Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Удар в автоматическом режиме


29 марта 2012 года Денис Коваленко, Взгляд.ру


Российская авиация ожидает к 2020 году первые образцы ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), заявил главком ВВС Александр Зелин. Рабочих образцов именно ударных машин в исполнении отечественных конструкторов пока представлено не было. Газета ВЗГЛЯД попыталась предположить, какое из российских КБ сможет разработать такой аппарат.

«У ударных БЛА хорошие перспективы, но на сегодняшний день ввиду отсутствия завершенных проектов пока рано говорить об их эффективности на поле боя», – заявил в среду главком ВВС Александр Зелин. При этом очевидна необходимость в такого рода технике, и ВВС ожидают принятия на вооружение соответствующих аппаратов уже к 2020 году.
 
Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Однако на этом тема беспилотной авиации практически сошла на нет. У Минобороны не было средств и идеологических предпосылок для заказа подобной техники. В свою очередь в отсутствие спроса со стороны основного заказчика промышленность сконцентрировалась на выпуске «гражданской» продукции.

В 2008 году Минобороны объявило о начале программы стоимостью в 5 млрд рублей по созданию современных образцов разведывательных беспилотных комплексов. Однако выполнить ее не удалось. Ни один представленный в ее рамках отечественный образец БЛА не только не соответствовал выданному техническому заданию военного ведомства, но и не выдержал самих испытаний. В итоге необходимую технику, а также лицензию на ее производство Россия вынуждена была купить у Израиля.
 
Были ли какие-то конкретные задачи в области создания ударной беспилотной техники – неизвестно. Но в рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» – летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло». Внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.
 
По заявлению разработчиков, «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий. Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета – 4 тыс. километров. Скорость полета у земли – не менее 800 километров в час. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность»/«воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Собственно, на этом все разговоры о его разработке полностью затихли. Это дает повод думать, что «закрытая» презентация, как и эффектная футуристическая внешность машины, – не более чем пиар-акция КБ для привлечения дополнительного финансирования своих разработок. И не имеет под собой никаких реальных изысканий.
 
Годом позже о возможности создания собственного ударного беспилотного аппарата заявило КБ «Яковлева». Его базой был выбран новейший учебно-тренировочный самолет Як-130, а сама работа получила наименование «Прорыв». Использование Як-130, по словам разработчиков, обусловлено тем, что уже сейчас этот учебно-тренировочный самолет представляет беспилотный робот.

У самолета великолепные летные качества – он способен безопасно летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час.  В Як-130 заложены такие элементы автоматизации, благодаря которым машина имитирует поведение любого российского или иностранного истребителя. При этом она абсолютно предсказуема и понятна как для обучаемого, так и для обучающего пилота. Машина самостоятельно способна корректировать ошибки пилотирования обучаемого пилота. В случае если летчик по каким-то причинам потеряет контроль за самолетом, Як-130 по сигналу с земли самостоятельно совершит посадку на аэродром.
 
«Только от создания и продажи «мирных» образцов беспилотной техники отечественные производители ожидают прибыль в 1 млрд долларов»
 
В российских ВВС говорят, что Як-130 станет не только учебно-тренировочной машиной, но и легким ударным штурмовиком. Самолет за раз поднимает в воздух до 3 тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб, с помощью которых можно уничтожать наземные объекты, обеспечить охрану границы, в том числе морской. При этом специалисты ВВС утверждают, что на Як-130 все это выполнить дешевле, чем на МиГах и Су, – топлива летающий компьютер потребляет на порядок меньше.
 
По массогабаритным характеристикам и дальности полета Як-130 аналогичен «Скату». Но, в отличие от второго, производится серийно, стоит на вооружении ВВС, что позволяет надеяться на то, что планы его переоборудования в беспилотный ударный комплекс не такие уж нереальные.

Свой проект беспилотного ударного комплекса представило и КБ Сухого. Его предполагаемое название – Х-40. Об этом БЛА практически ничего не известно, кроме того, что в своей конструкции он, скорее всего, будет наследовать «родовые черты» знаменитых истребителей марки Су. Кроме того, он, видимо, переймет у старших братьев и элементы автоматизации полета и боевого применения.

Уже сейчас истребители Су-30/35  способны выполнять автоматический полет над поверхностью земли с огибанием рельефа местности. При этом машина самостоятельно обнаруживает, классифицирует воздушные, наземные и морские цели. У КБ есть и новейший истребитель пятого поколения Т-50, который сейчас проходит испытания и еще больше отвечает представлениям о роботизированной машине.

В Т-50 реализовано главное требование к современным истребителям – высокая интеллектуализация борта. Радиолокационная станция истребителя с новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты из самолета. Причем как по воздушным, так и по наземным целям.

По всему фюзеляжу размещены несколько десятков различных датчиков, которые позволяют бортовому компьютеру не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает пилоту реальному несколько вариантов действий.

Разработчики говорят, что самолет будет развивать скорость более 2 тыс. километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5 тыс. километров. Вооружение новой машины полностью убрано во внутренние отсеки, обеспечивая так называемую технологию малозаметности «стелс». В этих отсеках, по некоторым данным, могут быть размещены до восьми ракет «воздух-воздух» типа Р-77 или две управляемые авиабомбы массой по 1500 килограммов.
 
Кроме того, на двух внешних подвесках самолета могут быть размещены еще две дальнобойные ракеты, с помощью которых он сможет бороться с целями на удалении 400 километров. Говоря об этой машине, главком Зелин отметил, что она станет платформой для создания целого семейства различных самолетов. Не исключено, что и ударного беспилотного комплекса.
 
В контексте перспективы создания нового стратегического бомбардировщика, задание на аванпроект которого получило КБ Туполева, нельзя не сказать, что многие эксперты отмечают, что машина может стать полностью беспилотной. Уже сейчас самый современный российский стратегический бомбардировщик Ту-160 способен совершать межконтинентальный перелет в автоматическом режиме, самостоятельно применять весь спектр высокоточного управляемого вооружения по заранее намеченным целям.

С 2007 года российские КБ больше ни разу не демонстрировали каких-либо макетов или изображений каких-либо ударных БЛА. Тема, как и раньше, находится в тени более амбициозных и экономически выгодных «гражданских» проектов. Только от создания и продажи «мирных» образцов беспилотной техники отечественные производители ожидают прибыль в 1 млрд долларов. Что касается военных разработок, то, скорее всего, они ведутся за счет собственных средств разработчиков, а это означает весьма небыстрые сроки появления реальных образцов техники.

«В военном секторе, – сообщил газете ВЗГЛЯД директор программы развития беспилотных систем корпорации «Иркут» Юрий Малов, – есть гособоронзаказ, есть конкретные задачи для БПЛА и фирмы-исполнители. Но говорить о каких-то конкретных вещах сегодня преждевременно».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer