Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Углеродные рынки далеки от Москвы


27 марта 2012 года Ангелина Давыдова, Алексей Шаповалов, КоммерсантЪ


Россия примеряет на себя роль координатора стран БРИКС в борьбе с «углеродным протекционизмом» ЕС. В середине марта, месяц спустя после того, как в феврале в Москве собирались противники введения платежей за углеродные выбросы в авиационном секторе (см. “Ъ-Онлайн” от 22 и 24 февраля), в нее вернулись официальные представители БРИКС с тем, чтобы выработать совместную позицию против внешней углеродной политики ЕС. Главная причина такой активности России — высокая углеродоемкость ее экспорта, что делает его крайне уязвимым для любых попыток наднационального регулирования выбросов. Несмотря на то что наиболее эффективным способом противодействия подобному протекционизму мог бы стать внутрироссийский рынок торговли их сокращениями (они создаются в Индии, Бразилии и Китае), работа над ним продвигается крайне медленно и неэффективно.

Официальные эксперты из Индии, Бразилии, Китая и России обсуждали борьбу с «европейским углеродным протекционизмом» в середине марта в Москве на семинаре, организованном Минэкономразвития при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Всероссийской академии внешней торговли. Основной целью мероприятия объявлялась выработка соответствующих рекомендаций для встречи министров экономики стран БРИКС, которая состоится в конце марта в Нью-Дели. Однако как заявил “Ъ” представитель регионального бюро ПРООН по Европе и СНГ Дмитрий Марьясин, организация семинара — это попытка «помочь РФ и другим странам сориентироваться в глобальных вопросах зеленого роста и устойчивого развития». Ее цель — перевести дискуссию в «позитивное русло» и «смягчить возможные конфликты, в том числе торговые войны», пояснил он. Основная же проблема, как считают в ПРООН, заключается в том, что большая часть развитых стран рассматривает стратегию зеленого роста в качестве основы для своего конкурентоспособного развития, а в развивающихся странах к ней относятся скорее как к фактору, ограничивающему экономическое развитие.
 
Впрочем, большая часть экспертов БРИКС, выступавших на семинаре, по отношению к перспективам конструктивного диалога была настроена критично. «Исторически вопросы окружающей среды намного чаще использовались в качестве политических и экономических инструментов — в области создания запретов и ограничений для конкретных стран и продуктов, чем для защиты природы и жизни на планете»,— заявила “Ъ” профессор Амазонского университета Бразилии Мария Амелия Энрикес. Одна из серьезных проблем, связанных с введением возможных углеродных ограничений, заключается в том, что выбросы CO2 учитываются по месту их производства, а не потребления. В результате, говорит госпожа Энрикес, речь идет об «аутсорсинге» углеродоемких производств развитыми странами, что позволяет им «заметать свой углеродный след», хотя реальным «заказчиком» и «потребителем» выбросов, заложенных в экспортный товар, остаются развитые страны. Довольно распространенным примером является цель ЕС по увеличению потребления биотоплива авиа- и автопарком, под реализацию которой в развивающихся странах ускоренно сводят леса.
 
С мнением представителя Бразилии согласен и Антон Галенович из российской Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода. По его оценкам, при пересчете эмиссии углерода в потребление их нетто-экспортерами в мире на сегодняшний день остаются лишь Китай и Россия, а США, ЕС и Япония — крупнейшие нетто-импортеры. В то же время, по расчетам профессора Кастури Дас из Института развивающихся стран в Нью-Дели, российский и китайский экспорт являются наиболее «углеродоемкими» и именно он в наибольшей степени пострадает от введения возможных ограничений на европейских рынках.
 
Директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Олег Плужников заявил “Ъ”, что текущие тенденции углеродного протекционизма со стороны ЕС «несмотря на благие намерения, явно носят односторонний характер». «С ЕС сейчас очень трудно вести переговоры по этому вопросу: по сути дела, он не ведет переговоры, а в лучшем случае информирует нас о своей позиции»,— сетует чиновник.
 
Между тем большая часть как российских, так и международных экспертов вполне логично придерживается той точки зрения, что до углеродных войн дело лучше не доводить. Михаил Юлкин из РСПП считает, что «дружба против ЕС» серьезных перспектив не имеет. «Странам БРИКС нужны американские и европейские технологии, рынки, капиталы… Кроме того, все участники БРИКС в значительно большей степени, чем РФ, продвинулись в области зеленых технологий: они уже развивают альтернативную энергетику, субсидируют зеленые тарифы, стимулируют энергосбережение, использование местных источников энергии, всерьез обсуждают возможность введения налога на выбросы СО2 и внутреннюю схему торговли выбросами»,— отмечает он.
 
Не ново и экспертное мнение, что наиболее эффективным способом «противодействия» европейскому протекционизму для России было бы создание внутреннего рынка сокращения выбросов. Но даже организованная в 2011 году совместная рабочая группа Минэкономики и «Деловой России», пытающаяся осмыслить и сформулировать будущее карбонового рынка РФ, ощутимых результатов не принесла. По мнению ее ответственного секретаря Антона Галеновича, «особого оптимизма» в работе группы в настоящее время не наблюдается. Сейчас «группа» продвигает пакет аналитических документов в Белый дом. «Нам приходится постоянно доказывать правительству и бизнесу, что темой углеродного рынка надо заниматься, что эта тема не маргинальная, а очень серьезная»,— говорит ее ответственный секретарь.
 
“Ъ” будет следить за развитием событий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer