Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Международный аэропорт Магомедова


26 марта 2012 года Федор Бугельский, Елена Данилович, КоммерсантЪ - Деньги


Компания "Сумма Капитал" уверенно движется к статусу одной из крупнейших логистических компаний мира, а уровень влияния ее владельца Зиявудина Магомедова такой, что в борьбе за активы ему удается обойти даже Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга. Грядущая покупка "Суммой" аэропорта Домодедово станет еще одним шагом к достижению цели.

До конца весны должны быть подведены итоги конкурса на покупку крупнейшего аэропорта страны — Домодедово. Желание купить аэропорт высказывали многие — и "Базэл" Олега Дерипаски, и "Ренова" Виктора Вексельберга, и структуры Алишера Усманова, и "Альфа-групп". Но по причинам, которые в этих структурах замалчивают, ни одна из них заявки на приобретение так и не подала. Реальный претендент на покупку самого успешного во всех смыслах аэропорта один. Это компания "Сумма Капитал", принадлежащая Зиявудину Магомедову. Об этой компании широкая общественность слышала мало — разве что в связи с недавно законченной ею реконструкцией Большого театра. Между тем, за несколько лет став фактическим владельцем двух важнейших российских морских портов и вступив в стратегическое партнерство с владельцами крупнейшего получателя российской нефти — порта Роттердама, Зиявудин Магомедов уже обеспечил своей компании место в ряду крупнейших логистических компаний мира. Приобретение Домодедово поднимет его в этом ряду еще выше. Можно было бы предположить, что следующим логичным шагом в этой стройной концепции go global будет выход на IPO — но этого-то как раз предполагать и нельзя. Дело в том, что с начала нулевых уровень возможностей для Магомедова в российском бизнесе был столь высок, что волей или неволей заподозришь в числе бенефициаров его компании фигуры, раскрытие информации о которых в рамках IPO представляется маловероятным. 
 
Подмоченный старт
 
Братьям Магомеду и Зии Магомедовым везло с юности. Для начала им повезло с однокурсниками. Родившись в Махачкале в учительской семье, оба блестяще окончили школу и отправились поступать в Москву, на экономический факультет МГУ. Поселились они в Доме аспиранта и студента. Соседом по комнате был будущий основатель "Тройки Диалог" Рубен Варданян, в гостях часто бывал будущий помощник президента Аркадий Дворкович. Магомедовы с новыми друзьями постоянно ищут способы заработка карманных денег и вскоре начинают перепродавать в России электротехнику из Польши. В 1993 году Магомедовы создают компанию "Интерфинанс", взяв в партнеры своего кузена Ахмеда Билалова. По словам самого Зиявудина Магомедова, бизнес пошел так бойко, что уже через год ему удалось заработать примерно $15 млн своих собственных средств, а еще более $50 млн находилось у него под управлением.
 
Такие доходы позволяли задуматься о бизнесе более масштабном, и в 1995 году Магомедовы покупают банк "Диамант". Председателем правления банка стал молодой финансист Алексей Френкель. Банк быстро войдет в двадцатку крупнейших — в частности, благодаря сотрудничеству с госкомпаниями. В 1998 году депутат Госдумы Сергей Шашурин обвинит руководство "Транснефти" в финансовых злоупотреблениях, схемы которых разрабатывались при участии банка "Диамант". Шесть лет спустя после приобретения "Диаманта" Магомедовыми ЦБ отзовет у банка лицензию "за неоднократное нарушение закона "О банках и банковской деятельности"", а еще через пять лет будет убит зампред ЦБ Андрей Козлов. Молодой финансист Алексей Френкель будет обвинен в этом убийстве и осужден на 19 лет. 
 
Тем не менее бизнес братьев Магомедовых эти события не подкосили.
 
Портовый капитал
 
Формально в бизнесе с начала нулевых годов остается только младший Магомедов, Зиявудин. Магомед отправляется в политику — становится сенатором от Смоленской области, затем баллотируется в президенты Республики Дагестан, сейчас является советником Сергея Миронова. Сегодня информация о владельцах компании "Сумма Капитал" закрыта, однако источники, близкие к ней, утверждают, что братья владеют ею вместе. 
 
Ключевым событием в становлении бизнеса, безусловно, стало начало работы с "Транснефтью", которым так сильно интересовался депутат Шашурин. С начала нулевых годов наиболее ярким проектом "Транснефти" является строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). Нефтяные компании, финансирующие это строительство, долго вели дискуссии о том, где следует строить являющийся конечной точкой маршрута трубы порт, но в какой-то момент по распоряжению премьера Путина порт было решено строить в Приморске. Земля, на которой предполагалось вести строительство, с 1994 года принадлежала компаниям хорошо известного сегодня Геннадия Тимченко и его партнеров. Но в 2003 году они неожиданно перепродают ее компании "Петротранс Приморск", половина в которой принадлежала компании "Транс-флот" Магомедова. "Транснефть", столкнувшись с этой ситуацией, проявляет редкую для нее лояльность и не только не пытается заставить Магомедова продать ей землю, но вступает с ним в официальное партнерство. До этого "Транснефть" вела строительство БТС и всех сооружений в порту Приморска самостоятельно, но, дойдя до "земель Магомедова", решает передать строительство на ней последнему. "Транс-флот" берет кредиты (в том числе и у Сбербанка), строит третий и четвертый терминалы в Приморске и фактически становится единовластным оператором всего порта. Кроме того, Магомедов становится одним из крупнейших подрядчиков "Транснефти" и по другим проектам. Суммарный объем портфеля в строительстве доходит до 60 млрд руб. 
 
Злые языки приписывали ответственность за столь тесное сотрудничество лично главе "Транснефти" Семену Вайнштоку. Но эта версия оказалась несостоятельной: в 2007 году Вайншток покидает свой пост, а дружба от этого менее тесной не становится. В январе 2011 года "Сумма Капитал" вместе с "Транснефтью" выкупила 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта. Возможности Магомедова оказались столь велики, что в одном из столкновений с ним поражение потерпел даже бывший спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдоистскому татами Аркадий Ротенберг. В конце прошлого года его компания "Трансстроймеханизация" не была допущена к конкурсу на строительство железной дороги Кызыл—Курагино, соединяющей Транссибирскую магистраль с Элегестским угольным месторождением в Туве. Контракт достался магомедовской "Стройновации", хотя она потребовала за выполнение работ на 4 млрд руб. больше, чем структура Ротенберга. 
 
Газ, WiMAX, полиметаллы

Помимо логистического бизнеса Магомедов делал заходы и в некоторых других направлениях — и тоже при высокой протекции.

Так, в 2006 году бизнесмен приобретает крупнейшую газодобывающую компанию в Якутии — "Якутгазпром". Это приобретение привлекло на некоторое время внимание департамента экономической безопасности МВД России — АК АЛРОСА, незадолго до того потратившая на приобретение этой компании более $17 млн, обвиняла руководство "Якутгазпрома" и "Сумму Капитал" в том, что, сговорившись, они провели незаконную допэмиссию и размыли ее долю. Дело тем не менее быстро замяли, и владельцем контрольного пакета был признан Магомедов. Вскоре он попытался перепродать этот актив Олегу Дерипаске, но сделка не состоялась. Был в истории Магомедова и еще один союз с газовиками. В 2002-2003 годах "Сумма Капитал" занималась поставкой труб "Газпрому". В интервью "Ведомостям" Магомедов честно признался, что развитие этого бизнеса было связано с ныне покойным менеджером "Газпрома" Владимиром Левиевым. "Мы с ним были соседями в Жуковке, и он как-то предложил мне заняться поставкой труб и другой продукции "Газпрому"",— рассказал Магомедов. По его словам, когда ушел Левиев, ушла из числа поставщиков и компания "Сумма Капитал". Кстати, по некоторым данным, на упомянутой Магомедовым Рублевке ему принадлежит ресторан "Подмосковные вечера".
 
Другой непрофильный актив Магомедова относится к сфере телекоммуникаций, и здесь высокая протекция тоже была проявлена, но в процессе реализации проекта как будто дала сбой. В том же 2006 году, став газовиками, "суммовцы" неожиданно и без конкурса получили частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц по всей стране. Магомедов собирался использовать их для строительства федеральной сети беспроводного интернет-доступа по технологии WiMAX. Но в итоге сеть WiMAX так и не была построена, а в феврале 2010 года Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) отменила решение о выдаче "Сумме" частот. Сейчас компания борется за отобранное в суде. Но ГКРЧ уже успела отвести диапазон 2,5-2,7 ГГц исключительно для сетей LTE и выдать пару сплошных полос по 30 МГц компании "Скартел" (бренд Yota). 
 
Представители "Суммы" бьются в суде и за другой свой актив — Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле (запасы и ресурсы — 21,4 млн тонн). Федеральное агентство по недропользованию отказало "Сумме Капитал" в праве на разработку данного месторождения, и Магомедов пытается оспорить решение агентства. Помимо этого месторождения группе принадлежит полиметаллическое месторождение Сардана в Якутии (запасы свинца и цинка — более 10 млн тонн). 
 
После приобретения Новороссийского порта в поле зрения Магомедова оказалась не только нефть, но также зерно, поскольку именно через этот порт экспортируется почти весь его объем. Бизнесмен решил обзавестись активами и в этой отрасли. И снова самый удобный путь пролегал через госкомпании. В прошлом году Магомедов приобрел у госоператора на рынке зерна — Объединенной зерновой компании (ОЗК) — блокпакет акций Новороссийского комбината хлебопродуктов. Сразу вслед за тем он закрепил родство с госкомпанией новым проектом, предложив вместе построить на Дальнем Востоке терминал по перевалке зерна, который обойдется примерно в 5 млрд руб. Сейчас Зиявудин Магомедов работает над приобретением допэмиссии акций уже самой ОЗК. Одновременно с этими приобретениями на зерновой рынок вышла компания "Дантон", подконтрольная, как утверждают источники, Магомеду Магомедову. До 2011 года она занималась нефтью, а затем внезапно переориентировалась в поставщика зерна. Да так удачно, что через несколько месяцев уже была в десятке крупнейших экспортеров. 
 
Наконец, инфраструктурный бизнес "Суммы" прославился тем, что в 2009 году получил заказ на реконструкцию Большого театра. Если быть точнее, то изначально тендер на реконструкцию в 2005 году получила компания "СУИпроект" Азария Лапидуса — бизнесмена, как считалось, близкого к Владимиру Евтушенкову. Однако в 2008 году стало понятно, что подрядчик с работой не справляется. Взять на поруки "СУИпроект" предлагалось Олегу Дерипаске, но он не решился. Когда Дмитрий Медведев велел создать рабочую группу по завершению долгостроя, то с предложением об участии вышел неизвестный на московском строительном рынке Магомедов. Он купил "СУИпроект", увеличил количество рабочих и к октябрю 2011 года все же сдал проект. Им, правда, остались недовольны люди искусства. Да и в начале 2012 года выяснилось, что на реконструкцию театра было потрачено не 21 млрд руб., как планировалось, а 34,5 млрд. Тем не менее все аналитики сошлись на том, что это была некая социальная нагрузка. Старший аналитик инвесткомпании "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин подчеркнул, что для Зиявудина Магомедова это был убыточный проект.
 
Логист на весь мир

Основным, впрочем, для "Суммы Капитал" был и остается логистический бизнес. Венцом развития портовой империи становится сотрудничество с крупнейшим в мире нефтяным портом — Роттердамским. В прошлом году между "Суммой Капитал" и Роттердамским портом в присутствии президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте было подписано соглашение о партнерстве в портово-логистическом бизнесе. Помимо расширения собственно Роттердамского порта партнеры собираются объявить о новой обширной инвестиционной программе, включающей страны АТЭС. В связи с этим, очевидно, на близящемся саммите стран АТЭС во Владивостоке Магомедов возглавит делегацию российских бизнесменов.

Ранее компания выиграла конкурс на строительство нефтеналивного терминала Tank Terminal Europort West в Роттердаме, что позволит ей контролировать прием нефти в Европу. Общий объем инвестиций составит $1 млрд, ввод в эксплуатацию намечен на 2015 год. Реализовывать проект будет порт Роттердама совместно с компанией Shtandart TT B.V., 75% в которой принадлежит "Сумме", а 25% — совместному предприятию крупнейшего мирового нефтетрейдера Vitol и малайзийской судоходной компании MISC Berhad.
 
Добавить такой мощный хаб, как аэропорт Домодедово,— мечта любой транснациональной логистической компании. После теракта в аэропорту в январе 2011 года, унесшего жизни 37 человек, государство сделало все возможное для того, чтобы вынудить нынешних собственников аэропорта (Дмитрий Каменщик — единственное известное лицо среди них) к продаже этого актива. Магомедову удача сопутствовала необыкновенно: конкуренты от покупки отказались, Сбербанк уже почти готов выделить двухмиллиардный кредит. До конца весны сделка должна быть завершена.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer