказаны лодки проекта 636.3). В случае с техникой сухопутных войск генералы вообще объявили системный бойкот закупкам имеющейся бронетехники, требуя от промышленности что-то принципиально новое.
 
А пока вооруженными силами будет закупаться недорогая, освоенная в производстве и хорошо укомплектованная, но обычная техника. Такая, как Су-30СМ.
 
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXG1c
https://youdo.com/auto/repairsaloon/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer