Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лужайка для научно-технического хищника


27 марта 2012 года Олег Фаличев, ВПК


21 марта в Доме правительства Российской Федерации состоялась рабочая встреча вице-премьера Дмитрия Рогозина с руководителями научно-исследовательских институтов Министерства обороны РФ, аппарата Военно-промышленной комиссии при правительстве России, научно-технического совета ВПК, представителями Административного департамента и Департамента оборонной промышленности правительства РФ, другими должностными лицами.

Необходимость проведения этого крайне важного мероприятия давно назрела. Оно было посвящено в том числе итогам работы Военно-промышленной комиссии на оборонных предприятиях в различных регионах страны. Однако прежде всего рассматривались вопросы развития научных исследований в НИИ Министерства обороны, а также предложения, высказанные на расширенном заседании коллегии военного ведомства, прошедшем 20 марта. Впрочем, проблемы, составившие повестку дня встречи, так или иначе затрагивают большой комплекс государственных задач в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Речь шла об обосновании перспектив строительства Вооруженных Сил, их видов и родов войск, новых форм и способов вооруженной борьбы. О военно-научном сопровождении создания перспективных вооружений, военной и специальной техники. О формировании современных подходов к ресурсному обеспечению военных организаций с учетом экономических возможностей государства. Наконец, о разработке форм и способов обучения личного состава армии и флота, его воспитания, дабы военнослужащие имели мотивацию для выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Нельзя стране жить в долг

К настоящему времени в военной науке накопилось много проблем, требующих разрешения, констатировал Дмитрий Рогозин. Наблюдается ряд негативных тенденций, чреватых серьезными издержками для экономики страны и безопасности государства. Отчасти они уходят своими корнями к развалу мощного советского научного потенциала и оборонно-промышленного комплекса СССР, который осуществлял свою деятельность в рамках так называемой оборонной девятки (девять министерств, руководивших предприятиями советского ОПК). Частично эти проблемы связаны с координацией системы подходов к решению задач в сфере обороны и безопасности, обусловлены издержками проводившихся и проводимых реформ, в том числе в Вооруженных Силах.

– Я обозначу лишь несколько болевых точек в этой области, о которых мы сегодня обязательно подробно поговорим, – сказал вице-премьер. – Но прежде всего это проблема дальнейшего совершенствования научного прогнозирования, моделирования, анализа наиболее вероятных расчетных сценариев военных действий возможного противника, а также требуемого уровня оснащения российских военных группировок, позволяющих решать поставленные задачи.

Отсутствие таких сведений пока не позволяет России в полной мере проводить обоснованное определение количественного и качественного состава военной и специальной техники на следующий программный цикл. Хотя соответствующая задача по разработке такой методологии руководству Министерства обороны в свое время была поставлена. И как отметил заместитель председателя правительства РФ, ему хотелось бы понять, как она решается.

Вместе с тем данная проблема, по словам Дмитрия Рогозина, исключительно важна с учетом динамики развития всей военной организации Российского государства, то есть в связи со структурными изменениями, которые сегодня происходят в армии и на флоте, в военных формированиях других силовых ведомств. В прошлом году, например, по решению Верховного главнокомандующего образован новый род войск Вооруженных Сил РФ – Войска воздушно-космической обороны. В настоящее время обсуждается вопрос о создании киберкомандования, призванного обеспечить информационную безопасность как Вооруженных Сил, так и всей информационной структуры государства в целом. Россия в этом отношении стремится идти по пути ведущих западных стран, прежде всего членов Североатлантического альянса, где сегодня уделяется особое внимание вопросам кибервойн и киберборьбы. Например, в США этим уже занимается особое командование, выделяются огромные ассигнования на развитие таких программ. Не отстают и другие страны НАТО.

Важнейшей задачей нашей военной науки, подчеркнул вице-премьер, является военно-научное обоснование роли, в том числе и вышеназванных структур, в системе защиты государства. Сегодня на переоснащение Вооруженных Сил новыми образцами ВВСТ выделяются огромные деньги – 20 триллионов рублей. Еще три триллиона будут направлены на реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) развития оборонно-промышленного комплекса. 22 февраля 2012 года она была одобрена на заседании правительства. Руководство страны рассчитывает на получение должного результата от нее при правильном определении направлений разработки перспективных вооружений, создания прочного военно-технического базиса на будущее.

– Все, что сейчас летает, плавает, используется на поле боя, – это результат того огромного научно-технического задела, который оставлен в наследство нашими отцами, – напомнил Дмитрий Рогозин собравшимся. – Но мы не можем все время жить на наследство родителей. Нам надо создавать свой задел для наших детей.

Уйти от ценовых войн
Заместитель председателя правительства уделил внимание и военной экономике. В основе всех мероприятий по совершенствованию военной организации государства, отметил он, лежит целевое бюджетное планирование. Серьезным препятствием на пути такого рода исследований является отсутствие специальных институтов как в Российской академии наук (в этом Рогозин убедился на недавней встрече в Сибирском отделении РАН), так и в силовых министерствах и ведомствах. Ослаблен также научный потенциал оборонно-промышленного комплекса, где ранее проводили серьезные исследования НИИ «оборонной девятки».

Говоря о военной экономике, нельзя не упомянуть проблему ценообразования при создании вооружения и военной техники, сказал вице-премьер. Мы помним, к чему это привело в 2011 году. Поэтому в 2012-м крайне важно уйти от всякого рода последствий тех ценовых войн, которые преследовали нашу оборонную промышленность и заказчика в лице Министерства обороны и даже вырывались за пределы кабинетов, становились предметом обсуждений и спекуляций в средствах массовой информации. Совершенно очевидно, что для промышленности (в том числе с участием частного бизнеса) получение государственного оборонного заказа – это возможность серьезного скачка в развитии промышленного производства, подготовке и приглашении высококвалифицированных кадров, замене станочного парка. Поэтому душить промышленность псевдоэкономией, по мнению Дмитрия Рогозина, сегодня нет никого смысла. Должна быть разработана справедливая, экономически рассчитанная формула цены, которая позволит производить в срок качественную, высокотехнологичную продукцию.

Это крайне необходимо еще и потому, что промышленная кооперация сложна, связана с взаимодействием десятков, иногда сотен промышленных предприятий. И здесь тоже немалая надежда на военную науку, которая должна обосновать формирование разумной военной экономики – основы кровоснабжения Вооруженных Сил.

Конечно, нельзя не учитывать того, что современные задачи, которые стоят перед военной наукой, решаются на фоне реформирования научно-исследовательских организаций Минобороны России. Военно-научный комплекс Минобороны РФ претерпел не просто значительные, а кардинальные изменения. Усилена централизация управления научно-исследовательскими подразделениями. Произведены сокращение и унификация стоящих перед ними задач. Объединены научно-исследовательские организации, решавшие функционально схожие вопросы. Осуществляется изменение форм и численности НИО...

Что касается последней проблемы, то 7 марта в Доме правительства развернулась серьезная дискуссия, в которой приняло участие и руководство Министерства обороны. Обсуждались вопросы изменения структуры и юридических форм многих научных организаций МО. По словам Дмитрия Рогозина, была высказана озабоченность: как бы в связи с проводимыми оргмероприятиями в работе научных учреждений МО РФ не появилась казенщина. Вопрос поставлен на контроль. 21 мая Минобороны рекомендовано доложить о его решении на заседании правительства РФ. А Военно-промышленная комиссия еще раз вернется к нему в конце года.

Не быть в роли догоняющих
Понятно, что система военных НИО должна разумно управляться, но как бы не выплеснуть вместе с водой ребенка, не нанести еще один удар по неоднократно битой российской оборонной науке. Этого, считает Дмитрий Рогозин, нельзя допустить. Позиция председателя правительства и президента Российской Федерации здесь также однозначна: без военной науки, прогнозного планирования, научно обоснованных решений мы не сможем создать современные Вооруженные Силы, способные при небольших людских ресурсах защитить такую огромную страну, как Российская Федерация. Поэтому нельзя относиться к проблеме схоластически. В кратчайшие сроки потенциал военной науки необходимо восстановить.

Значительные резервы в решении этой задачи лежат в плоскости расширения взаимодействия военных научно-исследовательских организаций с Российской академией наук, где просто истосковались по такой плотной совместной работе. В Сибирском академгородке, где Дмитрий Рогозин участвовал в заседании президиума Сибирского отделения РАН, было прямо сказано, что наша страна всегда славилась фундаментальными прогнозными исследованиями, загоризонтным планированием научной деятельности. А сейчас такое впечатление, что фундаментальная наука и военно-прикладные науки живут сами по себе, как разведенные супруги. Надо максимально вовлекать военную науку в фундаментальные исследования, конкретные научные разработки, всевозможные НИР. На пользу военным ученым будет даже простое посещение наших ведущих научных центров, в том числе таких, как Сколково. Хотя не надо забывать, что и в прежние времена в Советском Союзе создавали подобные техноцентры. Тот же Сибирский академгородок – это Сколково 60-х.

Дмитрий Рогозин высказал мысль, что желательно провести в Российской академии наук встречу гражданских и военных ученых, поговорить о том, что сегодня крайне необходимо для Вооруженных Сил. По его мнению, мы не можем себе позволить зевать в условиях, когда ведущие военные державы проводят исследования и создают современные образцы оружия, заставляя нас наверстывать упущенное, копировать чужие изделия. Это недостойно для российской отечественной науки.

– Мы по сути дела прозевали гиперзвук, вынуждены догонять Запад в создании беспилотников, во многом другом, – напомнил Дмитрий Рогозин. – Нельзя плестись за кем-то. Надо быстро учиться, анализировать происходящее, стремиться понять основные тенденции развития вооруженной борьбы через 10–30–50 лет. Мы должны заложить сегодня основы для фундаментальных научно-исследовательских работ на будущее.

Совсем недавно завершена подготовка нового законопроекта о ходе перспективных оборонных исследований. Он доложен председателю правительства Владимиру Путину и находится на доработке в соответствующих структурах администрации президента. Вскоре будет внесен в нижнюю палату Федерального собрания для утверждения. Остается надеяться, что от момента принятия документа до начала работы пройдет не так уж много времени.

Россия получит легальную основу для формирования того, что в Соединенных Штатах Америки уже давно существует под названием ДАРП – Агентства по отбору и селекции новых оборонных технологий. По словам Рогозина, это будет, образно говоря, научно-технический хищник по оборонным технологиям, который мониторит и отбирает самые современные научно-технические разработки и проекты в оборонной отрасли, тесно взаимодействует с военной наукой, рекомендует лучшее в производство и для принятия на вооружение.

В заключение вице-премьер особо подчеркнул, что все НИИ МО РФ являются базовыми научно-техническими структурами научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при правительстве России. И они обязаны совершить прорывы на важнейших направлениях своей работы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer