Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Углеродные рынки далеки от Москвы


27 марта 2012 года Ангелина Давыдова, Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ


Россия примеряет на себя роль координатора стран БРИКС в борьбе с «углеродным протекционизмом» ЕС. В середине марта, месяц спустя после того, как в феврале в Москве собирались противники введения платежей за углеродные выбросы в авиационном секторе (см. “Ъ-Онлайн” от 22 и 24 февраля), в нее вернулись официальные представители БРИКС с тем, чтобы выработать совместную позицию против внешней углеродной политики ЕС. Главная причина такой активности России — высокая углеродоемкость ее экспорта, что делает его крайне уязвимым для любых попыток наднационального регулирования выбросов. Несмотря на то что наиболее эффективным способом противодействия подобному протекционизму мог бы стать внутрироссийский рынок торговли их сокращениями (они создаются в Индии, Бразилии и Китае), работа над ним продвигается крайне медленно и неэффективно.

Официальные эксперты из Индии, Бразилии, Китая и России обсуждали борьбу с «европейским углеродным протекционизмом» в середине марта в Москве на семинаре, организованном Минэкономразвития при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Всероссийской академии внешней торговли. Основной целью мероприятия объявлялась выработка соответствующих рекомендаций для встречи министров экономики стран БРИКС, которая состоится в конце марта в Нью-Дели. Однако как заявил “Ъ” представитель регионального бюро ПРООН по Европе и СНГ Дмитрий Марьясин, организация семинара — это попытка «помочь РФ и другим странам сориентироваться в глобальных вопросах зеленого роста и устойчивого развития». Ее цель — перевести дискуссию в «позитивное русло» и «смягчить возможные конфликты, в том числе торговые войны», пояснил он. Основная же проблема, как считают в ПРООН, заключается в том, что большая часть развитых стран рассматривает стратегию зеленого роста в качестве основы для своего конкурентоспособного развития, а в развивающихся странах к ней относятся скорее как к фактору, ограничивающему экономическое развитие.
 
Впрочем, большая часть экспертов БРИКС, выступавших на семинаре, по отношению к перспективам конструктивного диалога была настроена критично. «Исторически вопросы окружающей среды намного чаще использовались в качестве политических и экономических инструментов — в области создания запретов и ограничений для конкретных стран и продуктов, чем для защиты природы и жизни на планете»,— заявила “Ъ” профессор Амазонского университета Бразилии Мария Амелия Энрикес. Одна из серьезных проблем, связанных с введением возможных углеродных ограничений, заключается в том, что выбросы CO2 учитываются по месту их производства, а не потребления. В результате, говорит госпожа Энрикес, речь идет об «аутсорсинге» углеродоемких производств развитыми странами, что позволяет им «заметать свой углеродный след», хотя реальным «заказчиком» и «потребителем» выбросов, заложенных в экспортный товар, остаются развитые страны. Довольно распространенным примером является цель ЕС по увеличению потребления биотоплива авиа- и автопарком, под реализацию которой в развивающихся странах ускоренно сводят леса.
 
С мнением представителя Бразилии согласен и Антон Галенович из российской Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода. По его оценкам, при пересчете эмиссии углерода в потребление их нетто-экспортерами в мире на сегодняшний день остаются лишь Китай и Россия, а США, ЕС и Япония — крупнейшие нетто-импортеры. В то же время, по расчетам профессора Кастури Дас из Института развивающихся стран в Нью-Дели, российский и китайский экспорт являются наиболее «углеродоемкими» и именно он в наибольшей степени пострадает от введения возможных ограничений на европейских рынках.
 
Директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Олег Плужников заявил “Ъ”, что текущие тенденции углеродного протекционизма со стороны ЕС «несмотря на благие намерения, явно носят односторонний характер». «С ЕС сейчас очень трудно вести переговоры по этому вопросу: по сути дела, он не ведет переговоры, а в лучшем случае информирует нас о своей позиции»,— сетует чиновник.
 
Между тем большая часть как российских, так и международных экспертов вполне логично придерживается той точки зрения, что до углеродных войн дело лучше не доводить. Михаил Юлкин из РСПП считает, что «дружба против ЕС» серьезных перспектив не имеет. «Странам БРИКС нужны американские и европейские технологии, рынки, капиталы… Кроме того, все участники БРИКС в значительно большей степени, чем РФ, продвинулись в области зеленых технологий: они уже развивают альтернативную энергетику, субсидируют зеленые тарифы, стимулируют энергосбережение, использование местных источников энергии, всерьез обсуждают возможность введения налога на выбросы СО2 и внутреннюю схему торговли выбросами»,— отмечает он.
 
Не ново и экспертное мнение, что наиболее эффективным способом «противодействия» европейскому протекционизму для России было бы создание внутреннего рынка сокращения выбросов. Но даже организованная в 2011 году совместная рабочая группа Минэкономики и «Деловой России», пытающаяся осмыслить и сформулировать будущее карбонового рынка РФ, ощутимых результатов не принесла. По мнению ее ответственного секретаря Антона Галеновича, «особого оптимизма» в работе группы в настоящее время не наблюдается. Сейчас «группа» продвигает пакет аналитических документов в Белый дом. «Нам приходится постоянно доказывать правительству и бизнесу, что темой углеродного рынка надо заниматься, что эта тема не маргинальная, а очень серьезная»,— говорит ее ответственный секретарь.
 
“Ъ” будет следить за развитием событий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer