Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военная наука и Воздушно-космическая оборона


23 марта 2012 года Алексей Сиников, Независимое Военное Обозрение


У военной науки, как и у науки вообще, три основные функции: научное описание, научное объяснение и научное предсказание, то есть прогнозирование. Важнейшей из этих функций с точки зрения практики военного дела является третья по счету, то есть прогнозирование. Выполняет ли военная наука эту функцию применительно к решению проблем воздушно-космической обороны (ВКО)? Но прежде всего о том, чего наука, в том числе военная, не должна делать.

 
Наука не должна подстраиваться под чье бы то ни было мнение. Конечно, это не значит, что она это мнение будет обязательно опровергать. Однако она может и должна подвергать любое мнение критическому анализу, указывая вероятность всех последствий – как положительных, так и отрицательных. Из этого следует, что наука не должна предлагать готовых решений, тем более их навязывать.
 
ХОЗЯИН БЕЗ ХОЗЯЙСТВА
 
В нашей стране, для того чтобы понять необходимость ВКО, понадобилось практически до нуля развалить противовоздушную оборону государства, которая до начала 90-х годов фактически уже была воздушно-космической. А потом, уже после Ирака, Югославии и Ливии, задуматься над тем, кто будет следующим.
 
Как известно, еще в 70-е годы ХХ века и у нас и у американцев были созданы системы ракетно-космической обороны (РКО), предназначенные для обнаружения факта запуска межконтинентальных баллистических ракет потенциального противника, а также их перехвата с целью прикрытия отдельных стратегических районов: у нас – Московский административно-промышленный район, у них – район базирования МБР. Появились и средства контроля ближнего космоса, а также перехвата низкоорбитальных космических объектов. Наши войска РКО на правах родов войск вместе с радиотехническими войсками, зенитными ракетными войсками и авиацией входили тогда в состав Войск ПВО страны как вида Вооруженных сил, и таким образом ВКО мы фактически имели, по крайней мере не отставая в этом от потенциального противника. С разделом Войск ПВО страны между ВВС и РВСН и последующими реорганизациями и обвальными сокращениями на рубеже ХХI века наша система ВКО фактически перестала существовать. А ведь под какими эффектными лозунгами начинался этот развал: «В небе должен быть один хозяин – ВВС!» Ну, и что получилось: хозяин-то вроде один, а где хозяйство?
 
А ракетно-космическая оборона – та и вовсе пошла по разным хозяевам, помогая им выжить: сначала в РВСН, потом в Космические войска. При каждом таком переходе что-то неизбежно терялось. Мытарства наших войск, собираемых наконец-то вместе в систему воздушно-космической обороны, тоже являются частью нашей общей военной реформы.
 
Нередко целью реформирования называют оптимизацию. Этот научный термин звучит сегодня к месту и не к месту (причем последнее гораздо чаще). Под флагом оптимизации наломано уже немало дров. Между тем оптимизация – это научный инструмент поиска и выбора наилучшего варианта. Это строгий и точный инструмент, как скальпель у хирурга.
 
Научный подход к реформированию предполагает следующие вопросы: по какому показателю (или показателям) выбирается наилучший вариант? Что оптимизируем? Далее: каковы критерии выбора? Какие факторы должны быть учтены? Каковы ограничения? Без четкого ответа на эти вопросы говорить об оптимизации нельзя.
 
Любую систему, в том числе систему ВКО, можно описать с помощью целевой функции (конечно, с известной степени приближенности). При этом важно, что рассматривается в качестве цели.
 
ЛУЧШЕ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ
 
При принятии управленческих решений существенную роль играет и человеческий фактор. У руководителя, принимающего решения, есть собственные соображения, которые не могут быть учтены при формализации проблемы.
 
Например, название – «бригада ВКО». Не поторопились ли с заменой ПВО на ВКО? Заместитель главнокомандующего ВВС по ПВО, выступая перед профессорско-преподавательским составом, объяснил это стремлением как бы «застолбить» такое название на перспективу. Существовала, однако, возможность и другого последствия: порождение иллюзии у лиц, принимающих решения (ЛПР) в верхних эшелонах власти, что ВКО уже существует, уже создана и никаких особых дополнительных усилий и затрат не нужно. Теперь стало известно, что с названием действительно поторопились.
 
Что же касается смены наименования войскового формирования – дивизии на бригаду – то ничем иным, кроме копирования новой структуры Сухопутных войск, ее не объяснить. В Сухопутных войсках это мотивировалось устранением лишнего уровня управления, а чем это объясняется у нас? Ведь этого лишнего уровня управления в войсках ПВО никогда и не было. Дивизии ПВО замыкались непосредственно на армии. Все эти перемены не прибавили ровным счетом ничего ни к боевым возможностям соединения ПВО, ни к его боеспособности, ни к боеготовности.
 
Вот в авиации действительно ликвидирован такой уровень войскового формирования, как авиационный полк. Истребительная авиация, входившая до недавнего времени в соединения ПВО (ВКО), будет воевать теперь не полками – эскадрильями. Но ведь фактически это сделано от бедности: ни по количеству исправных самолетов, ни по числу подготовленных летчиков ни на одном аэродроме полноценного авиаполка даже в составе двух эскадрилий и не набиралось.
 
Что же касается попытки придания авиабазам свойств оперативно-тактических формирований, то это выглядит просто нелепо как с точки зрения военной науки, так и просто здравого смысла.
 
АВИАБАЗАМИ НЕ ВОЮЮТ
 
Эксперимент по внедрению авиационных баз в авиации ПВО проводился у нас в 80-е годы, еще в СССР, но там для этого была более разумная основа. Тогда командиру авиабазы подчинили отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения, отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения, а также инженерно-технический состав авиаполка. Летный состав оставался в подчинении командира полка. Это расширяло возможности маневра истребительной авиацией не только в масштабе объединения, но и за его пределами без громоздкого перебазирования, но эксперимент не прижился.
 
Периодическая актуализация «авиабазной» тематики так же, как и «бригадной», имеет достаточно выраженную адресность: мы хотим сделать, «как у них».
 
Использовать чужой опыт не только можно, но и нужно, не забывая при этом о системном подходе, с которого я начинал. А это значит – своя цель, свои условия и факторы, свои ограничения, свои показатели и критерии оценок.
 
Сегодня наше военно-политическое руководство многое копирует по американскому образцу. Конечно, стоит посмотреть, например, на опыт научного обоснования военного строительства и всяческих военных реформ в США. Там есть такая исследовательская организация – РЭНД-корпорейшн, которая, появившись в годы Второй мировой войны в рамках ВВС для обоснования рационального построения их операций, стала впоследствии центром исследований для всех вооруженных сил. Именно в ее недрах зародился системный подход, названный впоследствии исследованием операций.
 
Конечно, и у них принимаются политические решения, признающиеся впоследствии, мягко говоря, не вполне обоснованными, например, то, что относится к военным операциям в Ираке и Афганистане.
 
ЧУЖОЙ ОПЫТ НЕ ВСЕГДА ПРИЖИВАЕТСЯ
 
Вернемся к нашим делам. Опять-таки, копируя американский опыт, одной из задач военной реформы была поставлена замена большинства должностей младшего офицерского состава на должности сержантов-контрактников, сержантов-профессионалов. Под эту задачу были уволены тысячи офицеров и введены сержантские должности, которые некому сегодня исполнять. Многие офицеры даже были переведены на сержантские должности.
 
Я напомню, что в нашей истории была попытка выпуска из училищ летчиков-сержантов. Уже вскоре от этой затеи пришлось отказаться.
 
Кристаллы чужого опыта должны выращиваться на национальной основе. Какие-то из них у нас приживутся, а какие-то – нет. И здесь не обойтись без такого проверенного научного метода, как эксперимент. Однако нам заявляют с верхних этажей военной власти: «Нам некогда проводить эксперименты». Почему некогда, что случилось? К чему такая спешка?
 
Военная наука может и должна в конечном счете приносить пользу военному строительству, в том числе ВКО, но при уважительном к ней отношении и правильном использовании ее выводов и рекомендаций.
 
Алексей Алексеевич Сиников – профессор кафедры Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, доктор военных наук, заслуженный деятель науки РФ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer